MADONNA  Акела промахнулся?

История неуспеха: как Мадонна шаг за шагом проигрывала битвы в ходе промо-кампании своего альбома "Rebel Heart".

Около 300 миллионов проданных записей по всему миру. Самые успешные гастрольные туры среди женщин с суммарным доходом в 1,18 миллиарда долларов. Четвертое место в списке самых продаваемых артистов мира. 156 первых мест в различных чартах Billboard. Догадались? Речь идет, разумеется, о Мадонне.

Успехи и победы певицы можно перечислять бесконечно долго, все-таки ее имя у всех на устах с начала 80-х годов. Однако и в идеальную бочку музыкальных достижений и рекордов может попасть ложка разочарования. Таковы, как ни странно, невыразительные результаты ее нового альбома "Rebel Heart". Как так получилось?

Тринадцатая по счету студийная работа Мадонны сходу заняла 1-е место в Австралии, Италии, Германии, Венгрии и других странах общим количеством в 16 штук, но ей не покорились два самых важных и ключевых музыкальных рынков планеты – США и Великобритании, где "Rebel Heart" дошел только до вторых мест в чартах. Парадоксально, но многие критики сходят в том, что данная пластинка на голову сильнее ее двух предыдущих работ ("MDNA" 2012 года и "Hard Candy" 2008-го), однако пока что коммерческий успех обходит "Rebel Heart" стороной. Разумеется, этот альбом ни в коем случае нельзя причислить к категории коммерческих провалов, но ровно тогда, когда сама Мадонна сильно увлечена своим альбомом и активно его продвигает, не жалея фантазии, ее усилия не конвертируются в солидные цифры вырученной прибыли.

Сама певица одной из главных причин низких продаж "Rebel Heart" называет произошедшую в декабре 2014 года утечку демо-версий песен с альбома в интернет. При этом альбом Бьорк (Bjork) "Vulnicura" также был слит в сеть в январе, и менеджмент исландской певицы принял волевое решение немедленно выпустить пластинку в цифровом виде. В результате чего госпожа Гудмундсдоттир попала на высокие места в мировых чартах, а выход физической версии в марте принес ей лишь дополнительные бонусы. Так что неуспех "Rebel Heart" можно списать скорее на не слишком удачную промо-кампанию, а также странные и неоднозначные решения, которые в этот раз стоили Мадонне "мирового господства".

Выход предыдущей пластинки, "MDNA", сопровождался одним из лучших по своему воздействию на американского покупателя рекламных ходов: певицу пригласили выступить со специальным сетом в перерыве Суперкубка, одного из важнейших спортивных и телевизионных событий для США. Не приглашение, а мечта любого специалиста по пиару и маркетингу. В сухом остатке 12-минутное попурри из лучших хитов и лид-сингла "Give Me All Your Luvin" при участии LMFAO, Си-Ло Грина (Cee-Lo Green), Ники Минаж (Nicky Minaj) и M.I.A. стало чуть ли не единственной промо-активностью певицы. Шоу увидело 114 миллионов зрителей, новый сингл дошел до 10-го места в Billboard Hot 100, а сам альбом торжественно дебютировал на первом месте с результатом в 359 тысяч проданных копий. И пусть злые языки напоминали, что почти половина этого тиража служила дополнением к билетам на анонсированные концерты певицы, такие шестизначные цифры в наше время являются редкостью. (В последующую неделю альбом совершенно ожидаемо обвалился, но в итоге все-таки получил золотой статус.) В наше сложное цифровое время первая неделя релиза является ключевой: обычно именно она определяет коммерческий потенциал релиза.

В случае с "Rebel Heart" Суперкубка, способного существенно расширить аудиторию, в распоряжении у Мадонны не оказалось. Для промо-кампании тринадцатого альбома певица, правда, выступила на главной музыкальной премии "Грэмми", однако всем скорее запомнился не эффектный номер, а ее появление на красной ковровой дорожке. Дело в том, место чуть пониже спины было прикрыто прозрачной сетчатой тканью, которая обнажала, а не прикрывала пятую точку 56-летней артистки. Сама Мадонна говорила, что хотела похулиганить, однако даже ряды ее преданных фанатов моментально разделились на два лагеря. Кто-то восхищался ее смелостью, аргументируя это протестом против сексуальной объективации и борьбой за естественность, другие же, наоборот, крутили пальцем у виска, аргументируя это тем, что выглядеть соответственно возрасту – это и есть борьба за естественность. Скандал? Да, но весьма неоднозначный.

Стоит также отметить выступление Мадонны на Brit Awards, во время которого певица, зацепившись плащом, оступилась и упала со сцены. Как ни странно, но именно после этого падения ее сингл "Living for Love" впервые за шесть лет сумел попасть в топ-30 английского чарта (пусть и всего лишь на 26-е место), попутно породив шутку: "Сколько раз должна упасть Мадонна, чтобы попасть в топ-20?"

Понимая важность частого мелькания в телевизоре, певица устроила себе недельную резиденцию в шоу Эллен Дедженерес, бойкой любимицы всея Америки. Все бы хорошо, но целая неделя? И насколько интересна Мадонна с ее клубным звучанием взрослой публике? Все-таки с возрастом обычный слушатель поп-музыки прекращает следить за передовыми стилями и новинками, консервируясь и сосредотачиваясь на музыке из своей юности. Нужно ли Мадонне заигрывать с трэпом (см. песню "Bitch I'm Madonna"), если этим вполне успешно занимаются юные барышни, выросшие на этом стиле?

Радио в качестве промо-инструмента для Мадонны уже не годится. Ее треки больше не попадают в ротацию BBC Radio 1, так как считается, что нынешнее творчество Мадонны... слишком возрастное для молодежи. Неизвестно, придерживаются ли такой позиции относительно возраста певицы программные директора американских радиостанций, однако на поп-станции, рассчитанные на широкую аудиторию, треки Мадонны также берут очень неохотно.

Еще одним полем битвы для "бунтарского сердца" стал мир мобильных приложений - юное поколение все чаще и чаще использует смартфоны - и тут снова что-то не срослось. Премьеры песен, эксклюзивные интервью и другие акции для фанатского ядра сегодня регулярно происходят в мобильных приложениях. Например, Рианна (Rihanna), с каждым годом все больше претендующая на звание главной поп-певицы планеты, для премьеры отрывка из сингла "Bitch Better Have My Money" использовала программу для видеопереписки Dubmash. А пользователи продукции Apple недавно вообще как-то проснулись и без предупреждения обнаружили новый альбом U2 в своем iTunes. Менеджмент Мадонны пошел еще дальше. В поисках новой формы промоушена они скооперировались с приложением Grindr, которое является популярной платформой для знакомства среди геев. Через приложение разыгрывалась возможность задать Мадонне несколько вопросов напрямую. Да, певица в течение всей карьеры поддерживала и поддерживает ЛГБТ-движение, однако данный шаг практически отрезал от акции гетеросексуальную аудиторию, которая вполне могла решить, что ее сознательно отсекают от нового материала или от возможности пообщаться с любимой певицей.

Показательно, что именно современные технологии неожиданным образом помешали Мадонне попасть со своим альбомом на вершину Billboard 200. Дело в том, что с недавних пор при его составлении учитываются не только данные по продажам, но и стриминг. В ту же неделю, что и "Rebel Heart", в продажу поступил саундтрек к сериалу "Империя", одному из главных телевизионных хитов этого года. Музыкальные аналитики предрекали большую и жаркую битву за первое место. Итог получился для Мадонны неутешительным: 121 тысяча единиц против 130 тысяч у саундтрека. При этом, если брать цифры чистых продаж, то у певицы набралось 116 тысяч копий альбома, в то время как у "Империи" этот показатель равняется 110 тысячам копий. Однако стриминг сделал свое цифровое дело, и из-за него Мадонна проиграла. Дальше - хуже. На второй неделе продажи "Rebel Heart" уже упали на 78%, оттеснив певицу сразу на 21 место. А что же "Империя"? Саундтрек плавно опустился на вторую строчку, с падением в 16% и 110 тысячами копий. Шах и мат.

К чести Мадонны, она не сдалась после всех перечисленных стратегических просчетов. Следующий сингл, баллада "Ghosttown", уже попал в ротацию радио для возрастной публики. И чтобы перекинуть мостик к молодому поколению, певица исполнила эту песню на премии iHeartRadio Music Awards вместе с Тэйлор Свифт (Taylor Swift), которая трогательно исполнила партию на акустической гитаре. С тех пор новоявленные “лучшие-друзья-навсегда” обмениваются трогательными сообщениями в твиттере на глазах у публики, а Мадонна, что вполне вероятно, предстала перед тинейджерами в новом свете, а не только как 56-летний кумир их родителей.

Стоит ли после всего этого "списывать" Мадж со счетов? Разумеется, нет. На ум сразу же приходит Шер (Cher), которой не только удалось добиться самого оглушительного коммерческого успеха в своей карьере на шестом десятке после выхода сингла "Believe", но и попутно ввести в моду автотюн. Так что от Мадонны, которая успешно изобретает и перекраивает себя больше 30-ти лет, каждый раз удивляя публику чем-то новым, по-прежнему можно ждать многого. Да и альбома с балладами она не выпускала давно.

08.04.2015, Владимир БАСКОВ (ЗВУКИ РУ)

MADONNA - свежие публикации:

Сайт: www.madonna.com

MADONNA

Главное качество Мадонны Луизы Вероники Чикконе – умение чувствовать дух времени и в каждый момент оставаться актуальной, то и дело забегая вперед музыкального паровоза истории. Именно это чутьё со временем и привело дочку небогатых провинциальных выходцев из Италии и Канады к званию главной поп-звезды рубежа веков и самой успешной женщины в музыкальном мире.

Дата рождения:

16 августа 1958

Подробности из жизни:

Персона:

Мадонна Луиза Вероника Чикконе (Madonna Louise Veronica Ciccone) - певица, актриса.

Подробности из жизни:

Главное качество Мадонны Луизы Вероники Чикконе – умение чувствовать дух времени и в каждый момент оставаться актуальной, то и дело забегая вперед музыкального паровоза истории. Именно это чутьё со временем и привело дочку небогатых провинциальных выходцев из Италии и Канады к званию главной поп-звезды рубежа веков и самой успешной женщины в музыкальном мире. В восьмидесятые Мадонна вполне органично смотрелась в образе диско-дивы: исполняла незатейливые, но привязчивые и хорошо аранжированные танцевалочки и понемногу эпатировала публику чересчур сексуальным по меркам тех времен имиджем. И хотя многие справедливо замечали, что хореографическая подготовка певицы сильно опережает вокальную, те, кому довелось работать с Мадонной (а над её пластинками часто работали "лучшие люди" диско-эпохи вроде Найла Роджерса (Nile Rodgers) и Шепа Петтибона (Shep Pettibone))…

Далее... →