• Звуки.ру
  • /
  • Рубрики
  • /
  • Закон
  • /
  • INTERNET
  • /
  • Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании WEB-сайта

ЧАСТЬ 1
Применение авторского законодательства, а также законодательства о смежных правах при работе в сети Интернет в Российской Федерации имеет еще сравнительно недолгую историю √ не более 8-10 лет. С течением времени становится все более очевидна проблема толкования уже существующих правовых норм, а также введения новых положений в законодательство с целью получения наиболее полной охраны прав как пользователей сети, так и создателей ее ресурсов. Также существуют некоторые проблемы, которые требуют совместных действий нескольких государств (например, проблема юрисдикции сети).
Можно все же определенно сказать, что правовое регулирование такой деятельности, как создание web-сайта, относится все же к сфере не публичного права, а частного, то есть Гражданский кодекс РФ является источником права. Потому в случаях, когда не хватает норм, напрямую регулирующих возникающие отношения, можно использовать положения ст.6 ГК (╚применение гражданского законодательства по аналогии╩) об аналогии закона и права.

Правовое положение web-сайта по российскому авторскому праву довольно очевидно: web-сайт является одним из объектов авторского права. В ст. 7 Закона об авторском праве и смежных правах (далее √ ЗоАП) приведен примерный перечень возможных объектов. Напрямую web-сайт в этот перечень не включен, но так как список не является исчерпывающим, то включение такого нового объекта является возможным и правомерным. Такой вывод можно сделать при анализе ст. 6 ЗоАП Web-сайт обладает всеми законодательно установленными признаками, чтобы получать охрану в соответствии с положениями авторского права. Охрану получают произведения, обладающие следующими признаками:
1) произведение относится к сфере науки, литературы и искусства;
2) произведение создается в результате творческой деятельности.
При этом не имеет значения ни назначение произведения, ни творческая ценность произведения, ни способ выражения произведения (единственное требование √ это существование произведения в какой-либо объективной форме).
Также не имеет решающего значения, было ли произведение обнародовано или нет. Обнародование (ст.4 ЗоАП) произведения √ это ╚осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения╩. То есть для того, чтобы получить защиту авторским правом, автор не обязан постоянно демонстрировать web-сайт в сети, произведение вполне может находиться на сервере без возможности доступа к нему пользователей сети Интернет.

Для того чтобы понять правовую природу такого необычного объекта авторского права, следует добавить, что, вне всяких сомнений, web-сайт является самостоятельным произведением. Но при работе над конечным результатом своей творческой деятельности создаются и отдельные объекты авторского и смежных прав, такие как система навигации внутри произведения, зачастую - дизайн, то есть внешний вид представляемых страниц, а также довольно часто - письменные, звуко- и видеозаписи.
Таким образом, можно говорить о том, что web-сайт является в соответствии со ст.11 ЗоАП еще и составным произведением, и автору принадлежат права составителя. Нельзя исключать также и возможность создания web-сайта несколькими авторами, и тогда произведение будет подчиняться правовому режиму произведений, созданных в соавторстве (ст. 10 ЗоАП).

Из всего этого напрашивается вывод: web-сайт является произведением, которое создается творческим трудом или только одного физического лица, или усилиями нескольких лиц. Как мы видим, на сегодняшний день тенденции таковы, что web-сайты, созданные усилиями единственного автора, встречаются довольно редко. Наличие одного автора подразумевает, что, во-первых, web-сайт от начала и до конца создается творчеством одного лица, и во-вторых, при создании не используется ни одного произведения других авторов. Абсолютно все, включая систему навигации по web-сайту, дизайн страниц, аудио-, видео-файлы, тексты, фотографии, и другие объекты авторского и смежных прав созданы этим же автором. На практике такое является почти неисполнимым, и таким режимом будут в основном пользоваться только многочисленные ╚домашние╩ странички (и то при условии, что они не нарушают права третьих лиц, без разрешения используя объекты интеллектуальной собственности третьих лиц).
Значительно чаще происходит использование Произведений других авторов (или, если это объекты смежных прав, не авторов, а обладателей смежных прав. Иными словами √ правообладателей.)
При этом возможно два варианта:
1) правообладатели принимают личное участие в создании нового произведения;
2) правообладатели лично не участвуют.

Рассмотрим сначала более подробно первый вариант.
Над созданием web-сайта может работать несколько человек, то есть был творческий труд двух или более лиц. В таком случае признается, что над созданием одного произведения работал авторский коллектив, и по смыслу абз.1 ч.1 ст.10 ЗоАП, как уже отмечалось выше, произведение считается созданным в соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит всем соавторам.
При этом в соответствии с той же ст.10 ЗоАП произведение может представлять как неразрывное целое, так и состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (здесь представляется возможным провести - довольно спорную! - аналогию с вещным правом, в котором существует классификация вещей на ╚делимые╩ и ╚неделимые╩.)
В тех случаях, когда произведение является неделимым, авторы могут реализовывать свои права только совместно, а взаимоотношения между ними определяются соглашением, заключенным между соответствующими соавторами. При этом по абз.3 п.2 ст.10 ЗоАП ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить тот или иной вид использования произведения. (В этой норме можно попробовать провести аналогию с ч.1 ст. 10 ГК √ ╚пределы осуществления гражданских прав╩ - не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах). Такой неосновательный запрет будет ярким примером ╚злоупотребления правом╩.
В том случае, если же созданное соавторами произведение является делимым (то есть часть произведения может быть использована независимо от других частей этого произведения), то ЗоАП (абз.2 п.1. ст.10) содержит диспозитивное положение о том, что такое независимое использование по усмотрению автора этой части возможно, если соавторы между собой не заключили соглашение об ином.
Если вернуться к приведенному выше делению, то при рассмотрении других варианты участия нескольких авторов можно выделить несколько способов участия.
Например, с автором может быть заключен договор авторского заказа, предусмотренный ст.33 ЗоАП. Сторонами такого договора будут выступать Автор и Заказчик. Заказчик собирается создать web-сайт и при этом в этот web-сайт по замыслу Заказчика должны быть включены некоторые произведения Автора, на создание которых Заказчик и делает заказ. Автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора, при этом произведение, на создание которого делается заказ, должно быть указано как можно более точно и конкретно. Для этого рекомендуется в договор включать пункты, содержащие описание вида, жанра, объема, языка произведения. Так как в соответствии с п.5 ст.31 ЗоАП предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем, то в договор авторского заказа по смыслу вышеуказанной статьи может быть заключен только на создание произведения, которое уже должно было быть задумано автором. К такому которому уже могут быть созданы эскизы и другие подготовительные материалы, словом, это должно быть такое произведение, которое еще не переведено в объективную форму, однако мысленно уже создано автором.
Кроме того, данный договор авторского заказа должен обязательно содержать положение о способах использования вновь создаваемого произведения. Собственно, способ использования предполагается только один: включение в новое составное произведение, каковым является web-сайт. При рассмотрении конструкции договора авторского заказа важным является то, что автор произведения, заключив договор заказа, и выполнив этот заказ, не будет считаться входящим в коллектив соавторов создаваемого web-сайта.
Есть еще и другая правовая конструкция, которая очень сильно напоминает договор авторского заказа, имея при этом собственные особенности и характерные признаки. Это √ создание произведения в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей работника (ст. 14 ЗоАП). Такая ситуация является довольно распространенной. Например, некое юридическое лицо решило быть представлено в сети собственной страницей. В том случае, если это юридическое лицо имеет работников соответствующей профессии и квалификации, то задание о разработке и создании будет поручено собственным работникам. Если же подходящих людей не нашлось, то такое задание в порядке договора подряда на выполнение работ может быть получено работниками иного юридического лица, которое специализируется на выполнении подобных работ. В таком случае договором между автором (работником) и работодателем должно быть предусмотрено следующее:
1) размер авторского вознаграждение за каждый вид использования служебного произведения (использование в данном случае может заключаться как в создании части web-сайта, так и подготовки произведения целиком),
2) порядок выплаты авторского вознаграждения,
3) п.2 ст.14 содержит диспозитивное положение о том, что работодателю принадлежат исключительные права на использование служебного произведения. Тем не менее договором может быть установлено, что работодателю передаются только неисключительные права, что дает возможность автору (работнику) использовать произведение самостоятельно или давать разрешение третьим лицам на те или иные виды использования.
Но при любом виде использования произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания, в соответствии с п.3 ст.14 работодатель имеет право указывать или требовать указания своего наименования. При этом особо стоит отметить, что, как и в предыдущем варианте, работник не будет считаться входящим в коллектив соавторов, а web-сайт √ созданным коллективом соавторов. Но личное участие во всех вышеперечисленных случаях присутствует.

4) Кроме рассмотренных вариантов, когда автор тем или иным способов участвует в создании web-сайта, очень распространенными являются различные варианты использования ранее уже созданных произведений. При этом всего происходит включение в web-сайт литературных, музыкальных, художественных, каких-либо иных произведений, которые до того в объективной форме уже были представлены.
5) Как известно, в соответствии со ст.16 ЗоАП, автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В рассматриваемой здесь ситуации это означает следующее: если кто-либо включает чужие произведения в свое вновь создаваемое произведение, то обязательно должно быть получено соответствующее разрешение от правообладателя. Причем правообладателями в данном случае могут быть как авторы, так и обладатели смежных прав, наследники, работодатели, лица, которым соответствующие исключительные имущественные авторские права были переданы по авторскому договору. Только при наличии такого разрешения использование чужого произведения будет правомерным и законным.

27.10.2000, Ольга МОИСЕЕВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
INTERNET - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

Все, что я хочу - это ты – Roger WATERS Вот это новость: Роджер Уотерс выпускает первый сольный альбом за 22 года! »»

Смекалочка – ИЗ ЖИЗНИ Школьник проник на концерт любимой группы в Альберт-холле, подделав статью в Wiki. »»

Grammy-2017 – ГРЭММИ Грэмми-2017: live! Самые важные события и награды церемонии »»

Подсчитали - прослезились – ПРАВО РАО признается в хищениях миллионов: первые итоги финансового аудита »»

Борода в тылу врага – DEPECHE MODE Depeche Mode нацепили бороды и встали на трибуну мавзолея в новом видео »»

Нет, я не Байрон – M.I.A. В новом клипе M.I.A. зачем-то убеждает всех, что она не Мадонна и не Обама »»

Мне пора на покой – Aretha FRANKLIN "Королева соула" Арета Франклин объявила о завершении карьеры »»

Мэтр за мэтром – ИЗ ЖИЗНИ Элтон Джон, Куинси Джонс и Джордж Клинтон будут рекомендовать вам правильный винил »»

Вечно живой – Виктор ЦОЙ Кирилл Серебренников снимет фильм о юности Виктора Цоя »»

Как размножаются ежики – ANIMAL COLLECTIVE Участники Animal Collective посвятят часовой концерт сексуальной жизни кораллов »»

Стереокино – ФЕСТИВАЛЬ Питерский фестиваль Stereoleto объявляет первые имена »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

"Мы все - часть этого шоу" – Robbie WILLIAMS Робби Уильямс приглашает посетить его концерты в турне The Heavy Entertainment Show. »»

Юбилей свободного джаза – Юрий МАРКИН В России отмечают 75-летний юбилей Юрия Маркина, мэтра отечественного фри-джаза »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Целая история – ДДТ ДДТ завершает турне "История звука" большими концертами на площадках двух столиц »»

Оркестр, музыку! – THE CINEMATIC ORCHESTRA Авторы лучшего саундтрека к "Человеку с киноаппаратом" выступят в России с новой программой. »»

Промерзшие корни – ARSTIDIR В России выступит самая традиционная из исландских групп »»

10 мыслей о 59-й церемонии – ГРЭММИ Слезы Адели, живот Бейонсе, фляга Рианны и другие узелки на память о "Грэмми-2017". »»

Планета "Меланхолия" – BVDUB Мастер пронзительно-печальной электроники возвращается в Москву спустя пять лет »»

R.I.P. – Al JARREAU Умер Эл Джерро - самый харизматичный джазовый вокалист, семикратный обладатель Грэмми »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

С Днём Рождения! – Patti SMITH Рок-легенде Патти Смит исполнилось 70 лет. »»

R.I.P. – George MICHAEL Британский музыкант Джордж Майкл умер на 54-м году жизни. »»

"Нам рассказывали, что нашу музыку использовали как саундтрек для родов" – SEEFEEL Seefeel - o легендарном фестивале "Бритроника", ярлыке IDM и отпуске длиной в 12 лет »»

"Люди нередко танцуют под нашу музыку, такое бывает" – THE NECKS Участники австралийского трио The Necks рассказали Звукам о своем новом альбоме  »»

Нобелевская речь Боба Дилана – Bob DYLAN "Не думаю, что у Шекспира было время спросить себя: "Занимаюсь ли я литературой?"  »»

"Япония - это место, где меня узнают на улице" – OVAL Oval - о концептуализме, новых технологиях и о том, почему его пластинки стали классикой. »»

Musikmesse 2017: стартуем весной – ТЕХНИКА Международная выставка музыкальных инструментов, софта, техники и аксессуаров Musikmesse 2017… »»

Ку – 5'NIZZA Новый альбом харьковского дуэта -радушное приветствие после долгого отсутствия »»

Проверка пульса: январь – МУЗЫКА Электронные новинки января: Брайан Ино, Nikakoi, Kid Koala и много электропопа. »»

Цифры года 2016 – ИЗ ЖИЗНИ Традиционный рейтинг Звуков: чуть меньше букв, чуть больше цифр. »»

Спой для Трампа – ИЗ ЖИЗНИ Как Дональд Трамп разделил музыкантов на два лагеря и стал катализатором нового ренессанса… »»

Крах иллюзии – LADY GAGA Революция закончилась: как Леди Гага перестала быть актуальным поп-артистом. »»

Глазами других – Bob DYLAN Бобу Дилану дали Нобелевку по литературе. Звуки вспоминают самые крутые каверы на песни великого… »»

Профессия: волонтер – ФЕСТИВАЛЬ Волонтерство как пропуск на ваш любимый летний фестиваль. »»

Когда бит был большим – FATBOY SLIM Звуки отмечают юбилей дебютного альбома Fatboy Slim, вышедшего ровно 20 лет назад. »»

20:00 – Yotaspace (экс-Главклуб) – ДЮНА ДЮНА »»

21:00 – Петрович – Александр ПОКИДЧЕНКО Александр ПОКИДЧЕНКО »»

Хроника19/02

2000 – Состоялся юбилейный концерт группы «Чайф» в СК «Олимпийский», посвященный пятнадцатилетию группы. Зрители в объеме 20000 человек, устроили полнейший аншлаг  »»

Ованес ТУМАНЯН

Saul CHAPLIN

Robert WALKER (1937)

Smokey ROBINSON (1940)

Bob ROGERS (1940)

Lou CHRISTIE (1943)

Юрий АНТОНОВ (1945)

Tony IOMMI (1948)

Eddie HARDIN (1949)

Всеволод ГАККЕЛЬ (1953)

Свежая реплика

КсенофаризмXENA 18/02/2017 22:48 от bimba19 They updated it! I got this IMVU credits code and it got accepted! You get it completely free from http://imvucreditsgenerator.com ответить

Metallica помирилась с Napster спустя 17 лет. Кто следующий?

Мадонна и Милонов - в гей-клубе

Тимати и Киркоров - на совместном концерте у Кадырова

Децл и Баста - в Газгольдере

Тэйлор Свифт и Канье Уэст - на церемонии "Грэмми"

Трамп и все остальные... хотя нет, не получится

отправить