ФЕСТИВАЛЬ  Tallinn Music Week - выводы и итоги.

Лучшие кейсы Tallinn Music Week: говорят зрители и профессионалы.

Продолжаем рассказ о лучшем эстонском фестивале-шоукейсе Tallinn Music Week. Каждую весну Таллин становится эпицентром музыкальной жизни не только в Прибалтике. И дело не только в сказочной атмосфере старого города, где расположено большинство площадок феста. Talllinn Music Week - это приятные открытия как в эстонской музыке, так и в музыке других стран.

День второй

Президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса, который каждый год выступает с речью на открытии фестиваля, директор Tallinn Music Week, Хелен Силдна так и представила: "наш рок-н-рольный президент". Тот в ответ рассказал историю из жизни: "35 лет назад я работал в школе, где преподавал английский. Сегодня получил письмо от одного из своих бывших учеников. В письме он сообщил, что мой факультатив "История рок-н-ролла" навсегда изменил его жизнь. К сожалению, он не уточнил, была ли эта перемена к лучшему". Вдобавок президент проанонсировал некоторые события фестиваля, в том числе, первый в Северной Европе Classical Music Rave. "Я бы обязательно сходил, но вряд ли смогу - слишком стар", - пошутил политик.

Вечерняя программа началась с церкви Niguliste. После длительной реставрации здание лютеранского собора в 1984 году стало филиалом эстонского художественного музея. Зал с устремленными высоко в небо сводами и коллекцией средневековой живописи впечатляет. В этом неземном пространстве музыка барочного ансамбля Floridante кажется неотъемлемой составляющей. Для того, чтобы композиции эпохи барокко звучали как в оригинале, участники ансамбля играют на инструментах того времени, конца XVI - начала XVII вв. Теорба (басовая разновидность лютни), клавесин, гобой и виола - вместе создают таинственное звучание, побуждающее слушателя ловить каждый штрих и затаить дыхание на паузах.

Тем же вечером можно было приобщиться к классике в иной версии. Программа Classical Music Rave была самым ожидаемым событием фестиваля. Неудивительно, что за полчаса до начала у входа в бывший корпус электростанции - ныне творческий кластер Kultuurikatel - образовалась длиннющая очередь. Формат Classical Music Rave довольно популярен в Европе, особенно в Голландии и Германии. Это выступление, в котором принимают участие академические музыканты и диджеи. Вместе они создают вариации на тему известных классических композиций.

В Kulturikatel места достаточно не только для диджейского пульта, но и для целого хора. Девушки из Algorütmid & Chamber Choir Sireen компактно разместились на железных балкончиках и лестницах, соединяющих ярусы цеха. Внизу находились дирижер и диджей Айвар Тонсо (Aivar Tõnso), задачей которого было вовремя вступить после хора. Все началось с хорового исполнения фрагмента из Pink Floyd, которое плавно перешло в слегка звенящий дроун-эмбиент. Затем среди затихающего шума снова прорезался хор, поющий молитву "Богородице Дево" - несколько неожиданный ход - после чего в воздухе снова повис электронный шум. Так, передавая друг другу эстафету, хор и Тонсо плавно сошли на нет. Лица слушателей казались скучающими. Впрочем, может быть только казались. В целом, выступление хора было самым ярким моментом классического рейва. После Тонсо за пультом оказался Валгейр Сигурдссон (Valgeir SIgurðsson), ради которого некоторые (в том числе и автор материала) пришли сюда. Но чуда не произошло. Сет Валгейра прозвучал местами мощно, но все же не так насыщенно как хотелось. Но тут дело, скорее, в музыке скандинавских композиторов, фрагменты которых использовал Сигурдссон. Возможно, если бы эти фрагменты звучали живьем, все было по-другому.

День третий

Tallinn Music Week сложно представить без фолк-музыки. Наиболее яркой площадкой третьего дня стал Дом Братства Черноголовых. Так когда-то называли объединение неженатых купцов и судовладельцев, которое находилось в этом здании. Дом XV века, пропитанный стариной, прекрасно подошел для фолк-программы фестиваля. Программу открыла Марья Нуут (Maarja Nuut), скрипачка, певица и исполнитель песен, навеянных традиционной эстонской музыкой. Обходясь скромным инструменталом - скрипка, лупер, миди-контроллер и собственный голос - Марья превращает народные песни в удивительные и прекрасные истории. На концерте певица также использовала специальную платформу для чечетки. Танцуя, Марья создавала ритмическую основу для песни, записывала на лупер и затем снова возвращалась к скрипке.

Следом за Марьей Нуут на сцену вышла Мари Калкун (Mari Kalkun), известная своим прекрасным голосом и игрой на кантеле. Каждый концерт Мари - это перфоманс, в процессе которого зрители чувствуют себя сопричастными к происходящему. Певица транслирует эмоцию народной песни, словно передавая не только свои ощущения, но переживания большой группы людей, этноса. В одной из композиций Мари поет от лица женщины, которая оплакивает умершего. После этого осознаешь, что вне зависимости от истории и языка у всех народов общие переживания, а чувство - универсальный язык общения.

Редакция Звуков попросила нескольких российских делегатов Tallinn Music Week 2015 поделиться впечатлениями.

Илья Зинин, независимый промоутер и журналист, соавтор книги "Песни в пустоту":

Я слышал о Tallinn Music Week много хороших отзывов, но побывать там получилось только в этом году. Что тут сказать? Я под большим впечатлением. Во-первых, очень понравилась мультиформатность фестиваля - звучала самая разная музыка, от хип-хопа до психо-фолка. Во-вторых, это реальный шанс для молодых музыкантов показать себя и обзавестись нужными контактами в Европе, все делегаты (среди которых известнейшие промоутеры и организаторы фестивалей) открыты для общения. Ну и в третьих, отдельного упоминания заслуживает гостеприимство организаторов - огромное им спасибо! Всю программу фестиваля отсмотреть не было никакой возможности, очень много событий на единицу времени, из моих персональных открытий Tallinn Music Week очень рекомендую безумную норвежскую группу Sturle Dagsland - 21 апреля их можно будет услышать в Китайском Летчике Джао Да.

Александр Бергер, пресс-атташе группе Trubetskoy:

Для группы Trubetskoy участие в TMW было экспериментом. Мы решили поиграть в молодую группу - каковой, в принципе, и являемся, несмотря на все предыдущие заслуги и регалии музыкантов. И просто подали заявку на участие в фестивальной программе на общих основаниях. К моему удивлению, нас отобрали в числе 5 белорусских артистов - при том, что в этом году от Беларуси на TMW было подано в районе 150 заявок. Делать нечего - пришлось ехать В итоге группа отлично выступила, получила ряд предложений от балтийских промоутеров и, как настоящий начинающий коллектив, заработала ящик пива! Просто мы играли последние в свой день, спонсорского пива в гримерке оставалось еще очень много и организаторы всучили нам целый ящик Надо отметить, что первым гонораром группы "Ляпис Трубецкой" 25 лет назад тоже был ящик пива, так что мы умудрились 2 раза войти в одну реку.

Алекс Кельман, промоутер:

Фестивальное движение Tallinn Music Week с каждым годом становится все сильнее, масштабнее и ярче, отличное дело делают организаторы для Эстонии в целом и музыкальной сцены в частности, поднимая интерес прежде всего к одному из самых значимых в любой международной истории двигателю процессов - культурному обмену ценностями и опытом. Еще несколько лет назад весь мир ассоциировал эстонскую сцену в основном с фолк-артистами, ну и возможно металлом. Прошло несколько лет, и мы видим, как эстонские музыканты смело турят по европейским столицам, выступают на самых известных североамериканских фестивалях, привлекая все больше и больше внимания со стороны других стран. Да и у нас эстонская сцена теперь становится немного более известна, благодаря TMW и нескольким энтузиастам из России.

Впрочем, фестиваль открыл немало интересных артистов из разных уголков земного шара. В этом году наповал сразили датчане Lowly, в очередной раз доказав, что сейчас Дания - главная рок-страна. Этакий Dubstar нового поколения. Очень порадовали норвежцы Bendik и итальянцы Joycut, и под тех и под других отчаянно хотелось танцевать. Новый материал Алины Орловой заслуживает твердой пятерки с плюсом, появился совсем иной шарм и та самая грусть, которой раньше очень не хватало. Большое впечатление оставили финны Text-TV 666, состав которых пересекается с группой French Film, было настолько круто, и в то же время не шумно, как будто альбом My Bloody Valentine "Strawberry and Wine" перешагнул на новый уровень восприятия. Хотелось бы надеяться что у этой группы большое будущее! Из местных групп прежде всего хотелось бы выделить коллектив Holy Motors, уверенно играющих modern-rock с элементами нойза, артисты по-настоящему мощные и красивые. Самым экспериментальными и кардинально "другими" не только по звучанию. но и по внешнему облику и стилистике поведения на сцене артистами, безусловно, стали норвежские братья Sturle Dagsland, настоящие фрики и экспериментаторы. Кстати, в ходе своего мирового тура они выступят на питерском форуме Colisium, а также 21 апреля в московском клубе Китайский Летчик Джао Да.

02.04.2015, Ирина ШТРЕЙС (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: