• Звуки.ру
  • /
  • Рубрики
  • /
  • Закон
  • /
  • INTERNET
  • /
  • Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании WEB-сайта

ЧАСТЬ 1
Применение авторского законодательства, а также законодательства о смежных правах при работе в сети Интернет в Российской Федерации имеет еще сравнительно недолгую историю √ не более 8-10 лет. С течением времени становится все более очевидна проблема толкования уже существующих правовых норм, а также введения новых положений в законодательство с целью получения наиболее полной охраны прав как пользователей сети, так и создателей ее ресурсов. Также существуют некоторые проблемы, которые требуют совместных действий нескольких государств (например, проблема юрисдикции сети).
Можно все же определенно сказать, что правовое регулирование такой деятельности, как создание web-сайта, относится все же к сфере не публичного права, а частного, то есть Гражданский кодекс РФ является источником права. Потому в случаях, когда не хватает норм, напрямую регулирующих возникающие отношения, можно использовать положения ст.6 ГК (╚применение гражданского законодательства по аналогии╩) об аналогии закона и права.

Правовое положение web-сайта по российскому авторскому праву довольно очевидно: web-сайт является одним из объектов авторского права. В ст. 7 Закона об авторском праве и смежных правах (далее √ ЗоАП) приведен примерный перечень возможных объектов. Напрямую web-сайт в этот перечень не включен, но так как список не является исчерпывающим, то включение такого нового объекта является возможным и правомерным. Такой вывод можно сделать при анализе ст. 6 ЗоАП Web-сайт обладает всеми законодательно установленными признаками, чтобы получать охрану в соответствии с положениями авторского права. Охрану получают произведения, обладающие следующими признаками:
1) произведение относится к сфере науки, литературы и искусства;
2) произведение создается в результате творческой деятельности.
При этом не имеет значения ни назначение произведения, ни творческая ценность произведения, ни способ выражения произведения (единственное требование √ это существование произведения в какой-либо объективной форме).
Также не имеет решающего значения, было ли произведение обнародовано или нет. Обнародование (ст.4 ЗоАП) произведения √ это ╚осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения╩. То есть для того, чтобы получить защиту авторским правом, автор не обязан постоянно демонстрировать web-сайт в сети, произведение вполне может находиться на сервере без возможности доступа к нему пользователей сети Интернет.

Для того чтобы понять правовую природу такого необычного объекта авторского права, следует добавить, что, вне всяких сомнений, web-сайт является самостоятельным произведением. Но при работе над конечным результатом своей творческой деятельности создаются и отдельные объекты авторского и смежных прав, такие как система навигации внутри произведения, зачастую - дизайн, то есть внешний вид представляемых страниц, а также довольно часто - письменные, звуко- и видеозаписи.
Таким образом, можно говорить о том, что web-сайт является в соответствии со ст.11 ЗоАП еще и составным произведением, и автору принадлежат права составителя. Нельзя исключать также и возможность создания web-сайта несколькими авторами, и тогда произведение будет подчиняться правовому режиму произведений, созданных в соавторстве (ст. 10 ЗоАП).

Из всего этого напрашивается вывод: web-сайт является произведением, которое создается творческим трудом или только одного физического лица, или усилиями нескольких лиц. Как мы видим, на сегодняшний день тенденции таковы, что web-сайты, созданные усилиями единственного автора, встречаются довольно редко. Наличие одного автора подразумевает, что, во-первых, web-сайт от начала и до конца создается творчеством одного лица, и во-вторых, при создании не используется ни одного произведения других авторов. Абсолютно все, включая систему навигации по web-сайту, дизайн страниц, аудио-, видео-файлы, тексты, фотографии, и другие объекты авторского и смежных прав созданы этим же автором. На практике такое является почти неисполнимым, и таким режимом будут в основном пользоваться только многочисленные ╚домашние╩ странички (и то при условии, что они не нарушают права третьих лиц, без разрешения используя объекты интеллектуальной собственности третьих лиц).
Значительно чаще происходит использование Произведений других авторов (или, если это объекты смежных прав, не авторов, а обладателей смежных прав. Иными словами √ правообладателей.)
При этом возможно два варианта:
1) правообладатели принимают личное участие в создании нового произведения;
2) правообладатели лично не участвуют.

Рассмотрим сначала более подробно первый вариант.
Над созданием web-сайта может работать несколько человек, то есть был творческий труд двух или более лиц. В таком случае признается, что над созданием одного произведения работал авторский коллектив, и по смыслу абз.1 ч.1 ст.10 ЗоАП, как уже отмечалось выше, произведение считается созданным в соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит всем соавторам.
При этом в соответствии с той же ст.10 ЗоАП произведение может представлять как неразрывное целое, так и состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (здесь представляется возможным провести - довольно спорную! - аналогию с вещным правом, в котором существует классификация вещей на ╚делимые╩ и ╚неделимые╩.)
В тех случаях, когда произведение является неделимым, авторы могут реализовывать свои права только совместно, а взаимоотношения между ними определяются соглашением, заключенным между соответствующими соавторами. При этом по абз.3 п.2 ст.10 ЗоАП ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить тот или иной вид использования произведения. (В этой норме можно попробовать провести аналогию с ч.1 ст. 10 ГК √ ╚пределы осуществления гражданских прав╩ - не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах). Такой неосновательный запрет будет ярким примером ╚злоупотребления правом╩.
В том случае, если же созданное соавторами произведение является делимым (то есть часть произведения может быть использована независимо от других частей этого произведения), то ЗоАП (абз.2 п.1. ст.10) содержит диспозитивное положение о том, что такое независимое использование по усмотрению автора этой части возможно, если соавторы между собой не заключили соглашение об ином.
Если вернуться к приведенному выше делению, то при рассмотрении других варианты участия нескольких авторов можно выделить несколько способов участия.
Например, с автором может быть заключен договор авторского заказа, предусмотренный ст.33 ЗоАП. Сторонами такого договора будут выступать Автор и Заказчик. Заказчик собирается создать web-сайт и при этом в этот web-сайт по замыслу Заказчика должны быть включены некоторые произведения Автора, на создание которых Заказчик и делает заказ. Автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора, при этом произведение, на создание которого делается заказ, должно быть указано как можно более точно и конкретно. Для этого рекомендуется в договор включать пункты, содержащие описание вида, жанра, объема, языка произведения. Так как в соответствии с п.5 ст.31 ЗоАП предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем, то в договор авторского заказа по смыслу вышеуказанной статьи может быть заключен только на создание произведения, которое уже должно было быть задумано автором. К такому которому уже могут быть созданы эскизы и другие подготовительные материалы, словом, это должно быть такое произведение, которое еще не переведено в объективную форму, однако мысленно уже создано автором.
Кроме того, данный договор авторского заказа должен обязательно содержать положение о способах использования вновь создаваемого произведения. Собственно, способ использования предполагается только один: включение в новое составное произведение, каковым является web-сайт. При рассмотрении конструкции договора авторского заказа важным является то, что автор произведения, заключив договор заказа, и выполнив этот заказ, не будет считаться входящим в коллектив соавторов создаваемого web-сайта.
Есть еще и другая правовая конструкция, которая очень сильно напоминает договор авторского заказа, имея при этом собственные особенности и характерные признаки. Это √ создание произведения в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей работника (ст. 14 ЗоАП). Такая ситуация является довольно распространенной. Например, некое юридическое лицо решило быть представлено в сети собственной страницей. В том случае, если это юридическое лицо имеет работников соответствующей профессии и квалификации, то задание о разработке и создании будет поручено собственным работникам. Если же подходящих людей не нашлось, то такое задание в порядке договора подряда на выполнение работ может быть получено работниками иного юридического лица, которое специализируется на выполнении подобных работ. В таком случае договором между автором (работником) и работодателем должно быть предусмотрено следующее:
1) размер авторского вознаграждение за каждый вид использования служебного произведения (использование в данном случае может заключаться как в создании части web-сайта, так и подготовки произведения целиком),
2) порядок выплаты авторского вознаграждения,
3) п.2 ст.14 содержит диспозитивное положение о том, что работодателю принадлежат исключительные права на использование служебного произведения. Тем не менее договором может быть установлено, что работодателю передаются только неисключительные права, что дает возможность автору (работнику) использовать произведение самостоятельно или давать разрешение третьим лицам на те или иные виды использования.
Но при любом виде использования произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания, в соответствии с п.3 ст.14 работодатель имеет право указывать или требовать указания своего наименования. При этом особо стоит отметить, что, как и в предыдущем варианте, работник не будет считаться входящим в коллектив соавторов, а web-сайт √ созданным коллективом соавторов. Но личное участие во всех вышеперечисленных случаях присутствует.

4) Кроме рассмотренных вариантов, когда автор тем или иным способов участвует в создании web-сайта, очень распространенными являются различные варианты использования ранее уже созданных произведений. При этом всего происходит включение в web-сайт литературных, музыкальных, художественных, каких-либо иных произведений, которые до того в объективной форме уже были представлены.
5) Как известно, в соответствии со ст.16 ЗоАП, автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В рассматриваемой здесь ситуации это означает следующее: если кто-либо включает чужие произведения в свое вновь создаваемое произведение, то обязательно должно быть получено соответствующее разрешение от правообладателя. Причем правообладателями в данном случае могут быть как авторы, так и обладатели смежных прав, наследники, работодатели, лица, которым соответствующие исключительные имущественные авторские права были переданы по авторскому договору. Только при наличии такого разрешения использование чужого произведения будет правомерным и законным.

27.10.2000, Ольга МОИСЕЕВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
INTERNET - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

А пока вы у нас попляшите – ФЕСТИВАЛЬ BBС планирует в следующем году провести крупный фестиваль "на замену" Glastonbury Festival »»

Помним. Любим. – LINKIN PARK Движение памяти Честера Беннингтона: звезды и поклонники вспоминают музыканта »»

Навестите меня в музее Мадам Тюссо – BEYONCE Поклонники Beyoncé заставили музей Мадам Тюссо удалить восковую фигуру звезды »»

Показывать пока не будем – The LIBERTINES The Libertines начали писать материал для нового альбома. »»

Далее везде – ТЕХНИКА В Австралии открывается первый за десятилетия новый завод по производству виниловых пластинок. На… »»

Выпьем с горя – MODEST MOUSE Фронтмен Modest Mouse открыл новый бар в Портленде »»

Музыка поп – ИЗ ЖИЗНИ Латиноамериканская поп-песня про половые игры стала мегахитом по всему миру. »»

Время N/A – Борис ГРЕБЕНЩИКОВ Борис Гребенщиков опубликовал песню о времени и главном порождаемом им желании. »»

Яндекс.карта Яндекс.музыки – ИЗ ЖИЗНИ Яндекс выяснил, что популярных российских артистов любят больше всего в их родных городах. »»

В последний раз на двоих – ИЗ ЖИЗНИ Ветеран кантри и эстрады Кенни Роджерс уходит на покой. На октябрь намечен его прощальный концерт. »»

Пикник Афиши 2017: кого смотреть – ФЕСТИВАЛЬ Манчестерский инди-дэнс, украинский соул и многое другое. Гид по Пикнику афиши 2017. »»

Номер с фортепиано – HAUSCHKA Немецкий пианист сыграл прекрасный концерт на открытой сцене у Останкинского пруда. »»

Ритуальный шум – COVENANT Шведские электронщики Covenant возвращаются в Москву с альбомом "Blinding Dark". С ними сыграют… »»

Монтре-51. Дни 10-12 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Sampha, Solange, Эрика Баду, Yello, Shabaka & The Ancestors и London Grammar - репортаж с… »»

Зеленый коридор – Burton GREENE Фри-джазовый пианист Бёртон Грин сыграет в Москве с музыкантами группы Бром. »»

Укротители духов – DEPECHE MODE Герои поколения стареют, но по-прежнему играют мощнейшие концерты. »»

Большое открытие – ЛЕНИНГРАД Ленинград дал юбилейный концерт на 47 тысяч зрителей в ходе турне "20 лет на радость". »»

Open'er 2017: Самая большая открывашка – ФЕСТИВАЛЬ На польском фестивальном гиганте Звуки промокли под дождём и видели Radiohead, The Weeknd и Lorde. »»

Монтре-51. Дни 8-9 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL Житие Брайанов - и почему ностальгия и хайп больше не двигатель торговли. Новый репортаж из Монтре! »»

Монтре-51. Дни 6-7 – MONTREUX JAZZ FESTIVAL 3 Джонса, 3 нарушителя спокойствия и 4 суперзвезды: иногда главные концерты проходят на самых… »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

R.I.P. – LINKIN PARK Вокалист Linkin Park покончил жизнь самоубийством »»

"Мне все еще намекают, что девушка не способна справиться с электроникой!" – Dehlia DE FRANCE Delhia de France - о музыке и искусстве, трансформации тела и предубеждениях. »»

"Если вы сможете протянуть год, дальше будет только лучше" – THE WYTCHES Свежая кровь британского гаражного рока, группа The Wytches, - о гастролях в России »»

Остановите Вилли – HIM Что мы знаем о музыкальном и немузыкальном наследии группы HIM и почему нам не хочется прощаться »»

"Танцы добавляют вам 15 процентов сексуальности" – CHINAWOMAN Мишель Гуревич aka Chinawoman размышляет о скором концерте, прелести состояния неофита и правильном… »»

"Я решил возродить Ноль" – НОЛЬ Федор Чистяков возрождает "Ноль" и рассказывает об этом Звукам. »»

"Эд Ширан собирает стадионы с одной только гитарой. Это вдохновляет" – Natalie IMBRUGLIA Натали Имбрулья о "мужских" песнях, своей новой акустической программе и туре, который стартует в… »»

"Человек бежит в культуру, потому что если он остановится - его зарежут." – ШКЛОВСКИЙ Группа Шкловский представляет на Звуках свой второй альбом и рассказывает о третьем »»

Планета обезьян. История – GORILLAZ Как завоевать мир, превратившись из музыкальной группы в новое медиа: феномен Gorillaz »»

OKNOTOK XX – RADIOHEAD Призраки, собаки, бонус-треки и специальные расследования: что мы узнали о magnum opus Radiohead за… »»

Без ног, без головы – ИЗ ЖИЗНИ За 3 дня до мировой премьеры балета "Нуреев" ее заменили"Дон Кихотом". Что стоит за отменой… »»

10 альбомов июля – МУЗЫКА Дни Канады, обещания Ланы и короткометражка Coldplay - в июльском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: июнь. – МУЗЫКА Aphex Twin, Goldie, Fizzarum, Com Truise и другие электронные новинки июня. »»

Путь домой: с планшетов на ПК – ТЕХНИКА 5 лучших музыкальных приложений, написанных для iOS и портированных на PC. Скачивайте и играйте! »»

Целлулоид: "Оставленные" – ФИЛЬМ Апокалипсис вчера, Крис Корнелл и Том Йорк - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и кино в… »»

10 альбомов июня – МУЗЫКА Секс, Лорд, пионер рок-н-ролла и его светлое будущее - в июньском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: май. – МУЗЫКА Новый альбом Bola, британский "гарейв", будущее японской электроники и другие новинки мая. »»

Те же, в профиль. – ПРАВО Расследование: как новое РАО пытается продемонстрировать изменения, не меняя сути. »»

Хроника24/07

1952 – В 1952 году родился Гас Ван Сент младший (Gus Van Sant), американский кинорежиссёр, замечательный сценарист, фотограф и музыкант.
Ван Сент снял несколько музыкальных видеоклипов для Дэвида Боуи (David Bowie) и группы Red Hot Chili Peppers  »»

Billy TAYLOR (1921)

Mike MAINIERI (1938)

Jon FADDIS (1953)

Mick KARN (1958)

Jennifer LOPEZ (1969)

Carl-Michael "Czral" EIDE (1974)

Карэн КАЗАКОВ (1987)

Свежая реплика

Музыкальный авант-туризмФЕСТИВАЛЬ 14/04/2017 06:08 от Bobbbog Хорошая новость про Made In China, но меня больше Xiu Xiu интересуют. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить