MOSCOW ART TRIO  Новый русский рэп

Новоджазовое Moscow Art Trio не выступало в Москве семь лет. Поэтому концерта в "Доме" ≈ их первого полноценного концерта в Москве за много лет ≈ ждали с большим интересом. Неужели еще ждать семь лет? Или придется ехать в Норвегию или в Монтрё?..

Новоджазовое Moscow Art Trio не выступало в Москве семь лет. Разумеется, это не значит, что оно не выступало вовсе, или, решив "вернуться к корням", играло, например, в Молдавии на свадьбах √ там, откуда началась музыкальная карьера лидера трио Михаила Альперина. Просто сейчас Альперин живет в Норвегии, среди голубых фьордов и радушных неторопливых людей, и именно оттуда Moscow Art Trio ≈ самый востребованный джазовый ансамбль из России! ≈ колесит по всем джазовым фестивалям Европы. Прошлой весной Альперин добрался-таки до Москвы. Он дал сольный концерт в Овальном зале антрепризы Союза музыкантов, а Moscow Art Trio показало абсолютно новую программу с участием норвежской певицы в маленьком зальчике Фонда Культуры. Набившиеся туда специалисты сошлись во мнении: очень интересно, но еще совершенно сыро.

Поэтому концерта 3 декабря в "Доме" ≈ первого полноценного концерта Moscow Art Trio в Москве за много лет ≈ ждали с большим интересом. Тем более что месяцем ранее, в начале ноября, трио записало новую студийную пластинку. В зале было множество джазовых людей, в том числе тех, кто в "Дом" в принципе не ходит ≈ как например, Алексей Баташев или Алекс Ростоцкий, сам хозяин респектабельного джазового клуба.

Что же касается самой программы, то первое, что обращало на себя внимание ≈ из исполняемой трио музыки практически исчез орнаментализм. Из-под пальцев Альперина не выходили больше его "фирменные" балканские и румынские плясовые, Аркадий Шилклопер не использовал ни электропримочки, ни трехметровый альпийский рог. Сергей Старостин не голосил фальцетом народные заплачки и причитания, а пел мягким тенором слова, которые тоже показались мне вовсе не записанными в этнографических экспедициях, а авторскими. Даже его фольклорные рожки, свирели и дуделки стали не просто служить украшением или играть одну-две ноты в басу, но уверенно "попадали в ноты" и вели мелодию (несмотря на шутливое, "на публику, ворчание Альперина: "Десять лет настроиться не можешь").

Вообще музыка стала еще более академичной ≈ в том смысле, что еще менее джазовой (хотя, казалось раньше, куда уж менее?). Большую часть выступления музыканты внимательно глядели в ноты. Кроме того, она стала более минималистичной. В одной, совершенно волшебной "китайской" пьесе Шилклопер в буквальном смысле дул в кулак ≈ именно этот момент запечатлен на фотографии. В другом номере мультинструменталисты-виртуозы Старостин и Альперин использовали в качестве духовых и ударных инструментов разноцветные гибкие пластмассовые шланги.

Единственный сольный номер из "прежнего", взрывного и супертехничного Альперина был встречен с первых же тактов шквалом аплодисментов, но Альперин быстро перевел его в насмешку, чуть ли не пародию на самого себя. Меланхоличных же, грустных номеров в этот раз не было совсем Вообще, отчетливо бросалось в глаза, что участники трио, в первую очередь Альперин, в прекрасной форме и в прекрасном настроении. Они, как раньше, топали, хлопали, и даже сообразили на троих целую классическую оперу, при этом Старостин, складывая руки на воображаемом бюсте, голосил за дородную примадонну, а Альперин, поминутно откашливаясь, что-то неразборчиво, но явно "по-итальянски" бурчал глубоким басом.

Закончило Moscow Art Trio своё выступление еще одним чудесным китайским, или как вполне уместно пошутил непременный церемонейместер "Дома" Николай Дмитриев, "китайско-техасским" номером. Неужели еще ждать семь лет? Или придется ехать в Норвегию или в Монтрё? Ездим же мы в Финляндию на Riverdance и в Варшаву на Тома Уэйтса┘

07.12.2000, (ЗВУКИ РУ)

MOSCOW ART TRIO

Дата рождения:

1 января 1999