The PRODIGY  И не друг, и не враг, а так

Новый альбом "электронных панков" звучит мощно, но на Prodigy как музыкальных новаторах, похоже, пора ставить крест.

В среде меломанов существует почти вечный спор о том, должен ли артист постоянно искать новое звучание и меняться от альбома к альбому, либо вполне может себе позволить всю жизнь петь примерно одну и ту же песню в том случае, если эта песня своя, а главное - хорошая. В случае с электроникой, где новое звучание практически возведено в культ, этот спор, казалось бы, должен решиться в пользу варианта "меняйся или умри", но в реальности всё сложнее. Стремление меняться часто оказывалось погоней за конъюнктурой и имело мало что общего с новаторством. Изобрести новый звук несколько раз удавалось единицам, а способность утвердить себя и не растерять аудиторию, сохранив со собой право меняться стало признаком артиста первого эшелона. Среди прочих это удавалось FSOL, Orbital, Apparat, наконец, Chemical Brothers и Daft Punk.

The Prodigy тоже поначалу относились к этой категории, величие группы строилось на способности не повторять себя и бежать впереди паровоза. Мрачный и жесткий "Music For The Gilted Generation" радикально не походил на развеселый рейверский "Experience". Разухабистый "The Fat Of The Land", сплав электроники, рока и хип-хопа, в свою очередь совсем не был похож ни на первый, ни на второй альбом. И даже спорный и не слишком успешный "Always Outnumbered, Never Outgunned", во многом предвосхитивший EDM, тоже отличался от всего, что группа записывала ранее. А вот дальше начались странности. Пятый альбом "Invaders Must Die" почти целиком произрастал из одного-единственного трека – ремикса Pendulum на старый хит Prodigy "Voodoo People". То, что лидер коллектива Лиам Хоулетт (Liam Howlett) так крепко ухватился за этот звук, неудивительно – после нескольких неудачных синглов ремикс вернул Prodigy в чарты и, по сути, сделал их карьере неплохой рестарт. Но было это в 2005-м, а четыре года спустя, когда вышел "Invaders Must Die", пендулумовский драм-н-бейс, замешанный с дабстепом, уже казался "осетриной второй свежести".

И вот, после театральной паузы длиной в целых шесть лет, The Prodigy издают новую пластинку. И что же мы слышим на "The Day Is My Enemy"? Всё тот же звук в духе Pendulum. Да, пожалуй, в этом альбоме перекачанный "драмчик" (как говорили некогда в Питере) и не менее перекачанный брейкс доведены до абсолюта. Стучит, воет, жужжит, ревёт и качает всё просто идеально, плотность звука такая, что поднимет на танцпол мёртвых. Но идей даже в предыдущей пластинке было больше – там хотя бы случались рейды на территорию старого рейва. На "The Day Is My Enemy" всё линейно, полтора десятка функциональных громких боевиков, пригодных исключительно для того, чтобы раскачивать большие площадки. Представьте себе воображаемый ремикс Pendulum на "Firestarter" или "Breathe" и повторите 15 раз, слегка варьируя. Выделить среди этой однородной массы удаётся разве что лишенную барабанов вещь "Beyond the Deathray", играющую на альбоме роль "брейкдауна", и, пожалуй, протестно-панковский номер "Ibiza", обличающий - устами Sleaford Mods - диджеев-суперзвезд как явление.

Группа словно законсервировалась в 2005-м, который был в их карьере далеко не лучшим моментом. Это и не ностальгия (тогда уж логичнее было вернуться к звуку первых пластинок), и не попытка следовать трендам – эти тренды безнадёжно остались в прошлом десятилетии. При этом очевидно, что свои миллионы слушателей The Prodigy соберут и теперь, пусть и не продажами музыки, а концертами в многолюдных и не слишком передовых местах. В конце концов, случалось, что и стратегия консервации в не самой лучшей точке приносит успех – Aphex Twin за подобный альбом по следам самого себя не лучших времен недавно получил "Грэмми". Но на Лиаме Хоулетте как на музыкальном новаторе, похоже, пора стоить крест. Один альбом еще мог быть статистической ошибкой, а два – уже тенденция. Посмотрим теперь, чем ответят Chemical Brothers.

"The Day Is My Enemy" выходит на Cooking Vinyl 30 марта. Уже сейчас альбом доступен для прослушивания на iTunes

23.03.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

The PRODIGY - свежие публикации: