ОБЕ ДВЕ  Я здесь, я на своём месте

Главная группа Кати Павловой Обе Две отказывается от своего привычного амплуа, и это обрадует далеко не всех.

Маленькая девочка в очках-сердечках в клипе на песню с совсем не детским рефреном "Знаешь, что я делала, когда тебя не было? Встречалась со своим бывшим любовником". Почти одноименный альбом, начинающийся со слов "Я хочу, чтоб ты снял меня голой". Прыгучий диско-рок с витиеватыми гитарными партиями и не менее витиеватыми текстами о близком каждому молодому человеку, кто успел безоглядно влюбиться, вдрызг напиться, заняться любовью и погрустить о безответном. Триумфальные дебютные концерты в столицах и активное участие во всех фестивалях. Яркая фронтвумен и автор песен Катя Павлова с огненного цвета длинными волосами, подкупающая харизмой и завораживающая отстранённым взглядом. Квартет Обе Две ворвался в местное музыкальное пространство стремительно и ярко, пестря как довольно прямолинейными хитами, вроде "Пачки", так и сложносочинёнными композициями вроде "Моряков". Группа как будто была готова оседлать собственную популярность - на поздних концертах треть программы составляли совсем новые вещи. А потом...

Потом случилось то, что случилось. Творческий костяк Павлова-Клименко-Алексеев разошёлся в вопросах и творческих, и личных, а Обе Две ушли в небытие больше, чем на три года. За это время Катя довела до абсолюта аксиому "Музыка всегда для танцев" вместе с земляками из электронного проекта Alpha-Beta, а также стала участником своеобразной "супергруппы" Окуджав, где кроме неё приняли участие Вадим Королёв из Пилара и Даниил Шайхинуров из La Vtornik. Таким образом она осталась на виду, но редко когда интервьюеры удерживались от вопроса "А что с Обе Две?" Автору этих строк Катя одному из первых намекнула, что продолжение скоро грядёт, но не уточнила когда. Что ж, вот и оно - и новый состав, и долгожданный второй альбом.

Он, едва выйдя, раскалывает стан прежних почитателей группы надвое. Конечно, многие ждали под вывеской Обе Две непосредственное продолжение альбома "Знаешь, что я делала". Продолжение, тем временем, образовалось на стороне: несмотря даже на озвученный в одной из композиций стёб на эту тему, группу АлоэВера с ОД "золотого" периода не сравнить не получается (увы, не в лучшую сторону, хотя на этот счет есть и другие мнения). Особенно с учетом того, что именно там продолжил свои творческие поиски Клименко, отвечавший за звучание квартета, и с тех пор записал с Верой Мусаелян уже две с половиной пластинки (на последней из которых, кстати, была песня "Дочь моряка") Кроме того, из старой эпохи в новую провёл первый сингл "Zaraman", который вроде как сохранял прежние танцевальность и иронию, но звучал иначе, чем на памятной записи в "Галёрной".

Те четыре песни, запечатлённые в аранжировках на момент начала 2012 года, своеобразное "прощальное письмо", теперь многим не дают покоя - дескать, зачем всё было в итоге так переигрывать. Но с ними могу согласиться только по песне "Kenzo", больно уж цепкое в той версии сочетание ведущей гитарной партии и вибрирующего баса. А на самых последних концертах группа и вовсе стала растягивать песню вдвое, и по сравнению с той версией будто распадающийся на части старт "Дочери рыбака" только выигрывает. Со сменой состава и грузом прошедшего времени без шага в сторону был велик шанс скатиться в самопародию. Попытки угнаться за собственным прошлым у артистов получаются редко, а уж в настолько искреннем и импульсивном творчестве, как песни Кати, такую фальшь было бы легко заметить. Слава Богу, что ничего подобного не случилось - и в этом главный плюс альбома.

Конечно, на "Дочери рыбака" слышны отголоски прежних камео Павловой в других ансамблях. Вращение и так, и этак парой строчек, как лупами в электронике, в "Тачке" - это к "Сбавьте гонор", где по такому принципу сделана большая часть композиций. Почерк всё того же Шайхинурова, занявшего место главного ответственного за звук, тоже узнаётся безошибочно: тут есть аранжировочные параллели и с Окуджавом, и с La Vtornik. Деликатные ударные, кажущиеся электронными, даже если записаны живьём. Фанковый грув, но не пышущий желанием завлечь тебя, а какого-то интимного порядка. Охи-вздохи, щелчки, шорохи, хлопки и прочие еле слышные бэки. Последовательная вязь партий соло-гитары - подход схожий с тем, что использовал несколькими годами ранее Алексеев, но итог совсем иной. Наконец лирика Павловой, в которой прежняя многословность сменилась выверенными фразами про сокровенное. И моменты, которые цепляют тебя за горло, хватают на крючок. Как Катя берёт это "по рукаа-а-ам" в "Zaraman" или вытягивает на высоких нотах "...инструментом" в "Поэте". Интро к "Платью", отсылающее к "Black Swan" Тома Йорка (Thom Yorke), или истерический припев "Влюблён влюблён влюблён влюблён". Рефрены "Ты для меня почти английская речь" и "Я здесь, я на своём месте". Павлова действительно на своём месте, и только поэтому она смогла позволить сменить ставшую однажды выигрышной творческую комбинацию. Нет, это уже не импульсивная юношеская радость от конфетно-букетного периода, усугублённая сексом и алкоголем. Это взрослая жизнь, где больше быта и музыка уже не всегда для танцев. Совершенно внезапный кавер на Кристалинскую, ещё и будто оборванный на полуслове, тому только в подтверждение. Не стало лучше, не стало хуже, стало просто по-другому.

Обе Две: Презентация альбома "Дочь рыбака"
26 марта – Санкт-Петербург, клуб "Космонавт"
29 марта – Москва, клуб "RED"

23.03.2015, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ОБЕ ДВЕ - свежие публикации:

Сайт: obedve.ru

ОБЕ ДВЕ