CUMMI FLU  Структурное подразделение

Возвращение индитроники: участник немецких групп Swod и Dictaphone представить в Москве свой новый проект.

Какие ассоциации возникают при словах "немецкая музыка"? Если говорить о предмете культурного экспорта Германии последних лет двадцати – в первую очередь, танцевальная электроника. Евроденс, классический франкфуртский транс, коммерческий рейв и хэппи-хардкор, наконец техно – лейбл Kompakt, клубы Tresor и Berghain и тому подобное. При этом Берлин не только порождал местных героев, но и собирал музыкантов со всего мира, от чилийца Лусиано (Luciano) и канадца Ричи Хоутина (Richie Hawtin) до россиянки Нины Кравиц (Nina Kraviz).

Но одновременно со стремительным восхождением техно и превращением его в успешный бизнес-проект, в Берлине потихоньку стала расти сцена, стоящая на ценностях строго противоположных. Во-первых, эти артисты делали музыку сугубо абстрактную, не пригодную ни для танцев, ни для радио, ни даже для кофе-шопов. Во-вторых, в противовес танцевальной сцене, строго поделенной на жанры, эта тусовка сознательно смешивала всё и вся. Джаз и даб, классику и глитч, фолк и эмбиент. Еще одним важным свойством этой сцены было то, что музыканты, подобно джазменам, много играли друг с другом и объединялись в полустихийные совместные проекты. Плацдармом для издания такой музыки стали лейблы Morr Music и City Center Offices, а некое усредненное звучание этой сцены получило название "индитроника".

Оливер Дёрель (Oliver Doerell) – не только выходец из этой тусовки, но и, можно сказать, её системообразующая фигура. В группе Dictaphone Оливер записывал тщательно препарированный и разложенный на составляющие джаз, в Swod – неоклассику, разбавленную шумовыми текстурами, в Raz Ohara And The Odd Orchestra – этакий пост-фолк, который тоже держался на электронном хребте из шороха, щелчков и неровного стука. Пик развития индитроники пришелся на вторую половину нулевых, когда немцы записывали по несколько пластинок в год, много концертировали и даже устраивали шоукейсы на крупных фестивалях. Россия исключением не стала – индитронику в стране продвигал сначала всем известный "Авант", потом за дело взялись другие независимые промоутеры. Оливер Дёрель успел выступить в России с полдюжины раз и неоднократно собирал аншлаги со Swod и Dictaphone.

В десятые индитроника исчезла с радаров – Morr переключился на фолк-рок, CCO и вовсе прекратил выпускать что бы то ни было. Но как оказалось, это была лишь перегруппировка сил и адаптация к новой реальности. После трех лет молчания Дёрель представил публике новый проект Cummi Flu, на этот раз сольный. Принципы, лежащие в основе его музыки, остались теми же – равноправие живого и электронного, а также тщательное препарирование звуков и коллажная текстура. Но относительно всего, что Оливер делал ранее, Cummi Flu звучит более авангардно. Уже нет привычных для джаза или классики структур, нет ритма, а есть лишь неровное полотно из акустических фрагментов. Если задаться целью найти ориентиры для сравнения, ближайшим из них будет Oval – та же привычка к смелой обработке живых инструментов и та же алогичность структуры. Фри-джаз для вооруженного смартфонами "поколения ADD".

Совместное прослушивание музыки #4: Cummi Flu (Swod/Dictaphone, Германия), Burago, Zurkas Tepla, rosemary loves a blackberry, Axis, solo.op, S A D и другие
Москва, клуб ДИЧ
28 марта, 21:00-06:00

24.03.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)