ФЕСТИВАЛЬ  КИНОпробы: еще десять лет и пора назад

Претензия у проекта была очень серьезная √ навести мосты между советским и уже совсем не советским роком, между двумя ошарашенными поколениями, не знающими, на каком языке друг с другом разговаривать. Несмотря на то, что большинство молодых участников проекта неоднократно заявляли, что они росли на песнях Цоя, любить и чтить его √ одна задача, а спеть на трибьюте, причем так, чтобы сказать через кавер-версию что-то свое √ совершенно другая, и на порядок сложнее.

╚Олимпийский╩ устал. Устали охранники, устали продюсеры и бизнесмены, информационные спонсоры и артисты. Устали зрители. Всем хочется отдохнуть и посидеть в тишине.

Последний крупный фестиваль этого года √ ╚КИНОпробы╩, прошел в ╚Олимпийском╩ 17 ноября. И поставил точку в одноименном проекте, включавшим в себя этот самый стадионник и компакт-дилогию.
Ажиотаж начался после того, как Земфира выпустила сингл До свидания, на котором присутствовала ее версия Кукушки. Затем НАШЕ РАДИО прокрутило малиново-клубничную Восьмиклассницу в исполнении Мумий-Тролля. И - всем приказали ждать выхода альбома.

На самом деле, альбом стал первым серьезным российским трибьютом (не мыслю обидеть участников проекта Депеша для Depeche Mode). Серьезный - потому, что люди пришедшие на концерт, впервые за весь фестивальный сезон-2000 не состояли на 100 процентов из зрителей моложе 20 лет, да и на сцене была не только ╚молодая шпана╩, но и, что называется, друзья и современники √ Пикник, Рикошет┘ Претензия у проекта была √ навести мосты между советским и уже совсем не советским роком, между двумя ошарашенными поколениями, не знающими, на каком языке друг с другом разговаривать.

Несмотря на то, что большинство молодых участников проекта неоднократно заявляли, что они росли на песнях Цоя, любить и чтить его √ одна задача, а спеть на трибьюте, причем так, чтобы сказать через кавер-версию что-то свое √ совершенно другая, и на порядок сложнее. Концерт стал экзаменом на честность для участников, проверкой на склонность перетягивать одеяло на себя √ внимательные Король и шут, Чичерина, Мультфильмы, Лагутенко со мумитоварищи, преподнесшие публике далеко не самую известную песню вдобавок к своей Восьмикласснице, Танцы Минус, Краденое Солнце, честные ВВ, привезшие с собой не только украиноязычные версии ╚Пачки Сигарет╩ и ╚Солнечных Дней╩, но и питерского флейтиста, с которым познакомились на улице в Киеве √ всем им за бережное отношение к предмету было воздано по справедливости. Михей и Кукрыниксы выступили неудачно по сходным причинам √ последние играли ╚Кончится лето╩ как свою (имея на это формальное право, так как в группе играет бывший гитарист КИНО Юрий Каспарян), а Джуманджи решили, что их ╚Троллейбус╩ будет идти на восток расхлябанно и ╚как попрет╩ (прямая речь Сергея ╚Михея╩ Крутикова на концерте).
Потрясающим грустным было выступление Земфиры √ девушка стояла с гитарой посреди огромной сцены, и отрешенно глядя в зал, тонким и сильным голосом пела одну из лучших песен Цоя. Уровень драматургии не уступал уровню исполнения.

Концерт поручили вести Сергею ╚Африке╩ Бугаеву и Олегу Гаркуше. Оба были несколько подавлены свалившемся на них мемориальным грузом, но в сочетании с редчайшими кадрами архивной хроники их присутствие на сцене создавало тот самый дух, который авторы идеи (Игорь ╚Анкер╩ Гудков и Марианна Цой), видимо, хотели донести до молодой части аудитории. Правда, идея закончить концерт хоровым пением ╚Апреля╩ была провальной √ отчего-то сразу вспомнился пионерлагерь, песни у костра, оставляющие чувство ненужного единения. Что-то было глубоко коммунистическое в этой последней песне.

В день концерта, 17 ноября, вышел второй диск дилогии КИНОпробы. И если на первой пластинке в основном безраздельно царствовал рокапопс, то на второй за дело взялись ╚отцы╩ - БГ с песней ╚Генерал╩, Александр Ф. Скляр (╚Мама, мы все сошли с ума╩). Очень уместно звучит на диске раритет √ покойный Дюша поет песню ╚Электричка╩ (великолепное исполнение, сравнимое с оригиналом).

Итак, поставлены точки, каверы останутся еще на некоторое время в радиоротации √ славить своих авторов (и оригинал заодно), идеологи чувствуют приятную пустоту в мышцах, а устроители подсчитывают честно заработанные деньги. Скольких новых поклонников обретет покойный русский рок-классик √ неизвестно, ибо уважение к отцам у хорошо воспитанных детей далеко не всегда имеет исчислимый в рублях эквивалент. Хорошая идея, достойная повторения. Но √ один раз в десять лет. Или по крайней мере в пять. Чтобы не превращать в икону того, кто воспротивился бы собственной канонизации.

22.11.2000, Алексей ВОЛОДИН (ЗВУКИ РУ)