Когда Штаты, пронизанные новенькими автострадами, построенными общественно-полезным трудом, за который еще нечем было платить, и по которым еще некому было особенно часто ездить, встряхнулись впервые после Великой депрессии, - вот тогда, пока трудяги еще не знали, где хоть пожрать перехватить, праздношатающиеся городские уже перестали вмещаться в клубы для веселья. Для желающих повеселиться-потанцевать открылись танцзалы. Благополучие после экономической чумы ощущалось сладким и бурным, и старые танцевальные оркестры, озвучивавшие дискотеки 20-х, показались приторными молодежи, взросшей после массового банкового падежа на Уолл-стрит. Истерически-танцующим требовалась музыка жесткая и жизнестойкая, хлесткая и заводная. И, конечно, очень громкая!
Пришла эра биг-бэндов┘ И, хотя обоснования были социально-экономическими, творчески именно эта страница, возможно, стала лучшей в истории популярной музыки Америки ХХ века. Шедевры были созданы.
Белый очкарик Гленн Миллер не был первым из титанов эпохи биг-бэндов. Он оседлал уже поднявшуюся волну. Но стал он одним из самых ярких героев эпохи. А было это нелегко. Казалось, еще недавно музыканты не могли найти вообще никакой работы, даже на мойке, - и вдруг ╚большие оркестры╩ (big band) стали расти как грибы после дождя. Их были десятки, потом сотни┘ Но из них спустя годы вспоминают лишь четверых┘ ╚У оркестра должен быть собственный звук √ тот, который и есть его индивидуальность,╩- говорил Миллер. И создал своему оркестру такой индивидуальный неповторимый звук. Он отличался от корифеев и пионеров. Этот саунд сохранял докризисную романтику, и свинг его был мягким. Мелодичность игры сделала миллеровский биг-бэнд самым популярным в Советском Союзе, когда сюда после войны попали ╚трофейные╩ копии великого свингового мюзикла ╚Серенады солнечной долины╩: ╚Серенада в лунном свете╩, ╚Сентиментальное путешествие╩, ╚Паровозик из Чатануги╩ - эти мелодии очаровывали поколения советской молодежи, вплоть до пришествия ╚ливерпульской четверки╩┘ Но интеллигентный, обаятельный, сексуальный (Вуди Аллен, пришедший до времени), Гленн Миллер не успел пожать всласть плоды своих открытий. Первая признание, первая слава, война √ и таинственное исчезновение в небе над Атлантикой √ все вместилось в последнюю пятилетку его жизни.

Вся жизнь началась 1 марта 1904 года, в городе Кларинда, штат Айова. Шестилетнему малышу отец подарил мандолину, и малыш признал музыку √ своей судьбой. Потому что чуть позже детскую мандолину он уже сам обменял на старенькую, но ╚взрослую╩ трубу. Он играл всегда. Родители гордились, но дома отдохнуть не могли. Страсть Гленна к музыке оказалась всепоглощающей √ он не мог остановиться. Впрочем, и в школе он учился прекрасно, и родители больше надежд возлагали на его прилежание, а не на увлеченность. По родительскому настоянию, после школы Гленн поступил в Колорадский университет. Это была его последняя уступка обычаям еврейских юношей. Больше он научной жизнью не интересовался. Он играл, где только можно, искал ангажемент┘ и, не сдав три из пяти профилирующих предметов, покинул университет √ без сожалений. А о чем было жалеть? За год он сменил несколько оркестров, и каждый был лучше предыдущего и классу, и по гонорарам. (Некоторое время он играл вместе с молодым кларнетистом Вуди Германом (Woodie Herman), которому тоже еще только предстояло собрать свой великий биг-бэнд.) Пожив и поработав некоторое время в курортном Лос-Анджелесе, он перебирается в Нию-Йорк, город больших денег. Играя в оркестровых ямах бродвейских театров, продолжал изучение композиции и теории музыки. Прилежание и чистописание, вынесенные из старательных школьных лет, помогают ему от работы переписчика перейти в ранг повыше √ он стал аранжировщиком. Гленн Миллер женится на девушке, с которой познакомился еще в колледже √ она переезжает к нему в Нью-Йорк. Миллер исполняет аранжировки на заказ, подрабатывает тромбонистом √ но не ездит на гастроли. Три года он боится покинуть свою молодую супругу хоть на день.
Его оседлое положение в главном городе отчасти помогает ему с музыкальной карьерой. Он становится музыкальным директором популярнейшего белого танцевального оркестра братьев Дорси, затем становится одним из организаторов другого белого оркестра √ Рея Нубла, которому суждена была быстрая и большая популярность.
В 1935 он записывается впервые под собственным именем. С небольшим оркестром медных и струнных инструментов он выпускает пластинку с двумя песнями: ╚Лунный свет над Гангом╩ и ╚Блюзовая серенада╩ - будьте внимательны, в первом опыте уже были ключевые слова его успеха. Но пока продано всего несколько сотен экземпляров. Это провал, и Миллер продолжает свою работу музыкального руководителя низшего звена. Но все не даром. Он копит опыт. И в 1937 совершает вторую попытку собрать собственный коллектив. Вновь неудачно┘ С свинговый бум-то уже на подъеме.
Где-то в этот короткий период √ от Нового 1938го года и до начала весны Миллер открыл свою формулу бигбэнда √ кларнет и тенор-саксофон, ведущие мелодию нота в ноту, поддерживаемые гармонически группой саксофонов и тромбонов. Этот ключик тут же отделил его саунд от других биг-бэндов. А уж как управлять оркестром, Миллер хорошо знал. Для обкатки нового коллектива он уехал в Калифорнию. В марте он вернулся в штат Нью-Йорк уже как триумфатор - популярность пришла мгновенно. И профессионалы оценили оригинальность саунда. Оркестр Гленна Миллира был приглашен участвовать в показательном оркестровом концерте в престижнейшем Карнеги-холл, вместе с ветераном Полом Уайтменом (чей оркестр был первым исполнителем гершвиновской ╚Рапсодии в голубом╩) и старым приятелем Вуди Германом. Это знаменовало его выход в высшую лигу √ еще до записи оркестром хотя бы одной пластинки!
Но пластинки не заставили себя ждать! ╚Полустанок Такседо╩ в первую же неделю разошелся тиражом более чем в 100 000 экземпляров. За ним последовали два оказавшиеся вечнозелеными хита: ╚В настроении╩ и ╚Пенсильвания 6-500╩. Вскоре ╚Серенада лунного света╩ звучала уже на всех радиостанциях. Пластинка с двумя серенадами: ╚┘Лунного света╩ и ╚┘ на восходе╩ - разошлась тиражом в 2 000 000 экз. Организованная миллером вокальная группа ╚Модернейрз╩ была так же выразительна, как и оркестровая игра, но и столь же лишена индивидуальностей. Оригинальность общего саунда господствовала над личной яркостью музыкантов. Три месяца оркестр выступал в ╚Казино Глена╩ (имя √ просто совпадение, и пишется по другому) на Лонг Айлэнде. Концерты транслировались по радио √ это очень помогло в борьбе за известность. Затем сигареты ╚Честерфилд╩ спонсировали их радиоконцерты┘ По итогам 1939 года джазовый журнал ╚Даунбит╩ объявил о безоговорочной победе оркестра Миллера в категории┘ нет, не биг-бэндов┘ Он стал лучшим в Sweet Band Poll √ среди ╚сладких оркестров╩! В 1940г. ╚Биллбоард╩ начал вести учет продажи пластинок √ и в первые три года существования чартов более 40 пластинок оркестра Гленна Миллера побывали в верхней ╚горячей╩ десятке! Все это √ рекорды шоу-бизнеса того времени. И при том музыку Миллера никто не упрекнет в потакании дурному вкусу.
Благодаря тому, что многие из этих и более поздних радиотрансляций были записаны, нынешняя дискография Гленна Миллера (пребывающая, впрочем, в анархическом беспорядке) насчитывает не менее 50 альбомов √ и это за 5 лет!
В военном 1941-м оркестр выпускает свой фильм, ставший вехой в музыкальном кинематографе: ╚Серенада солнечной долины╩.
До его выхода Миллер начал убеждать военно-призывную комиссию, что сможет модернизировать военный оркестр так, чтобы он лучше поднимал морально боевые качества личного состава. Наконец, в октябре 1942г. было объявлено о его призыве в войска США. Пройдя курс молодого командира, он получил звание капитана и принял под командование оркестр ВВС США. В 1943г. он отправился с оркестром поднимать дух бомбардируемых англичан и американских солдат на английских базах. И действительно начал работать, непокладая рук. Меньше чем за год его оркестр дал здесь 800 концертов, из которых около 500 транслировались ╚вживую╩ по радио! К победе Советского Союза в Сталинградской битве оркестр записал гениальную версию красноармейской (изначально √ белогвардейской) темы ╚Полюшко-поле╩.
Работая по несколько концертов ежедневно, оркестр был в отличной творческой форме. В конце 1944г. он должен был провести полуторамесячные гастроли в Париже. Миллер решил прибыть туда первым, чтобы подготовиться приезд оркестра. 15 декабря он поднялся на борт транспортного самолета┘ Самолет исчез навсегда, таинственно и бесследно.
Дирижер, композитор, аранжировщик, тромбонист капитан ВВС США Гленн Миллер пропал без вести.
В коллективе он был строгим лидером, в делах √ расчетливым бизнесменом. К успеху он пришел постоянным напряжением сил. Говорят, по человечески он стал ощущать вкус к жизни без борьбы только в последнийсвой год┘ По настоящему пожать плоды успеха он не успел. Плоды его трудов остались меломанам. Остался оркестр. Музыканты, знавшие секреты бесподобного миллеровского саунда, не считали себя вправе разойтись и позволить оркестру Гленна Миллера тоже исчезнуть без следа. Оркестр существовал и записывался, и носил имя своего основателя. Ветераны передавали секрету новому поколению┘ Поскольку никогда оркестр в своей игре не ориентировался на ярких солистов, поддерживать желанный найденный когда-то звук, не составляет труда. Нужно только прилежание. Оркестр можно послушать вживую и теперь. Продолжался век, и продолжался биг-бэнд.

30.10.2000, Андрей ЕВДОКИМОВ (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
Glenn MILLER - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Новая серия Фантомаса – FANTOMAS Fantomas совершили концертный реюнион спустя 9 лет молчания. Видео »»

Юный гуманитарий – CHANCE THE RAPPER 16-летний рэпер Chance The Rapper - самый молодой артист, получивший Гуманитарную премию BET Awards »»

Все началось с мультиков – U2 Художник анимировал Боно, чтобы тот поведал о ранних годах жизни U2. »»

Я требую адвоката – BOB GELDOF Рок-музыкант и продюсер Боб Гелдоф стал доктором юридических наук »»

Модный приговор – DRAKE Дрейк написал хит для супермоделей. Видео. »»

Скажите "да" – K.M.F.D.M. KMFDM выпустили новый EP и готовят альбом »»

Бриллианты - лучшие друзья девушки – Katy PERRY Кэти Перри стала единственной исполнительницей в истории, чей сингл трижды достиг "алмазного"… »»

Мост через вечность – АКЦИЯ Звезды со всего мира записали сингл памяти жертв пожара в Лондоне. Видео. »»

Беги, Том, беги – RADIOHEAD Radiohead выложили видео на ранее не изданную песню - с погоней и паранойей. Видео. »»

Каннский лев – АУКЦЫОН Группа Аукцыон получила Бронзового льва в Каннах за концепт-альбом "На Солнце". »»

Glasto-2017. День 4. Финал. – GLASTONBURY Финальный день на Гласто: Goldfrapp, Эд Ширан, London Grammar - и все, что вы хотели узнать о… »»

Sonar 2017: лучшее – ФЕСТИВАЛЬ Carl Craig, Nicolas Jaar, Suzanne Ciani и еще 7 лучших концертов Sonar 2017. »»

Drugs don't work but Richard do – ФЕСТИВАЛЬ Ahmad Tea Music Festival-2017 сохранил хорошую летнюю традицию и завершился отличным сетом Ричарда… »»

Glasto-2017. День 3 – GLASTONBURY Субботний день и его именитые гости: Foo Fighters, Solange, Kaiser Chiefs, Alt-J и другие »»

Glasto-2017. День 2, открытие – GLASTONBURY Фестиваль Glastonbury можно считать официально открытым - начали свою работу основные сцены.… »»

Glasto-2017. День 1 – GLASTONBURY Фестиваль Гластонбери начинает свою работу! Продолжаем репортаж корреспондента Звуков. »»

45 – АКВАРИУМ Легендарной российской рок-группе Аквариум исполняется 45 лет. В честь этой даты коллектив… »»

Плейлист Евгения Федорова – TEQUILAJAZZZ Накануне большого летнего концерта в столице лидер Tequilajazzz Евгений Федоров составил плейлист… »»

Из подручных средств – PORCAPIZZA Уличный музыкант из Лондона всю неделю будет радовать москвичей блюзом на гитаре, сделанной из… »»

Гласто'2017: день Zero – GLASTONBURY Стартовал фестиваль Glastonbury. Наш корреспондент рапортует с фестивальной площадки... »»

55 – Виктор ЦОЙ 5 образов Виктора Цоя, которые любит и знает вся страна: к 55-летию со дня Рождения музыканта »»

RIP – MOBB DEEP Участник Mobb Deep Prodigy умер в возрасте 42 лет »»

Без страха и упрека – Paul MCCARTNEY Сэр Пол Маккартни отмечает 75-летний юбилей. Он удостоен почетной награды из рук королевы. »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Еду и пою – ИЗ ЖИЗНИ Tesla выпускает музыкальный стриминг-сервис »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Проверка пульса: апрель. – МУЗЫКА Clark, Arca, неожиданный поворот Boxcutter и еще пять электронных альбомов апреля. »»

10 альбомов мая – МУЗЫКА Две вечности спустя, один из Direction и новый скальп Годрича - в майском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

19:00 – Рахманиновское общество – Алексей СКАНАВИ Алексей СКАНАВИ »»

19:00 – Центральный Дом Журналиста – Игорь НАДЖИЕВ Игорь НАДЖИЕВ »»

19:00 – Концертный зал имени Чайковского – Большой Симфонический Оркестр им. П.И. Чайковского Большой Симфонический Оркестр им. П.И. Чайковского »»

20:00 – 16 Тонн – ТОРБА-НА-КРУЧЕ ТОРБА-НА-КРУЧЕ »»

22:30 – MOD CLUB – ФИЛЬМ ФИЛЬМ »»

Хроника28/06

1991 – Первое классическое произведение Пола Маккартни - "Ливерпульская Оратория" - впервые прозвучала в Англиканском Соборе Ливерпуля. Маккартни написал ее в соавторстве с американским композитором Карлом Дэвисом  »»

Joe "Fox" SMITH

Richard RODGERS

Adrian ROLLINI

John LEE (1952)

John MEDESKI (1965)

Mark STOERMER (1977)

Tim MCCORD (1979)

Алина ОРЛОВА (1988)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить