ИЗ ЖИЗНИ  "Цензура недопустима, но..."

Министерство культуры напоминает о недопустимости цензуры, но начинает проверку финансовой деятельности Новосибирского театра, в котором поставлена опера "Тангейзер".

Министерство культуры РФ выступило с заявлением, в котором потребовало от постановщиков оперы Рихарда Вагнера "Тангейзер" в Новосибирске принести извинения перед теми, чьи религиозные чувства были оскорблены данной постановкой. Тем самым Министерство культуры фактически опровергает решение суда, который принял сторону театра, не найдя в постановке признаков оскорбления верующих.

Приведём обширный фрагмент из опубликованного заявления, поскольку он весьма красноречив сам по себе:

"13 марта 2015 года в Министерстве культуры РФ прошли общественные слушания по поводу конфликта, возникшего в связи с постановкой оперы Вагнера «Тангейзер» в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета. В обсуждении приняли участие представители Русской православной церкви, двух рабочих групп Общественного совета при Минкультуры России (по вопросам театрального искусства и по вопросам государственной политики в сфере культуры), эксперты и руководители учреждений культуры.

Как известно, отдельные элементы постановки оперы «Тангейзер» возмутили православную общественность, которая сочла их оскорбительными. Это спровоцировало социальное напряжение, выразившееся в ряде протестных выступлений.

Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М.Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением..."

Вслед за этой формулировкой, словно бы списанной из парткомовских протоколов 1970-х, следуют витиеватые и не лишённые лукавства сентенции, сводящиеся к тому, что цензура хоть и недопустима, но ещё более недопустимо провоцировать "раскол в нашем многонациональном и многоконфессиональном обществе", а потому Минкульт совершенно случайно собирается проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, в котором поставлен "Тангейзер".

Также в тексте прозрачно намекается на то, что постановщикам было бы неплохо внести в постановку "необходимые изменения, а также принести публичные извинения всем, чьи религиозные чувства были задеты". А иначе лишим финансирования.

В заявлении не сказано ровным счётом ничего о том, что уже состоявшийся суд признал невиновными директора театра и режиссёра-постановщика, не найдя в опере ничего крамольного, с религиозной точки зрения.

Не говорится в заявлении Минкульта и о том, что пресловутое "социальное напряжение, выразившееся в ряде протестных выступлений" было совершенно искусственно раздуто лицами, специализирующимися на спекуляциях своими "чувствами верующих" в сугубо политических целях.

Например, организатор митинга против показов "Тангйзера" - профессиональный борец за нравственность Юрий Задоя, - ранее прославился тем, что добился срыва концертов Behemoth и Мэрилина Мэнсона (Marylin Manson) в Новосибирске. Это, кстати, привело к митингу протеста со стороны новосибирских любителей музыки. Из Задоя в своём заявлении ожидаемым образом обвинил в попытке навязывания своих "ценностей". Выставлять обороняющихся нападающими, а агрессоров - жертвами, защищающимися от "насильственного навязывания либеральных "ценностей", стало для этой публики доброй традицией.

Но одно дело провинциальный юродивый с активной политической позицией, и совсем другое - процитированное выше заявление Министерства культуры РФ. А заявление это выглядит плохо закамуфлированным кивком одобрения в сторону клерикалов и "профессиональных оскорбляющихся". И именно так они и воспримут это заявление, вне зависимости от того, насколько обтекаемы принятые формулировки.

А следовательно, борьба "православных активистов" со светским характером государства, и со свободой культуры и творчества под предлогом защиты произвольно трактуемых "традиционных ценностей", будет продолжаться и впредь, вестись всё более открыто и со всё более "высокоуровневыми" мишенями. В 2014 году основной целью были разобщённые и порядком равнодушные ко всему рокеры - в ответ на серию отмен концертов знаменитых рок- и металлических групп их хватило только на то, чтобы провести пару малочисленных митингов.

Теперь целью стало уже государственное учреждение культуры - Новосибирский государственный академический театр оперы и балета. На его защиту поднялись было многочисленные руководители других театров... Однако некоторые как поднялись, так и сдали назад: Александр Калягин, например, вполне комплиментарно прокомментировал заявление Минкультуры.

Конечная цель борцов за "народную нравственность", похоже, сводится к тому, чтобы низвести светскую культуру в России до короткого списка "разрешённых" артистов и учреждений.

Кто будет "разрешать"? Да сами же эти активисты: им достаточно будет пролезть в новосозданные худсоветы под патронажем церковных властей. И неважно, что у большинства из них художественного или культурологического образования нет и в помине. Достаточно считать себя в праве.

А иллюзию этого права им создаёт пресловутый закон о защите чувств верующих, который беспричинно наделил размытую социальную группу ("верующие") дополнительными правами и привилегиями, фактически повысив их статус относительно других граждан страны. Последовавшие злоупотребления этим статусом были неизбежны.

Интересно, что этот закон был принят практически одновременно с законом о запрете гей-пропаганды, который по сути понизил в статусе другую обширную социальную группу. В социальных сетях противники ЛГБТ активно распространяли статью о т.н. "окне Овертона", - зоне "общественной приемлемости" тех или иных политических идей, пытаясь доказать, что наличие прав у ЛГБТ - это аномалия, следствие искусственного и злонамеренного сдвига этого окна.

Атаки на всё более высокоуровневые мишени со стороны "традиционалистов" - вкупе с вялой или отсутствующей реакцией общества - являются куда более наглядной иллюстрацией сдвига пресловутого окна Овертона. Сначала "можно" было сорвать серию рок-концертов. Теперь "можно", не посмотрев спектакль в государственном театре, подать на него в прокуратуру жалобу за оскорбление чувств верующих. Что будет завтра?

Хороший пример был перед глазами совсем недавно: в конце февраля в иракском городе Мосул боевики Исламского государства (ИГИЛ) разгромили исторический музей и уничтожили бесценные археологические памятники. Под предлогом защиты своих традиционных ценностей, разумеется.

Сегодня ещё трудно представить рейд православных "воинов" на Музей изобразительных искусств им. Пушкина с целью уничтожения копии статуи Давида Микеланджело. Завтра российское общество только пожмёт плечами: да что в нём такого было, в этом Давиде? Нечего детям на голого мужика и его анатомию смотреть.

Действительно ли Министерство культуры хочет приложить к этому руку? Или правильнее всё-таки было бы оставить в покое и театр, и оперу, и её постановщиков, принеся надлежащие извинения?

19.03.2015, Юрий ИЛЬИН (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: