ИЗ ЖИЗНИ  От Советского Информбюро

Страна заказала Михалокову новый гимн. Общественное мнение не колыхалось с такой силой, как сейчас - ну, наверное, с момента добровольного ухода Ельцина. Общенациональный скандал разгорается все сильнее, но есть ли у нас c вами выбор на самом деле?.. Об этом размышляет наш музыкальный редактор Алексей Крижевский.

Звуки.Ru вообще стараются воздерживаться от того, чтобы лезть в политику - последнее политическое событие, которое было освещено нашим сервером - это смещение со своего поста Евгения Светланова. Политика - грязная вещь, а музыка - чистая. Мараться не хочется. Но приходится, потому что когда речь заходит о государственной эстетике России, замолкают даже пушки, не то что музы. А когда речь заходит о ее музыкальной составляющей - тут уже вся страна дрожит мелкой дрожью.

Состояние, в котором находятся сейчас президент и парламент, можно описать медицинским словом "вступило". Почему страна со времен арестагоспитализации ГКЧП могла жить под "Патриотическую песнь" замечательного Глинки, а с какого-то момента 2000 года уже не может, остается загадкой. Имея гимн без слов, Россия демонстрировала соседям присутствие такта и вкуса - у страны просто не хватало духу заниматься самовосхвалением в условиях постоянно обрушивающихся государственных пирамид и бесконечно тянущихся траншей кредитов с Запада. Так что такой, мычательный, гимн был более чем уместен. Если сейчас у гимна появятся слова, то это будет, по меньшей мере, нескромно. Если это будут слова Михалкова - это будет третье попадание в одну и ту же воронку, что можно считать по меньшей мере странным рекордом.
После 1993 года Ельцин умудрился объявить день большевистского переворота, 7 ноября, Днем примирения и согласия. Если следовать логике людей, придумавших это, то все коммунисты, живущие в элитных домах на Патриарших Прудах, должны были воцерковиться сразу после переименования оных (раньше, кто помнит, они назывались Пионерскими). Путин сейчас идет той же тропой - он посчтал, что музыка Александрова заставит забыться в пароксизме ностальгии ту прокоммунистическую часть населения, которую оставили без тепла и денег, и наступит в государстве мир, и никто не будет перекрывать федеральные трассы.

Общественное мнение не колыхалось с такой силой, как сейчас - ну, наверное, с момента добровольного ухода Ельцина. Нормальные люди - Фазиль Искандер, Белла Ахмадуллина и другие уважаемые члены общества по старой привычке обратились к президенту с открытым письмом, в котором настоятельно просили не делать глупостей и вмешаться как можно скорее. Затем высказаться по поводу гимна решили все кому не лень. Патриарх Алексий высказался в том духе, что гимн на музыку Александрова подчеркнет связь поколений и времен - нынешнего, смутного и страшноватого прошлого, которое все-таки надо уважать. Хочется напомнить иерарху, что те самые времена, преемственности с которыми он жаждет, характеризовались тотальным проникновением коммунистичсеского государства в дела церкви, преследованиями верующих, и больше походили на пришествие рыжего апокалиптического коня, нежели на что-то, с чем православной церкви стоило бы себя связвать связью времен.
То же самое можно сказать и о мире светском - уважение к эстетике отцов украшает сынов, но лишь до той поры, пока дети не начинают делать фетиш из хранящихся в чулане истории пыльных отцовских регалий. В таком случае - дальше будет возвращение Феликса, красный флаг и колосисто-ленточный герб. И Путин, уверенно говорящий правильно подобранные слова о почтении и исторической преемственности, вряд ли задумывается о психоаналитическом аспекте своего мнения-тире-решения. Это для постмодернистки настроенных умников двух столиц все равно, над чем смеяться - над старым гимном Михалкова-Александрова или над новым, того же авторства. Они-то живут в другом эстетическом измерении, нежели вся остальная страна. А миллионы других людей с принятием старо-нового гимна окажутся в совершнно другом эстетическом контексте, изменение которого скажется прежде всего в изменении социально-психологиеских факторов их и без того не совсем человеческого существования.

Теперь - о словах. Примечательно, что автор слов к новому гимну, в молодости детский коммунистический поэт, уже писал гимн сначала Сталину, а потом постсталинскому застою - и под тот, и под другой приходилось вставать. Лет двадцать назад - не то, что сейчас, носом особенно не повертишь, встанешь как миленький. Сергей Михалков напоминает не меняющегося с годами толкиновского Бильбо Бэггинса с Кольцом Всевластья на пальце - он не меняется от эпохи к эипохи, и даже начинающему филологу видно, что в его гимнах есть некие константы ("величие", "полет", "торжество"), стихотворный каркас, в который подставляются менющиеся со временем исторические переменные - союз нерушимый меняется на Lорел двухглавый" без особых даже потерь для размера, а красный флаг с легкостью заменяется на трехцветный (господин Михалков, закон о флаге будут рассматривать после закона о гимне, откуда вам известно, что флаг у России останется трехцветным?).

Вот текст михалковского гимна (если вы родились до 1980 года, напевайте на музыку Алескандрова):

Могучие крылья расправив над нами,
Российский орел совершает полет,
И символ Отчизны - трехцветное знамя -
Народы России к победе ведет!
(сравните: "Нас к торжеству комунизма ведет")
Припев.
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой!
(можно было оставить дружбы народов надежный оплот" - нейтральная вполне фраза)
Предками данная мудрость народная!
Родина, славься! Господь над тобой!
(откуда это взялся Господь у автора сталинского гимна)
Никто не поставит тебя на колени,
Родная, великая наша страна!
В сраженьях решалась судьба поколений,
Во славу России, во все времена!
Суровой дорогой лихих испытаний
В борьбе за свободу пришлось нам пройти.
С надеждой и верой вперед, россияне!
И пусть нас Господь сохраняет в пути!

Имя господа помянуто всуе два раза за всю песню - верный признак неофитства, господин Михалков.
Занялись составлением гимнов и другие люди, например, Евгений Примаков:

"Россия прошла череду испытаний -
Теперь судьбы Родины в наших руках
Поднимемся все, как один, россияне,
Чтобы сделать счастливой страну на века.

Припев.
Славься, Отечество наше единое,
Мира достоинство, честь и оплот!
Знамя Российское непобедимое
К новым свершениям нас приведет!
Отеческим домом для многих народов
Стала Святая великая Русь.
Овеяна духом добра и свободы,
Тебя я люблю и тобою горжусь.
Кто честно стремится сотрудничать с нами,
В России надежного друга найдет,
А тот, кто готовит враждебные планы,
Пусть знает: его поражение ждет.

Создатели гимна никак не могут уйти от намертво засевшего в мозги за годы партийной работы размера и привычных штампов - оплот, отечество наше свободное и т.д. Последние две строчки навеяны приветственной новогодней речью тогда еще и.о. президента - едва рассказав о перспективах ожидающей россиян счастливой жизни, Путин, если помните, стал сразу угрожать непроявившемся врагам отечества и другим неубитым медведям.

Дальше пошли несерьезные варианты, например, от фракции СПС:

От моря до моря раскинулась вольно
Страна деловых и активных людей!
В свободной России народы довольны,
Живя под крылом либеральных идей!
Славься, ты общество наше открытое,
(где ты, Сорос?)
Для инвестиций широкий проход!
Рынка валютного быстроразвитие
Нас к торжеству глобализма ведет!
Цари и генсеки народ не сломили,
И прах коммунизма стряхнули мы с ног!
Права и свободы людей окрылили,
Мы трудимся честно и платим налог!
Славься, народная собственность частная,
Прав человека вернейший гарант!
Жизнь мы построим такую прекрасную -
К нам возвратится любой эмигрант!
Смешно, конечно - преобладаение экономической составляющей над собственно политической. Господам с правого фланга стоило бы напомнить, что нынешний отцелюбивый гарант либеральных ценностей воцарился при живейшем участии СПС...
Прекрасный вариант гимна предложил в "Известиях" едкий Максим Соколов...
С властями все ясно. Непонятно только, почему писать гимн страна, избравшая для себя путь просвещенного либерализма, поручает живой реликвии - придворному поэту кровожадных или же слабоумных диктаторов, которых он успешно пережил. В России есть много хороших, советских и не очень, песен - "Прощание славянки", "Врагу не сдается наш гордый варяг", "Лейся, песня". Все эти песни, искренние и хорошие, были прочувствованы и спеты "Митьками" на их "Митьковских песнях" - а это верный индикатор по крайней мере искренности. И встать, услышав "Лейся песня на просторе, здравствуй, милая жена, штурмовать далеко море посылала нас страна" будет гораздо приятнее, нежели нехотя отрывать от стула задницу под музыку победивших шариковых, под которую они котов душили-душили...

Редакция Звуков Ру выносит три предложения на голосование в Госдуму - на выбор:
1) Принять в качестве текста государственного гимна Российской Федерации молитву оптинских старцев (Боже, даруй ясность и душевный покой принять все то, что я не могу изменить...)

2) Поручить написать текст гимна самым русским людям на свете - митькам, а музыку - самому популярному русскому композитору Никите Богословскому.

3) Принять в качестве государственного гимна РФ песню "National Anthem" британского ВИА Радиоголова.

По идее, после этого просто обязан наступить катарсис.

07.12.2000, Алексей КРИЖЕВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)