Microstoria √ это совместный проект Яна Вернера (Jan Werner, участник Mouse On Mars), который живёт в Кёльне, и берлинца Маркуса Поппа (Markus Popp, проект Oval).
Дебютный альбом ╚init ding╩ вышел в 1995, ╚_snd╩ - в 1996. В 1997-ом вышел сборник ремиксов ╚reprovisers╩.
Весной 2000 на сборнике Sonig Comp. был опубликован трек из грядущего альбома, и вот буквально только что (декабрь 2000-го) появился новый альбом ╚model 3, step 2╩.

Я как задумчивый удав начинаю обвиваться вокруг худощавого, пугливого и деликатного Яна Вернера:
Это действительно новая музыка или мне это так кажется?
╚Да, это совершенно новая музыка, раньше такого не было, это передний край, это точно сегодняшний момент╩.
Но всё-таки не Pan Sonic?
╚Ты знаешь что такое Pan Sonic? √ внезапно просыпается Ян, - Pan Sonic - это рок. Знаешь, этот подход √ резче, громче, дальше, круче... Одним словом, ╚We are shocking you╩ (╚Мы вас поражаем╩). Меня хардкор √ хардкор в широком смысле, то есть вообще всякий аудио-терроризм √ больше не удивляет и не шокирует. Мне просто неинтересно. Подлым или коварным экстремизм быть не может. Если ты агрессивен, если ты в каком-то отношении хардкор, то ты весь на виду, ты прост, ты злоупотребляешь каким-то несложным эффектом: при этом важен не столько сам конкретный эффект, сколько факт злоупотребления √ то обстоятельство, что ты хочешь досадить слушателю. Но ведь это примитив. У меня выработалась какая-то защитная реакция против акустического экстремизма. Сложным и непонятным ты становишься, когда сохраняешь видимость чего-то незатейливого и понятного╩.
Ну хорошо, а в чём именно состоит новизна этой новой музыки?
╚В более сложных внутренних связях. Достигнут новый уровень сложности. Ведь музыка многослойна, не так ли? Так вот, раньше ты всегда слышал эти слои, ты мог их акустически разделить, всегда было понятно, что в каком слое происходит. Теперь акустические комки трансформируются друг в друга, параллельно происходит несколько процессов, каждый из которых взаимодействует друг с другом.╩,br> То есть, если говорить в терминах звуковых дорожек, - перехватываю я инициативу, - раньше звуковые дорожки как бы не слышали друг друга, каждая дудела в свою дудку, а теперь дорожки слышат друг друга и гибко реагируют друг на друга?
╚Можно сказать и так, - соглашается Ян, - в любом случае ни о каком функциональном делении дорожек говорить не приходится √ тут нет ритм-дорожки, бас-дорожки, дорожки с √ не знаю, чем √ с духовыми, дорожки с вокалом, или с тем, что его заменяет... Все дорожки равноправны, они заполнены звуками, и мы изо всего этого дела вьём косичку╩.

Я могу попытаться рассказать, как слышу эту музыку я. Во-первых, мне очевидно, что это поп-музыка. Постоянно всплывают √ или, может быть, лучше сказать √ кристаллизуются - какие-то элементы поп-песен: начало мелодии, рефрен, брейк между двумя строфами... Но когда в обычной поп-песне неминуемо наступило бы повторение, музыка Микростории почему-то уплывает в неизвестном направлении. То же самое относится к так называемому ╚естественному продолжению╩. За двумя аккордами, как известно, следует третий: если ты схватил направление линии, то место, где окажется третья точка достаточно очевидно. С музыкой Микростории этого не происходит: она не повторяется и не продолжается естественным образом. И третья её характерная особенность состоит в том, что она какая-то милая, наивная, нежная. Ещё чуть-чуть и она станет незатейливой детской песенкой.
╚Не согласен с тобой, - серьёзно говорит Ян, - Дети поют очень плохо, если их не натаскивать и буквально не вбивать им в голову, как они должны петь, они поднимут такой вой...╩
Ну хорошо, Ян, - пытаюсь вразумить его я, - давай представим себе песенку для детей, которую написал взрослый дядя? Под детской песенкой я имел в виду простую песенку...
╚Наша музыка очень сложна в гармоническом отношении, - упирается Ян, - дяди таких песенок не пишут, скорее это ближе к фольклору... Кроме того, она совсем не нежная... Мне один мой приятель √ поклонник Брайена Ино, - сказал, что сборник Sonig Comp. он может слушать только до четвёртого трека, дальше √ стена. Он не в состоянии разобраться, что к чему, это не помещается в голове, говорит он... То есть ни о какой наивности или нежности говорить не приходится╩.
Ну, Ян, ты даёшь, √ начинаю потихоньку язвить я √ нашёл кого процитировать, поклонника Брайена Ино! Понятное дело, что ты √ не Нью Эйдж. В твоей терминологии, Нью Эйдж - это злоупотребление спецэффектом и посему хардкор и рок. ╚Мы вас поражаем! Нью Эйдж!╩.
╚Ещё что мне не нравится в твоей характеристике, - продолжает упорствовать Ян, - так это то, что ты говоришь о каком-то перетекании форм...╩
Да-да, - перебиваю его я √ это эффект плазмы, акустической сверхтекучести. Слушатель не может упорядочить это течение, разложить его в простую схему элементарных связей. Я бы назвал всё вместе ╚психоделическая колыбельная╩. То есть была какая-то это очень простая песенка, составные кирпичики которой вдруг потекли, как капельки разноцветной ртути.
╚Нет-нет - протестует Ян, - ты пытаешься объяснить мне, что моя музыка неясна, расплывчата, а это не так. Эффекта неопределённости в ней нет╩.
Ты неправильно употребляешь слова! √ почти ору я на немца, который разумеется, лучше меня знает, какие слова его родного языка ему следует употреблять. - Это очевидно, что эффекта неопределённости нет, что всё кристально чисто, я же говорю √ ╚ртуть╩, а не ╚комок ваты╩ или ╚запотевшее стекло╩. Две сливающиеся капли ртути имеют чётко очерченную границу, ничего неясного в этом нет, неясность возникает, когда близорукий смотрит на мир без очков или сквозь запотевшие очки. Тогда можно говорить, что объектив не наведён на резкость. В твоей же музыке √ или шире - в новой поп-музыке, - объектив на резкость наведён, всё прекрасно видно и слышно, только то, что видно и слышно, невозможно свести к элементарным повторяющимся кружочкам и треугольничкам, то есть редуцировать, упростить. Этот эффект я как раз и попытался назвать словом ╚психоделический╩ - я имел в виду не столько психоделический рок, сколько психоделические плакаты или обложки грампластинок, знаешь, такие текучие и тягучие двуцветные полосы?
╚В принципе ты прав, - выкидывает белый флаг Ян Вернер, - мы действительно пытаемся избегать повторений и очевидных ходов, мы так сказать сбиваем слушателя со следа, причём не обычного слушателя, а так сказать, многоухого, который способен распознать несколько одновременно звучащих простых песенок╩.
И даже такой не найдёт выхода из Микростории?
╚Keine Chance, - улыбается Ян. √ Ни за что╩.

Новая поп-музыка делается на компьютере. Что-то подобное может сделать любой человек, вооружённый персональным компьютером. МИДИ не употребляется, исключительно акустические файлы, или, как их называет Ян Вернер, sounds.
Первый этап √ поиск звуков. Ян ищет в Кёльне, Маркус Попп √ в Берлине и Париже. Когда они встречаются они садятся за один компьютер и пытаются методом проб и ошибок приклеивать одни звуки к другим, то есть клеят чистый коллаж.
╚Самое сложное, - говорит Ян, - это найти сложно устроенные звуки. Ты часами слушаешь один и тот же акустический огрызок, и постепенно привыкаешь к нему и начинаешь видеть его как бы изнутри: интересно он устроен или нет? Если звук выдерживает испытание многочасовым прослушиванием, его можно как-то использовать...╩
Как? Вклеить в самое важное место трека?
╚Ну, так не скажешь, каждый трек требует собственного подхода, у нас же не конвейерное производство в самом деле... да и нет самого важного места... Но в принципе, основные структурные отношения остаются: есть какой-то фон и есть какие-то предметы на переднем плане, или, как сказал бы музыкант, √ ╚солирующие инструменты╩.

Мой рассказ о лейбле Sonig и о новом лице электронной поп-музыки вызвал у радиослушателей скорее скептическую реакцию, дескать, хвалёная тобой Микростория звучит никак уж не ново. Приговор: Микростория √ это применение старой даб-технологии, зацикленные музыкальные фрагменты (loops) и всё такое прочее...
Я позвонил Яну Вернеру и потребовал срочного свидания.
Ян только фыркнул, когда я завёл речь о дабе:
╚Не имеет к нам никакого отношения╩.
Постой, но ведь году в 1996 музыку Mouse On Mars называли нео-дабом и нео-краут-роком?
╚Это всё идиоты-журналисты, - взорвался Ян, - они пишут всё, что им не скажешь. Как-то я написал в пресс-релизе, что Mouse On Mars - предшественники Крафтверк и сильнее всех прочих на Крафтверк повлияли... и что же ты думаешь? Много где это утверждение безо всяких комментариев всплыло. Да, мы назвали один из своих треков ╚Future Dub╩ - мы шутили, нам вообще наплевать... но смотри, через два месяца нам как первооткрывателям присылают на рецензию какой-то трип-хоп-сборник под названием ╚Future Dub. Volume 1╩. Всё это помойка и враньё╩.
Нет, постой, - завожусь я. √ Я в своей бессмертной книге собственноручно написал, что новое техно делается из зацикленных звуков, которые берутся не из стандартной ритм-машины, а из, так сказать, окружающей нас жизни. И, безусловно, эта технология имеет отношение к дабу.
╚Всё не так, - засверкал глазами Ян Вернер. √ Во-первых, даб не имеет отношения к зацикленности, к применению, того что называется loop. Loop √ это техническое понятие, оно связано с минимализмом... А даб √ это саботаж существующей и исправно функционирующей музыки регги. Музыка регги очень энергетична, интенсивна, поэтому и результат её демонтажа √ тоже очень интенсивен. Loops √ то есть постоянно повторяющиеся акустические петли - здесь не при чём.
Что же касается техно, то я к техно не имею никакого отношения. Техно - это идеология, концепция: музыка берётся из машины. Точка.
У техно-продюсера не возникает сомнения, что в этом подходе что-то не то. Если ритм-машина 909 прёт вперёд, то, значит, это то, что надо, это - музыка, это - техно. Просто потому, что Roland 909 уже включён.
Я же вообще ни в чём не уверен и во всём сомневаюсь. Никаких гарантий нет, мы движемся в состоянии полной непредсказуемости. Как я могу использовать зацикленные акустические блоки, когда я не знаю, сколько раз их нужно повторять √ два, четыре, семь? И почему вообще повторять? Понимаешь, тот, кто повторяет звук в цикле, тот уверен: вот машина повторяет, трек растёт, музыка прибывает, это хорошо. А я в этом совсем не уверен. Я не могу доверить принятие решений машине. Понимаешь?╩
То есть ты хочешь сказать, что в твоих треках нет никаких loops?
╚Я хочу сказать, что не имеет это никакого значения, что не помню я, что там есть, а чего там нет, процесс этот во многом случайный, и такой примитивной разгадки √ найди классный огрызок, повтори его сто раз и получится классная музыка... √ уже давным-давно нет.
Если ты такой зануда √ называет вещи своими именами Ян Вернер, - то я тебе скажу √ мы не используем секвенсор, мы не зацикливаем sounds, мы ничего не повторяем... просто потому что проблем много, но нет такой проблемы, решением которой было бы повторение. Loop неисправимо статичен, повторив фрагмент, ты отнимаешь у него жизнь, из музыки исчезает движение... Но я не хочу сказать, что моя цель √ движущаяся музыка. Всё это неважно...
Важно, что мы находимся на плаву и дёргаемся из последних сил, нам не на что опереться, мы не знаем, что такое музыка, как она звучит и кому вообще нужна. Какой там даб? Причём тут даб?
Вы, журналисты, сильно упрощаете себе жизнь, подыскав термин... а мы вовсе не пытаемся валять дурака и не давать вам ясных ответов... мы просто не пытаемся упрощать себе жизнь. Но до вас - до музыкальных журналистов - невозможно донести простую идею, что гарантий нет, что ситуация хаотична и непредсказуема, что всё называется не своими именами, что результат оказывается прямо противоположным тому, на который ты рассчитываешь...╩
А на что ты рассчитываешь? √ перебиваю я Яна.
╚На аналитического слушателя, на такого который не просто слушает, но и думает... Понимаешь, мне мало, что музыку слушают, как музыку. Я имею в виду такой ход мысли: Ну вот, это музыка, она для того, чтобы её слушать, вот я её и слушаю... Человек должен себя спрашивать: почему я это слушаю? Почему это вообще записано? Что это? Я воспринимаю свою музыку как речь, обращённую к слушателю╩.
Кстати, о речи, - радуюсь я повороту темы. √ Рискну высказать предположение, что музыка Микростории кажется близкой, понятной и знакомой, потому что она как раз чересчур человечна. В ней можно расслышать фразы, паузы, изменения интонации. Грубо говоря, я хочу сказать, что принцип построения твоей музыки √ фразировка... это слово из джаз-лексикона. Знаешь, басист Чарльз Мингус был мастером так называемого ╚разговаривающего баса╩ √ talking bass. Он извлекал из своего инструмента такие акустические загогулины, которые звучали как фразы человеческого языка: он что-то спрашивал, отвечал, заикался, возвращался к прерванной мысли, кричал... А саксофонист Эрик Долфи ему отвечал. Это было похоже на то, как два старых приятеля разговаривают или скандалят с закрытыми ртами. Ещё чуть-чуть и ты начнёшь разбирать слова, но и так понятно, о чём они говорят... Я имею в виду, скажем, концертный альбом ╚Mingus In Europe╩.
И Телониус Монк пропускал аккорды пьесы, отчего те аккорды, которые он брал, превращались в как бы висящие в пустоте незаконченные реплики, похожие, знаешь, на греческие скульптуры без рук без ног... Мне кажется, что Микростория идёт примерно этим √ признаемся, довольно традиционным - путём.

╚То, что ты говоришь, не лишено смысла, - задумывается Ян Вернер. √ Визуальные аналогии часто бывают интересными... Но это лишь один из способов интерпретации. И повторю, нам не на что опереться, даже на предложенную тобой аналогию. Она тоже ничего не гарантирует, она висит в воздухе, ей самой нужно на что-то опереться...╩

29.12.2000, Андрей ГОРОХОВ (МУЗПРОСВЕТ)

Вставить эту статью в блог:
Звуки.ру - новости партнёров:
Досье

Чудо-женщина – SIA Сиа выпустила саундтрек к фильму "Чудо-Женщина" и переиздала на виниле свой четвертый альбом »»

Мир спасет любовь – John LEGEND Джон Ледженд показал в новом клипе современных Ромео и Джульетту: мусульманку и нелегала »»

Покадровая съемка – MONATIK Monatik выпустил "режиссерское видео", в котором показал процесс съемки видео "УВЛИУВТ" »»

Теракт на концерте – ИЗ ЖИЗНИ В Англии на концерте Арианы Гранде прогремел взрыв. 19 погибших, 50 раненых. »»

Костюмчик сидел – Adam LEVINE Адам Левин снялся в новом клипе Big Boi на их совместную песню "Mic Jack". »»

Лилу Даллас, мультипаспорт – ФЕСТИВАЛЬ Только для маньяков! Хотите один билет на 90 фестивалей? - Теперь это возможно. »»

Копай глубже – MUSE Muse выпустили пост-апокалиптический ужастик »»

Призраки прошлого – Андрей МАШНИН Андрей Машнин выпустил песню, посвященную легендарной "Камчатке" »»

Без ансамбля – ИЗ ЖИЗНИ Сюрреализм: в московских ЗАГСах запретили музыкантов и шампанское. Лепестки роз тоже запрещены. »»

Достучаться до небес – FOO FIGHTERS Концертная премьера новой песни Foo Fighters. Видео. »»

Свобода, равенство, братство – FREE FOLKS В Москве впервые выступит франко-датский дуэт Free Folks, играющий музыку на стыке джаза и… »»

Море волнуется раз – ФЕСТИВАЛЬ Организаторы объявили полный лайн-ап Ahmad Tea Music Festival-2017: к нему добавился дуэт Seafret »»

Будет больно везде – HURTS Британский поп-роковый дуэт Hurts услышат в семи городах России »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Osheaga 2017: умением и числом – ФЕСТИВАЛЬ The Weeknd и Лорд, Alabama Shakes и Соланж, Muse и Лиам Галлахер на главном рок-фестивале Канады. »»

Step by Step: великие и большие – ИЗ ЖИЗНИ PJ Harvey и Slowdive, The Jesus and Mary Chain и The xx - в концертной колонке Сергея Степанова. »»

Я надену все лучшее сразу – СПЛИН Сплин готовит в Москве летний open air, на котором сыграет все хиты »»

"Жизнь вертится, как рулон туалетной бумаги" – AEROSMITH В Москву с прощальным концертом приезжает вечно молодой Стивен Тайлер и его команда. »»

"Мы ничего не забыли, но кое-чему научились" – СЕКРЕТНЫЙ УЖИН Рокеры Секретный Ужин отметят своё 30-летие, вернувшись на сцену спустя 20 лет. »»

Работа не фолк – GuSli Знаменитые рэперы GUF и Slim представляют свой новый совместный проект - GuSli. »»

80 лет классику электроники – Эдуард АРТЕМЬЕВ 80-летний юбилей Эдуарда Артемьева отметят большим концертом в Мариинке. »»

R.I.P. – Chris CORNELL Ушел из жизни Крис Корнелл. Наиболее вероятная причина смерти - суицид. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Я не знаю, сколько еще продлится зима" – ВАГОНОВОЖАТЫЕ Антон Слепаков рассказывает о своем новом проекте "Стишение обстоятельств" »»

С днем Рождения, папа! – Юрий ШЕВЧУК 16 мая - день рождения ума, чести и совести русского рока. Юрий Юлианович Шевчук - явление в… »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Магистры игры – ФЕСТИВАЛЬ В Москве пройдет 2-й фестиваль Magister Ludi/Магистр Игры, посвященный творчеству композитора… »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Хроника29/05

1982 – Первый сингл группы Madness House of Fun возглавил английский чарт. Это был первый и единственный раз, когда группа поднималась на верхнюю строчку британского хит-парада  »»

Jack PALMER

John Fitzgerald KENNEDY

Irmin SCHMIDT (1937)

Gary BROOKER (1945)

Michael BERKELEY (1948)

Francis ROSSI (1949)

Ron LEVY (1951)

Danny ELFMAN (1953)

Mike PORCARO (1955)

LaToya JACKSON (1956)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

32%

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

4%

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

14%

Юрия Лозу. Он сам напросился

19%

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

28%