Peter BROTZMANN  Генерация энергии

Три джазмена разных поколений, Петер Брётцман, Стив Свелл и Пол Нильсен-Лав выступят на одной сцене в Москве.

Немецкий саксофонист Петер Брётцман, который небезосновательно считается одним из зачинателей европейского фри-джаза – одна из немногих фигур, связывающих два поколения джазменов-экспериментаторов и два пика развития импровизационной музыки. Весной Петеру исполнится 74, и его становление его как музыканта происходило в шестидесятые. Он полюбил джаз, попав однажды на концерт Сиднея Беше (Sidney Bechet), а своими учителями и вдохновителями называет Альберта Эйлера (Albert Ayler), Коулмэна Хокинса (Coleman Hawkins) и Сонни Роллинза (Sonny Rollins).

При этом Брётцман отлично вписался в современный импровизационный "континуум", куда входит многочисленная плеяда скандинавских исполнителей, американцы Кен Вандермарк (Ken Vandermark) (саксофон), Хамид Дрейк (Hamid Drake) (ударные, перкуссия) и Джейсон Адашевич (Jason Adasiewicz) (вибрафон), японский трубач Тосинори Кондо (Toshinori Kondo) и даже рокеры-авангардисты из группы Sonic Youth. Дело видимо в том, что Брётцман (Peter Brötzmann) – последовательный бунтарь, и возраст не делает его мягче. Его ранние записи вроде альбома "Machine Gun" (1968), по сути, предвосхитили джаз-панк. Саксофон Брётцмана звучит резко, напористо и агрессивно, что отличает его от американской школы фри-джаза, которая роднится скорее с академическим авангардом и занимается деконструкцией свинга.

И хотя Брётцман много играет с артистами своего поколения и причисляет себя скорее к продолжателям джазовой традиции, мы больше привыкли видеть его в составах "новой школы". Три года назад Петер выступал в "Доме" с ADA Trio, теперь везет сюда, можно сказать, новый проект. Норвежец Пол Нильсен-Лав (Paal Nilssen-Love) (ударные), перекочевавший в новый состав как раз из ADA, в особенном представлении не нуждается. Пол приезжает в "Дом" как домой – с каким бы составом он ни выступал (это могут быть Atomic, Fire Room, Frode Gjerstad Trio и конечно его любимое детище The Thing), аншлаг и овации гарантированы. А вот американский тромбонист Стив Свелл (Steve Swell) фигура чуть менее раскрученная, но не менее интересная. 60-летний Свелл прошёл классическую джазовую школу, начинал в больших составах Бадди Рича (Buddy Rich), но затем с головой погрузился в эксперименты. Впрочем, на фоне Брётцмана Свелл выглядит консерватором – в качестве бенд-лидера он продвигает "очень американское" фри-джазовое звучание, здесь нетрудно усмотреть параллели с тем же Орнеттом Коулменом (Ornette Coleman). Стив Свелл выступал и записывался вместе с Кеном Вандермарком, Хамидом Дрейком и Уильямом Паркером (William Parker), много играл с Полом Нильсен-Лавом, а вот опыт сотрудничества с Брёцманом для него сравнительно новый. Так что московский концерт – заодно и повод посмотреть на то, как складывается на ходу головоломка.

Партнёр-организатор проекта – Институт имени Гёте в Москве. При поддержке Посольства Норвегии в России.

Петер Брёцманн – тенор-саксофон, тарогато (Германия)
Стив Свэлл – тромбон (США)
Пол Нильссен-Лав – ударные (Норвегия)

Москва, КЦ "Дом"
25 февраля, 20:00

03.02.2015, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

Peter BROTZMANN - свежие публикации:

  • События - R.I.P, 26.06.2023
    Патриарх европейского фри-джаза скончался на 83-м году жизни »»
  • Анонс - Пир джаза, 21.11.2016
    Cаксофонист Петер Брётцман возвращается в Москву чтобы выступить сразу с двумя составами »»

Peter BROTZMANN