• Звуки.ру
  • /
  • Рубрики
  • /
  • Закон
  • /
  • INTERNET
  • /
  • Применение авторского законодательства и законодательства о смежных правах при создании и использовании WEB-сайта

ЧАСТЬ 1
Применение авторского законодательства, а также законодательства о смежных правах при работе в сети Интернет в Российской Федерации имеет еще сравнительно недолгую историю √ не более 8-10 лет. С течением времени становится все более очевидна проблема толкования уже существующих правовых норм, а также введения новых положений в законодательство с целью получения наиболее полной охраны прав как пользователей сети, так и создателей ее ресурсов. Также существуют некоторые проблемы, которые требуют совместных действий нескольких государств (например, проблема юрисдикции сети).
Можно все же определенно сказать, что правовое регулирование такой деятельности, как создание web-сайта, относится все же к сфере не публичного права, а частного, то есть Гражданский кодекс РФ является источником права. Потому в случаях, когда не хватает норм, напрямую регулирующих возникающие отношения, можно использовать положения ст.6 ГК (╚применение гражданского законодательства по аналогии╩) об аналогии закона и права.

Правовое положение web-сайта по российскому авторскому праву довольно очевидно: web-сайт является одним из объектов авторского права. В ст. 7 Закона об авторском праве и смежных правах (далее √ ЗоАП) приведен примерный перечень возможных объектов. Напрямую web-сайт в этот перечень не включен, но так как список не является исчерпывающим, то включение такого нового объекта является возможным и правомерным. Такой вывод можно сделать при анализе ст. 6 ЗоАП Web-сайт обладает всеми законодательно установленными признаками, чтобы получать охрану в соответствии с положениями авторского права. Охрану получают произведения, обладающие следующими признаками:
1) произведение относится к сфере науки, литературы и искусства;
2) произведение создается в результате творческой деятельности.
При этом не имеет значения ни назначение произведения, ни творческая ценность произведения, ни способ выражения произведения (единственное требование √ это существование произведения в какой-либо объективной форме).
Также не имеет решающего значения, было ли произведение обнародовано или нет. Обнародование (ст.4 ЗоАП) произведения √ это ╚осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения╩. То есть для того, чтобы получить защиту авторским правом, автор не обязан постоянно демонстрировать web-сайт в сети, произведение вполне может находиться на сервере без возможности доступа к нему пользователей сети Интернет.

Для того чтобы понять правовую природу такого необычного объекта авторского права, следует добавить, что, вне всяких сомнений, web-сайт является самостоятельным произведением. Но при работе над конечным результатом своей творческой деятельности создаются и отдельные объекты авторского и смежных прав, такие как система навигации внутри произведения, зачастую - дизайн, то есть внешний вид представляемых страниц, а также довольно часто - письменные, звуко- и видеозаписи.
Таким образом, можно говорить о том, что web-сайт является в соответствии со ст.11 ЗоАП еще и составным произведением, и автору принадлежат права составителя. Нельзя исключать также и возможность создания web-сайта несколькими авторами, и тогда произведение будет подчиняться правовому режиму произведений, созданных в соавторстве (ст. 10 ЗоАП).

Из всего этого напрашивается вывод: web-сайт является произведением, которое создается творческим трудом или только одного физического лица, или усилиями нескольких лиц. Как мы видим, на сегодняшний день тенденции таковы, что web-сайты, созданные усилиями единственного автора, встречаются довольно редко. Наличие одного автора подразумевает, что, во-первых, web-сайт от начала и до конца создается творчеством одного лица, и во-вторых, при создании не используется ни одного произведения других авторов. Абсолютно все, включая систему навигации по web-сайту, дизайн страниц, аудио-, видео-файлы, тексты, фотографии, и другие объекты авторского и смежных прав созданы этим же автором. На практике такое является почти неисполнимым, и таким режимом будут в основном пользоваться только многочисленные ╚домашние╩ странички (и то при условии, что они не нарушают права третьих лиц, без разрешения используя объекты интеллектуальной собственности третьих лиц).
Значительно чаще происходит использование Произведений других авторов (или, если это объекты смежных прав, не авторов, а обладателей смежных прав. Иными словами √ правообладателей.)
При этом возможно два варианта:
1) правообладатели принимают личное участие в создании нового произведения;
2) правообладатели лично не участвуют.

Рассмотрим сначала более подробно первый вариант.
Над созданием web-сайта может работать несколько человек, то есть был творческий труд двух или более лиц. В таком случае признается, что над созданием одного произведения работал авторский коллектив, и по смыслу абз.1 ч.1 ст.10 ЗоАП, как уже отмечалось выше, произведение считается созданным в соавторстве. Авторское право на такое произведение принадлежит всем соавторам.
При этом в соответствии с той же ст.10 ЗоАП произведение может представлять как неразрывное целое, так и состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (здесь представляется возможным провести - довольно спорную! - аналогию с вещным правом, в котором существует классификация вещей на ╚делимые╩ и ╚неделимые╩.)
В тех случаях, когда произведение является неделимым, авторы могут реализовывать свои права только совместно, а взаимоотношения между ними определяются соглашением, заключенным между соответствующими соавторами. При этом по абз.3 п.2 ст.10 ЗоАП ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить тот или иной вид использования произведения. (В этой норме можно попробовать провести аналогию с ч.1 ст. 10 ГК √ ╚пределы осуществления гражданских прав╩ - не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах). Такой неосновательный запрет будет ярким примером ╚злоупотребления правом╩.
В том случае, если же созданное соавторами произведение является делимым (то есть часть произведения может быть использована независимо от других частей этого произведения), то ЗоАП (абз.2 п.1. ст.10) содержит диспозитивное положение о том, что такое независимое использование по усмотрению автора этой части возможно, если соавторы между собой не заключили соглашение об ином.
Если вернуться к приведенному выше делению, то при рассмотрении других варианты участия нескольких авторов можно выделить несколько способов участия.
Например, с автором может быть заключен договор авторского заказа, предусмотренный ст.33 ЗоАП. Сторонами такого договора будут выступать Автор и Заказчик. Заказчик собирается создать web-сайт и при этом в этот web-сайт по замыслу Заказчика должны быть включены некоторые произведения Автора, на создание которых Заказчик и делает заказ. Автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора, при этом произведение, на создание которого делается заказ, должно быть указано как можно более точно и конкретно. Для этого рекомендуется в договор включать пункты, содержащие описание вида, жанра, объема, языка произведения. Так как в соответствии с п.5 ст.31 ЗоАП предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем, то в договор авторского заказа по смыслу вышеуказанной статьи может быть заключен только на создание произведения, которое уже должно было быть задумано автором. К такому которому уже могут быть созданы эскизы и другие подготовительные материалы, словом, это должно быть такое произведение, которое еще не переведено в объективную форму, однако мысленно уже создано автором.
Кроме того, данный договор авторского заказа должен обязательно содержать положение о способах использования вновь создаваемого произведения. Собственно, способ использования предполагается только один: включение в новое составное произведение, каковым является web-сайт. При рассмотрении конструкции договора авторского заказа важным является то, что автор произведения, заключив договор заказа, и выполнив этот заказ, не будет считаться входящим в коллектив соавторов создаваемого web-сайта.
Есть еще и другая правовая конструкция, которая очень сильно напоминает договор авторского заказа, имея при этом собственные особенности и характерные признаки. Это √ создание произведения в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей работника (ст. 14 ЗоАП). Такая ситуация является довольно распространенной. Например, некое юридическое лицо решило быть представлено в сети собственной страницей. В том случае, если это юридическое лицо имеет работников соответствующей профессии и квалификации, то задание о разработке и создании будет поручено собственным работникам. Если же подходящих людей не нашлось, то такое задание в порядке договора подряда на выполнение работ может быть получено работниками иного юридического лица, которое специализируется на выполнении подобных работ. В таком случае договором между автором (работником) и работодателем должно быть предусмотрено следующее:
1) размер авторского вознаграждение за каждый вид использования служебного произведения (использование в данном случае может заключаться как в создании части web-сайта, так и подготовки произведения целиком),
2) порядок выплаты авторского вознаграждения,
3) п.2 ст.14 содержит диспозитивное положение о том, что работодателю принадлежат исключительные права на использование служебного произведения. Тем не менее договором может быть установлено, что работодателю передаются только неисключительные права, что дает возможность автору (работнику) использовать произведение самостоятельно или давать разрешение третьим лицам на те или иные виды использования.
Но при любом виде использования произведения, созданного в порядке выполнения служебного задания, в соответствии с п.3 ст.14 работодатель имеет право указывать или требовать указания своего наименования. При этом особо стоит отметить, что, как и в предыдущем варианте, работник не будет считаться входящим в коллектив соавторов, а web-сайт √ созданным коллективом соавторов. Но личное участие во всех вышеперечисленных случаях присутствует.

4) Кроме рассмотренных вариантов, когда автор тем или иным способов участвует в создании web-сайта, очень распространенными являются различные варианты использования ранее уже созданных произведений. При этом всего происходит включение в web-сайт литературных, музыкальных, художественных, каких-либо иных произведений, которые до того в объективной форме уже были представлены.
5) Как известно, в соответствии со ст.16 ЗоАП, автору принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом. В рассматриваемой здесь ситуации это означает следующее: если кто-либо включает чужие произведения в свое вновь создаваемое произведение, то обязательно должно быть получено соответствующее разрешение от правообладателя. Причем правообладателями в данном случае могут быть как авторы, так и обладатели смежных прав, наследники, работодатели, лица, которым соответствующие исключительные имущественные авторские права были переданы по авторскому договору. Только при наличии такого разрешения использование чужого произведения будет правомерным и законным.

27.10.2000, Ольга МОИСЕЕВА (ЗВУКИ РУ)

Вставить эту статью в блог:
INTERNET - свежие публикации:
Звуки.ру - новости партнёров:

И еще 80 прощальных альбомов – BLACK SABBATH Black Sabbath выпустили концертный альбом с прощального турне »»

Всем добра – ОдноНо Добро, которое опасней зла, - в новом клипе Odnono. »»

Кассовые сборы - за Weekend – НАГРАДА Список Forbes самых молодых миллионеров от музыки возглавили канадцы »»

Дивный новый мир – Noel GALLAGHER Новая песня Ноэля Галлахера c речитативом прекрасной француженки »»

А где мне взять такую песню – Tony BENNETT Тони Беннетт стал обладателем приза Гершвина за популярную песню »»

Ты останешься живым – LINKIN PARK Linkin Park издадут концертный альбом, который группа посвятит памяти своего солиста Честера… »»

Все отдам – Neil YOUNG Нил Янг откроет все свои песни для бесплатного прослушивания »»

Капсула времени – Pharrell WILLIAMS Хотите услышать новую пеню Фаррелла? - Подождите сто лет »»

30 до 30 – ИЗ ЖИЗНИ Migos, Трэвис Скотт и Джо Джонас названы самыми влиятельными музыкантами младше 30 »»

Сезон 1, эпизод 2 – MARILYN MANSON Мэнсон и Депп выпустили второй клип. Похоже, это сериал. »»

Рожденные для прорыва – Ken VANDERMARK Первый саксофонист американского нового джаза проведет в москве двухдневный концерт-резиденцию. »»

Танцевальная лотерея – CONFIDENCE MAN Австралийская электропоп-группа Confidence Man выступит на вечеринке "Поп Корн". Вход бесплатный. »»

Iceland Airwaves: красный день календаря – ФЕСТИВАЛЬ Iceland Airwaves распространился за пределы Рейкьявика, окончательно закрепив статус главного… »»

Iceland Airwaves: красный день календаря – ФЕСТИВАЛЬ Iceland Airwaves распространился за пределы Рейкьявика, окончательно закрепив статус главного… »»

Ритм-секция на авансцене – Trevor DUNN Тревор Данн и Балаж Панди выступят в России, чтобы на деле доказать, что ритм-секция может стать… »»

Step by Step: королевы рыка – ФЕСТИВАЛЬ The Dears на POP Montreal, реванш Glass Animals и всем дабл-биллам дабл-билл - в колонке Сергея… »»

Парусный спорт – ФЕСТИВАЛЬ Продолжаем рассказ о фестивалях, которые проводятся для русских слушателей за границей.… »»

XXI Jazz Fest Sarajevo: больше экспериментов! – ФЕСТИВАЛЬ В столице Боснии и Герцеговины прошел XXI джазовый фестиваль под патронажем Джона Зорна. Репортаж… »»

Герои комиксов – THE HOLLYWOOD VAMPIRES Впервые в России выступит супергруппа The Hollywood Vampires с Джонни Деппом, Элисом Купером и… »»

Люциферианцы всех стран, объединяйтесь. – KING DUDE На концертах мастера дарковой песни слушатели получат ответы на те вопросы, которые все боятся… »»

"Речь идет о девушке" – THE CRYSTAL METHOD Дуэт The Crystal Method - о своем ностальгическом сете, школьных кавер-бэндах и девушке с… »»

R.I.P. – Lil PEEP Умер рэпер Lil Peep »»

R.I.P. – FAITH NO MORE Ушел из жизни первый вокалист Faith No More »»

"Пой не для них. Пой с ними" – Roy YOUNG Соул-певец Рой Янг - о том, как завести аудиторию и заставить ее петь, не используя призывов "Я не… »»

"Мы попытались искоренить свой собственный формат" – МУХА Лидеры группы Муха презентуют на Звуках свой новый альбом и рассказывают, как достичь состояния… »»

"Наши провокации лежат не в политическом поле" – ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ Роман Суслов - о характере своих провокаций и о том, из какой части тела рождаются кавалерийские… »»

"Люди устали от агрессии" – Петр ПОДГОРОДЕЦКИЙ Петр Подгородецкий рассказал Звукам, что готовит к выходу первый альбом за 10 лет - с очень… »»

Свободу сказочным животным – FREE UNICORN REPUBLIC Юные чудаки собрали группу и объявили ее Свободной республикой единорогов. Мы поговорили с ними о… »»

60 лет певцу моему любимейшему – Nick CAVE Для моих сверстников Ник Кейв стал одним из первых инди-героев постперестроечной эпохи. Для нового… »»

Плейлист Олега Киреева: соул / не соул – Олег КИРЕЕВ Мастер этно-фьюжн Олег Киреев собрал для Звуков плейлист душевной музыки от легендарных джазменов и… »»

Так судьба стучится в дверь – ИЗ ЖИЗНИ Найден идеальный саундтрек для смерти. И это не готик-рок! »»

Проверка пульса: октябрь – МУЗЫКА Кэйтлин Аурелия Смит, Carbon Based Lifeforms, Fever Ray и другая электроника октября. »»

10 альбомов ноября – МУЗЫКА Кризис-менеджмент Тейлор Свифт, мини-реюнион Oasis и плагиат Сэма Смита - в ноябрьском обзоре… »»

Патриотичный холдинг – ИЗ ЖИЗНИ Смогла ли "Русская медиагруппа" привлечь новых радиослушателей после скандальной смены руководства?… »»

10 альбомов октября – МУЗЫКА Другие Кортни и Курт, артист, ранее известный как Билли, и новый Бек - в октябрьском обзоре Звуков. »»

Проверка пульса: сентябрь – МУЗЫКА Tangerine Dream, Cut Copy, Four Tet, Mount Kimbie и другие электронные новинки сентября. »»

Проверка пульса: август – МУЗЫКА Bicep, Chase & Status, Kettel, Антон Кубиков и другие электронные новинки августа. »»

Женский бокс: Кэти и Тейлор – МУЗЫКА Баттл двух блондинок - борьба вступила в открытую фазу! Вы за Кэти, или за Тейлор? »»

10 альбомов сентября – МУЗЫКА Foo Fighters, GY!BE, The National и, возможно, главный дебют года - в сентябрьском обзоре Звуков. »»

Целлулоид: лучшие саундтреки лета – ФИЛЬМ "Малыш на драйве", Ник Кейв и Oneohtrix Point Never - в колонке Сергея Степанова о музыке в кино и… »»

Хроника17/11

1966 – В Орандж Сити, Калифорния, родился певец и композитор Джефф Бакли, прославившийся своим нервным и красивым фальцетом. Исполненная Бакли композиция Леонарда Коэна «Hallelujah» находится в списке 500 лучших песен всех времён и народов  »»

1967 – the Beatles закончили работу в студии над альбомом «Magical Mystery Tour»  »»

1987 – На концерте группы «Алиса» милиционеры избивают Константина Кинчева и его беременную жену. Тот в ответ посвящает песню «Эй,ты, там, на том берегу» «иностранным гостям, присутствующим в зале ментам и прочим гадам». Первый скандал, связанный с «Алисой»  »»

Jack OWENS

George MASSO (1926)

Gordon LIGHTFOOT (1938)

Bob GAUDIO (1942)

Martin BARRE (1946)

Rod CLEMENTS (1947)

Leslie MING (1951)

Jeff BUCKLEY (1966)

Свежая реплика

поDARоKКОRSИКА 17/11/2017 01:46 от Sonya Sokolova Антон, если речь о канадцах, то Allmusic считает их хард-рокерами. ответить

Какая песня КИНО больше других актуальна для 2017 года?

Перемен

Пачка сигарет

Звезда по имени Солнце

Последний герой

Следи за собой

Закрой за мной дверь

отправить