Министерство культуры РФ выступило с заявлением, в котором потребовало от постановщиков оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер" в Новосибирске принести извинения перед теми, чьи религиозные чувства были оскорблены данной постановкой. Тем самым Министерство культуры фактически опровергает решение суда, который принял сторону театра, не найдя в постановке признаков оскорбления верующих.
Приведём обширный фрагмент из опубликованного заявления, поскольку он весьма красноречив сам по себе:
"13 марта 2015 года в Министерстве культуры РФ прошли общественные слушания по поводу конфликта, возникшего в связи с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В обсуждении приняли участие представители Русской православной церкви, двух рабочих групп Общественного совета при Минкультуры России (по вопросам театрального искусства и по вопросам государственной политики в сфере культуры), эксперты и руководители учреждений культуры.
Как известно, отдельные элементы постановки оперы «Тангейзер» возмутили православную общественность, которая сочла их оскорбительными. Это спровоцировало социальное напряжение, выразившееся в ряде протестных выступлений.
Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М.Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением..."
Вслед за этой формулировкой, словно бы списанной из парткомовских протоколов 1970-х, следуют витиеватые и не лишённые лукавства сентенции, сводящиеся к тому, что цензура хоть и недопустима, но ещё более недопустимо провоцировать "раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе", а потому Минкульт совершенно случайно собирается проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, в котором поставлен "Тангейзер".
Также в тексте прозрачно намекается на то, что постановщикам было бы неплохо внести в постановку "необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты". А иначе лишим финансирования.
В заявлении не сказано ровным счётом ничего о том, что уже состоявшийся суд признал невиновными директора театра и режиссёра-постановщика, не найдя в опере ничего крамольного, с религиозной точки зрения.
Не говорится в заявлении Минкульта и о том, что пресловутое "социальное напряжение, выразившееся в ряде протестных выступлений" было совершенно искусственно раздуто лицами, специализирующимися на спекуляциях своими "чувствами верующих" в сугубо политических целях.
Например, организатор митинга против показов "Тангйзера" - профессиональный борец за нравственность Юрий Задоя, - ранее прославился тем, что добился срыва концертов Behemoth и Мэрилина Мэнсона (Marylin Manson) в Новосибирске. Это, кстати, привело к митингу протеста со стороны новосибирских любителей музыки. Из Задоя в своём заявлении ожидаемым образом обвинил в попытке навязывания своих "ценностей". Выставлять обороняющихся нападающими, а агрессоров - жертвами, защищающимися от "насильственного навязывания либеральных "ценностей", стало для этой публики доброй традицией.
Но одно дело провинциальный юродивый с активной политической позицией, и совсем другое - процитированное выше заявление Министерства культуры РФ. А заявление это выглядит плохо закамуфлированным кивком одобрения в сторону клерикалов и "профессиональных оскорбляющихся". И именно так они и воспримут это заявление, вне зависимости от того, насколько обтекаемы принятые формулировки.
А следовательно, борьба "православных активистов" со светским характером государства, и со свободой культуры и творчества под предлогом защиты произвольно трактуемых "традиционных ценностей", будет продолжаться и впредь, вестись всё более открыто и со всё более "высокоуровневыми" мишенями. В 2014 году основной целью были разобщённые и порядком равнодушные ко всему рокеры - в ответ на серию отмен концертов знаменитых рок- и металлических групп их хватило только на то, чтобы провести пару малочисленных митингов.
Теперь целью стало уже государственное учреждение культуры - Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. На его защиту поднялись было многочисленные руководители других театров... Однако некоторые как поднялись, так и сдали назад: Александр Калягин, например, вполне комплиментарно прокомментировал заявление Минкультуры.
Конечная цель борцов за "народную нравственность", похоже, сводится к тому, чтобы низвести светскую культуру в России до короткого списка "разрешённых" артистов и учреждений.
Кто будет "разрешать"? Да сами же эти активисты: им достаточно будет пролезть в новосозданные худсоветы под патронажем церковных властей. И неважно, что у большинства из них художественного или культурологического образования нет и в помине. Достаточно считать себя в праве.
А иллюзию этого права им создаёт пресловутый закон о защите чувств верующих, который беспричинно наделил размытую социальную группу ("верующие") дополнительными правами и привилегиями, фактически повысив их статус относительно других граждан страны. Последовавшие злоупотребления этим статусом были неизбежны.
Интересно, что этот закон был принят практически одновременно с законом о запрете гей-пропаганды, который по сути понизил в статусе другую обширную социальную группу. В социальных сетях противники ЛГБТ активно распространяли статью о т.н. "окне Овертона", - зоне "общественной приемлемости" тех или иных политических идей, пытаясь доказать, что наличие прав у ЛГБТ - это аномалия, следствие искусственного и злонамеренного сдвига этого окна.
Атаки на всё более высокоуровневые мишени со стороны "традиционалистов" - вкупе с вялой или отсутствующей реакцией общества - являются куда более наглядной иллюстрацией сдвига пресловутого окна Овертона. Сначала "можно" было сорвать серию рок-концертов. Теперь "можно", не посмотрев спектакль в государственном театре, подать на него в прокуратуру жалобу за оскорбление чувств верующих. Что будет завтра?
Хороший пример был перед глазами совсем недавно: в конце февраля в иракском городе Мосул боевики Исламского государства (ИГИЛ) разгромили исторический музей и уничтожили бесценные археологические памятники. Под предлогом защиты своих традиционных ценностей, разумеется.
Сегодня ещё трудно представить рейд православных "воинов" на Музей изобразительных искусств им. Пушкина с целью уничтожения копии статуи Давида Микеланджело. Завтра российское общество только пожмёт плечами: да что в нём такого было, в этом Давиде? Нечего детям на голого мужика и его анатомию смотреть.
Действительно ли Министерство культуры хочет приложить к этому руку? Или правильнее всё-таки было бы оставить в покое и театр, и оперу, и её постановщиков, принеся надлежащие извинения?
Tito Sr. PUENTE (1923)
Doyle LAWSON (1944)
Luther VANDROSS (1951)
Gary PRIMICH (1958)
Евгений ФЕКЛИСТОВ (1968)
Avishai COHEN (1970)
Татьяна ЗЫКИНА (1981)
Kid HARPOON (1982)
Anna ROSSINELLI (1987)