• Звуки.ру
  • /
  • Рубрики
  • /
  • Закон
  • /
  • INTERNET
  • /
  • Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании WEB-сайта

ЧАСТЬ 1
Применение авторского законодательства, а также законодательства о смежных правах при работе в сети Интернет в Российской Федерации имеет еще сравнительно недолгую историю √ не более 8-10 лет. С течением времени становится все более очевидна проблема толкования уже существующих правовых норм, а также введения новых положений в законодательство с целью получения наиболее полной охраны прав как пользователей сети, так и создателей ее ресурсов. Также существуют некоторые проблемы, которые требуют совместных действий нескольких государств (например, проблема юрисдикции сети).
Можно все же определенно сказать, что правовое регулирование такой деятельности, как создание web-сайта, относится все же к сфере не публичного права, а частного, то есть Гражданский кодекс РФ является источником права. Потому в случаях, когда не хватает норм, напрямую регулирующих возникающие отношения, можно использовать положения ст.6 ГК (╚применение гражданского законодательства по аналогии╩) об аналогии закона и права.

Правовое положение web-сайта по российскому авторскому праву довольно очевидно: web-сайт является одним из объектов авторского права. В ст. 7 Закона об авторском праве и смежных правах (далее √ ЗоАП) приведен примерный перечень возможных объектов. Напрямую web-сайт в этот перечень не включен, но так как список не является исчерпывающим, то включение такого нового объекта является возможным и правомерным. Такой вывод можно сделать при анализе ст. 6 ЗоАП Web-сайт обладает всеми законодательно установленными признаками, чтобы получать охрану в соответствии с положениями авторского права. Охрану получают произведения, обладающие следующими признаками:
1) произведение относится к сфере науки, литературы и искусства;
2) произведение создается в результате творческой деятельности.
При этом не имеет значения ни назначение произведения, ни творческая ценность произведения, ни способ выражения произведения (единственное требование √ это существование произведения в какой-либо объективной форме).
Также не имеет решающего значения, было ли произведение обнародовано или нет. Обнародование (ст.4 ЗоАП) произведения √ это ╚осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения╩. То есть для того, чтобы получить защиту авторским правом, автор не обязан постоянно демонстрировать web-сайт в сети, произведение вполне может находиться на сервере без возможности доступа к нему пользователей сети Интернет.

Для того чтобы понять правовую природу такого необычного объекта авторского права, следует добавить, что, вне всяких сомнений, web-сайт является самостоятельным произведением. Но при работе над конечным результатом своей творческой деятельности создаются и отдельные объекты авторского и смежных прав, такие как система навигации внутри произведения, зачастую - дизайн, то есть внешний вид представляемых страниц, а также довольно часто - письменные, звуко- и видеозаписи.
Таким образом, можно говорить о том, что web-сайт является в соответствии со ст.11 ЗоАП еще и составным произведением, и автору принадлежат права составителя. Нельзя исключать также и возможность создания web-сайта несколькими авторами, и тогда произведение будет подчиняться правовому режиму произведений, созданных в соавторстве (ст. 10 ЗоАП).

Из всего этого напрашивается вывод: web-сайт является произведением, которое создается творческим трудом или только одного физического лица, или усилиями нескольких лиц. Как мы видим, на сегодняшний день тенденции таковы, что web-сайты, созданные усилиями единственного автора, встречаются довольно редко. Наличие одного автора подразумевает, что, во-первых, web-сайт от начала и до конца создается творчеством одного лица, и во-вторых, при создании не используется ни одного произведения других авторов. Абсолютно все, включая систему навигации по web-сайту, дизайн страниц, аудио-, видео-файлы, тексты, фотографии, и другие объекты авторского и смежных прав созданы этим же автором. На практике такое является почти неисполнимым, и таким режимом будут в основном пользоваться только многочисленные ╚домашние╩ странички (и то при условии, что они не нарушают права третьих лиц, без разрешения используя объекты интеллектуальной собственности третьих лиц).
Значительно чаще происходит использование Произведений других авторов (или, если это объекты смежных прав, не авторов, а обладателей смежных прав. Иными словами √ правообладателей.)
При этом возможно два варианта:
1) правообладатели принимают личное участие в создании нового произведения;
2) правообладатели лично не участвуют.

Рассмотрим сначала более подробно первый вариант.
Над созданием web-сайта может работать несколько человек, то есть был творческий труд двух или более лиц. В таком случае признается, что над созданием одного произведения работал авторский коллектив, и по смыслу абз.1 ч.1 ст.10 ЗоАП, как уже отмечалось выше, произведение считается созданным в соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит всем соавторам.
При этом в соответствии с той же ст.10 ЗоАП произведение может представлять как неразрывное целое, так и состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (здесь представляется возможным провести - довольно спорную! - аналогию с вещным правом, в котором существует классификация вещей на ╚делимые╩ и ╚неделимые╩.)
В тех случаях, когда произведение является неделимым, авторы могут реализовывать свои права только совместно, а взаимоотношения между ними определяются соглашением, заключенным между соответствующими соавторами. При этом по абз.3 п.2 ст.10 ЗоАП ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить тот или иной вид использования произведения. (В этой норме можно попробовать провести аналогию с ч.1 ст. 10 ГК √ ╚пределы осуществления гражданских прав╩ - не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах). Такой неосновательный запрет будет ярким примером ╚злоупотребления правом╩.
В том случае, если же созданное соавторами произведение является делимым (то есть часть произведения может быть использована независимо от других частей этого произведения), то ЗоАП (абз.2 п.1. ст.10) содержит диспозитивное положение о том, что такое независимое использование по усмотрению автора этой части возможно, если соавторы между собой не заключили соглашение об ином.
Если вернуться к приведенному выше делению, то при рассмотрении других варианты участия нескольких авторов можно выделить несколько способов участия.
Например, с автором может быть заключен договор авторского заказа, предусмотренный ст.33 ЗоАП. Сторонами такого договора будут выступать Автор и Заказчик. Заказчик собирается создать web-сайт и при этом в этот web-сайт по замыслу Заказчика должны быть включены некоторые произведения Автора, на создание которых Заказчик и делает заказ. Автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора, при этом произведение, на создание которого делается заказ, должно быть указано как можно более точно и конкретно. Для этого рекомендуется в договор включать пункты, содержащие описание вида, жанра, объема, языка произведения. Так как в соответствии с п.5 ст.31 ЗоАП предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем, то в договор авторского заказа по смыслу вышеуказанной статьи может быть заключен только на создание произведения, которое уже должно было быть задумано автором. К такому которому уже могут быть созданы эскизы и другие подготовительные материалы, словом, это должно быть такое произведение, которое еще не переведено в объективную форму, однако мысленно уже создано автором.
Кроме того, данный договор авторского заказа должен обязательно содержать положение о способах использования вновь создаваемого произведения. Собственно, способ использования предполагается только один: включение в новое составное произведение, каковым является web-сайт. При рассмотрении конструкции договора авторского заказа важным является то, что автор произведения, заключив договор заказа, и выполнив этот заказ, не будет считаться входящим в коллектив соавторов создаваемого web-сайта.
Есть еще и другая правовая конструкция, которая очень сильно напоминает договор авторского заказа, имея при этом собственные особенности и характерные признаки. Это √ создание произведения в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей работника (ст. 14 ЗоАП). Такая ситуация является довольно распространенной. Например, некое юридическое лицо решило быть представлено в сети собственной страницей. В том случае, если это юридическое лицо имеет работников соответствующей профессии и квалификации, то задание о разработке и создании будет поручено собственным работникам. Если же подходящих людей не нашлось, то такое задание в порядке договора подряда на выполнение работ может быть получено работниками иного юридического лица, которое специализируется на выполнении подобных работ. В таком случае договором между автором (работником) и работодателем должно быть предусмотрено следующее:
1) размер авторского вознаграждение за каждый вид использования служебного произведения (использование в данном случае может заключаться как в создании части web-сайта, так и подготовки произведения целиком),
2) порядок выплаты авторского вознаграждения,
3) п.2 ст.14 содержит диспозитивное положение о том, что работодателю принадлежат исключительные права на использование служебного произведения. Тем не менее договором может быть установлено, что работодателю передаются только неисключительные права, что дает возможность автору (работнику) использовать произведение самостоятельно или давать разрешение третьим лицам на те или иные виды использования.
Но при любом виде использования произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания, в соответствии с п.3 ст.14 работодатель имеет право указывать или требовать указания своего наименования. При этом особо стоит отметить, что, как и в предыдущем варианте, работник не будет считаться входящим в коллектив соавторов, а web-сайт √ созданным коллективом соавторов. Но личное участие во всех вышеперечисленных случаях присутствует.

4) Кроме рассмотренных вариантов, когда автор тем или иным способов участвует в создании web-сайта, очень распространенными являются различные варианты использования ранее уже созданных произведений. При этом всего происходит включение в web-сайт литературных, музыкальных, художественных, каких-либо иных произведений, которые до того в объективной форме уже были представлены.
5) Как известно, в соответствии со ст.16 ЗоАП, автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В рассматриваемой здесь ситуации это означает следующее: если кто-либо включает чужие произведения в свое вновь создаваемое произведение, то обязательно должно быть получено соответствующее разрешение от правообладателя. Причем правообладателями в данном случае могут быть как авторы, так и обладатели смежных прав, наследники, работодатели, лица, которым соответствующие исключительные имущественные авторские права были переданы по авторскому договору. Только при наличии такого разрешения использование чужого произведения будет правомерным и законным.

27.10.2000, Ольга МОИСЕЕВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
INTERNET - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

"Мой отец был грузчиком роялей" – Bill MURRAY Актер Бил Мюррей неожиданно дебютирует в роли сонграйтера и крунера »»

Как слышно, приём – RADIOHEAD Джонни Гринвуд превратил ругательства Тома Йорка в луп и запустил на концерте. »»

Отмечай в кругу семьи – PRINCE В годовщину смерти фанк-легенды Prince разгорается судебный скандал за право издать его редкие… »»

Клуб одиноких битломанов – THE BEATLES Алан Паркер снял документальный фильм про The Beatles. И вы можете увидеть его кусочек! »»

Просто ты слабак – SLAYER Фронтмен Slayer назвал Америку страной нытиков »»

Ядерному взрыву - нет, нет, нет – Lana DEL REY Лана дель Рей поделилась новой песней, на которую ее вдохновили Coachella и Северная Корея »»

Ты узнаешь ее из тысячи – John MAYER Джон Майер завершил эпоху и выпустил альбом, в котором вы узнаете себя. »»

Машите на меня, машите – ГРОМЫКА Поп-панк формация "Громыка" выпустила альбом "Нашатырь" »»

Брать живьем – THE DEAD WEATHER Супергруппа Dead Weather выпускает концертный альбом »»

Самая высокогорная вечеринка – Paul OAKENFOLD Пол Окенфолд сыграл сет на вершине Эвереста »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Forever young – SZIGET Звуки вспоминают предыдущие поездки в Будапешт накануне юбилейного, 25-го по счёту Sziget. Чтобы… »»

Нечартова дюжина-2017 – SZIGET Звуки выбирают самые любопытные сеты Sziget-2017: 6 громких имён и 6 редких, но не менее ценных. »»

Мыши в пляс – DEADMAU5 Канадский DJ, продюсер и электронный музыкант Deadmau5 сыграет в Москве »»

Space-Шипп – Matthew SHIPP Культурный центр "Дом" празднует день рождения концертом Мэтью Шиппа и Иво Перельмана. »»

Вокальная параолимпиада – ЕВРОВИДЕНИЕ Организаторы Евровидения сделали исключение для больного португальского певца »»

Еврофлуд уходит в сеть – ЕВРОВИДЕНИЕ Первый канал отказался от трансляции конкурса Евровидение . За кого будем болеть? »»

5 фактов о фестивале Roskilde-2017 – ФЕСТИВАЛЬ Датский фестиваль Roskilde уже 46 лет остается крупнейшим в Европе. Только что объявили его полный… »»

5 фактов о фестивале Roskilde-2017 – ФЕСТИВАЛЬ Датский фестиваль Roskilde уже 46 лет остается крупнейшим в Европе. Только что объявили его полный… »»

Хорошую религию придумали индусы – GOD IS AN ASTRONAUT Ирландская пост-роковая группа God Is An Astronaut отпразднует 15-летие большим туром по Европе. »»

Игги - 70! – Iggy POP Крестный отец панк-рока Игги Поп отмечает 70-летний юбилей »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

R.I.P. – Allan HOLDSWORTH Скончался гитарист Алан Холдсуорт - один из пионеров фьюжн. »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

"Можно быть успешным в музыке, абсолютно не продав и не предав себя" – Юрий НАУМОВ Гитарист Юрий Наумов - о юбилейном концерте, истоках психоделики и о том, как оставаться… »»

35 лет "Метле" – METALLICA Самые невероятные факты о самой тяжелой поп-группе планеты. Отметим юбилей Metallica вместе! »»

"Я с гордостью рад заявить планете, что избавился от перфекционизма" – TEQUILAJAZZZ Евгений Фёдоров - об акустической программе Tequilajazzz, о вагонах укулеле и о том, как… »»

Буддист-классик – Philip GLASS В паноптикуме конца ХХ в. под биркой "выдающийся академический композитор" значится уже не… »»

"Вы хорошие люди, но рулит вами идиот" – BEHEMOTH Лидер Behemoth, самая противоречивая фигура дэт-метала, Адам Нергал Дарский - о своем видении… »»

Кто издает Звуки – ЗВУКИ РУ Дорогая Редакция портала Звуки.Ру завершает работу и делится историями своей жизни. »»

Шпиономания: по пути отказа – ЕВРОВИДЕНИЕ Что стоит за новым музыкальным шоу Первого канала и почему Россия отказывается от участия в… »»

Целлулоид: "Призрак в доспехах" – ФИЛЬМ Киберпанк со Скарлетт и другие саундтреки месяца - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Последний из могикан – ИЗ ЖИЗНИ Музыкальный редактор Guardian завершает 16-летнюю карьеру и делится своими мыслями о состоянии… »»

Проверка пульса: март. – МУЗЫКА Электроника марта: возвращение Soulwax, энергичный электропоп Goldfrapp и еще 6 свежих пластинок. »»

10 альбомов апреля – МУЗЫКА Самые важные и многообещающие релизы ближайших недель - в апрельском обзоре Звуков »»

Демпинг на аппаратном уровне – ТЕХНИКА Основатель фирмы Behringer Ули Берингер объявил, что собирается выпускать "клоны" Minimoog Model D… »»

Духовной жаждою томим – DEPECHE MODE Новый альбом Depeche Mode оставил противоречивые ощущения, но кое-чем всё же порадовал. »»

Целлулоид. Большие ожидания-2017 – ФИЛЬМ Тупак, Grateful Dead и опять Гослинг: 8 новых фильмов о музыке и музыкантах. »»

Проверка пульса: февраль. – МУЗЫКА Электроника февраля: сюрприз от лейбла Kompakt, французское пост-диско и сногсшибательный дебют. »»

Хроника23/04

1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии  »»

1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве  »»

2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые»)  »»

Maria CALLAS (1923)

Calvin OWENS (1929)

Roy ORBISON (1936)

Ray PETERSON (1939)

Alan BROADBENT (1947)

John MILES (1949)

Narada Michael WALDEN (1952)

ARASH (1977)

Taio CRUZ (1983)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Вы - жюри Первого канала. Ваша задача - отправить нашего участника на Евровидение в Украину. Кого выберете?

Юлию Самойлову. Нас все равно в Украине ничего хорошего не ждет

Дмитрия Билана. С ним мы всегда выигрываем

Робби Уильямса. Он будет Party Like a Russian

Юрия Лозу. Он сам напросился

Никого не посылать, задраить люк и отрубить телевизор

отправить