В танцевальной музыке, похоже, окончательно наступил ренессанс девяностых. Duke Dumont звучит как клон группы Black Box, в Boiler Room звучит хаус, Bastille перепевают Snap и Corona, а певица Кайза, только что выступившая в Москве, исполняет попурри из любимых хитов детства. По случаю масштабного камбэка танцевальной музыки 20-летней давности, мы разбираемся в том, откуда у хаус-ренессанса растут ноги и вспоминаем первоисточники.
Crystal Waters "Gipsy Woman" (1991)
Дебютный сингл американской певицы Кристал Уотерс появился на свет почти случайно. В то время Кристал работала сонграйтром по найму и песню первоначально написала для другой хаус дивы Ультра Нейт (Ultra Nate). Кристал записала демо-версию с собственным голосом просто для того, чтобы показать работу продюсерам, однако те насколько впечатлились записью, что решили "заказчице" свежеиспеченный хит не отдавать. Решение оказалось верным – сингл попал в десятку Billboard, а в Великобритании, где хаус был в большом почёте, стал вторым. Как и у большинства звезд танцевальной музыки тех времен, долгой карьеры у Crystal Waters не получилось, но ей удалось записать три альбома и еще один большой сингл-блокбастер "100% Pure Love". А вот у песни жизнь вышла долгая и бурная – "Цыганку" сэмплируют и перепевают все кому не лень, от Сэма Спэрро (Sam Sparro) до Алиши Киз (Alicia Keys).
Opus III "It's A Fine Day" (1992)
Первый и самый успешный (5-е место в британском хит-параде) сингл хаус-квартета Opus III был кавер-версией. Оригинал, акапелла в исполнении Джейн Ланкастер (Jane Lancaster) был локальным хитом в 1983-м, но как и в случае с "Tainted Love", настоящую популярность песне принёс кавер. "It's a Fine Day" был идеальным рейв-гимном: с одной стороны прекрасно подходящим для танцев, с другой – нежным и эйфорическим. Песня вошла в золотой фонд электроники и много раз сэмплировалась и ремикшировалась (из неё, например, был сделан трек Orbital "Halcyon"). Часто реконструированием занималась сама вокалистка Opus III Кирсти Хоукшоу (Kirsty Hawkshaw), сделавшая после распада группы в 1994-м неплохую карьеру. Сольно она записывает эмбиент, а как вокалистка сотрудничает с множеством танцевальных продюсеров от Way Out West до BT и Тиесто (Tiesto).
Black Box "Ride On Time" (1989) Один из первых всемирных хаус-хитов (пластинка побывала в чартах полутора десятков стран, включая Великобританию и США) был записан в Италии и сделан по лекалам итало-диско. За музыку в Black Box отвечала команда продюсеров-кукловодов, а лицом проекта была темнокожая модель Катрин Киноль (Katrin Quinol), в чьи обязанности входило появляться на телешоу и открывать рот под фонограмму. Вокал для первой версии даже не пришлось записывать, вполне хватило нарезки фрагментов старого диско-хита "Love Sensation" в исполнении Лолиты Холоуэй (Loleatta Holloway). Однако правообладатели пригрозили судом, и итальянцам пришлось всё же перезаписать голосовую дорожку, пригласив для этого сессионную певицу Хизер Смолл (Heather Small), а остаток старого тиража изъять из продажи. "Ride On Time" породил множество подражателей, самый яркий из которых – недавний покоритель британских чартов канадец Дюк Дюмон (Duke Dumont), а вот римейки на эту вещь никакого успеха не имели, что наверное и к лучшему.
Nightcrawlers "Push The Feeling On" (MK Remix) (1994)
В оригинале "Push The Feeling On" звучала как диско – не слишком примечательное и мало кому нужное в 1992-м, когда впервые был издан сингл. Однако два года спустя трек попал в руки диск-жокея Марка Кинчена (Mark Kinchen), который сделал из него клубный хаус-боевик . В 1995-м ремикс триумфально прошествовал по чартам почти всех европейских стран. Стоящий за проектом Nightcrawlers шотландец Джон Рейд (John Reid), заручившись поддержкой всё того же Кинчена, спешно записал неплохой альбом и практически исчез с радаров (время от времени Рейд постреливает римейками и даже выпустил несколько синглов). А вот Кинчен нынче при делах и даже стал одним из инициаторов нынешнего хаус-ренессанса. Для этого он всего лишь повторил излюбленный трюк – достал из загашников залежавшийся и не выстреливший трек Storm Queen "Look Right Through" и сделал из него всемирный хит.
Robin S “Show Me Love” (1993)
Еще одна история о том, как удачный ремикс изменил ход истории. Робин Стоун (Robin Stone) выпустила дебютный сингл “Show Me Love” в 1990-м, но первая версия (неторопливый соулфул-хаус с саксофоном) успеха не имела. Спустя два года трек попал в руки шведского диск-жокея StoneBridge (в нулевые – клиента Head Kandi), который сделал новую версию – чуть более быструю, жесткую и минималистичную. Ремикс почти целиком строился вокруг голоса, ритм-секции и главное – простой, но привязчивой партии органа. Трек стал локальным танцевальным хитом, хоть и не добрался до первых строчек чартов. Robin S выпустила умеренно успешный первый альбом, провальный второй и пропала из виду, в общем, дело попахивало забвением в череде хитов-одиночек. Однако 20 лет спустя органные партии а-ля "Show Me Love" стремительно вошли в моду. Аранжировку принялись сэмплировать и имитировать все кому не лень, от Дженнифер Лопес (Jennifer Lopez) до деятелей "нового хауса" и андерграундных трэп-продюсеров, а компания Novation выпустила банк ретро-звуков, где пресет органа под Robin S фигурировал в числе самых важных.
Snap “Rhythm Is A Dancer” (1992)
Главный евроденс-хит всех времен даже в эпоху ненависти к евроденсу котировался как нестареющая классика. Удивительно, что записал эту вещь немецкий продюсерский дуэт Михаэля Мюнцига (Michael Munzig) и Луки Анцилотти (Luca Anzilotti), приоритетом для которых были другие жанры, хаус и хип-хоп. “Rhythm Is A Dancer” был записан для второго альбома и явно выделялся на фоне остальных треков мелодичным и попосовым звучанием (трек строится на привязчивом клавишном рифе, позаимствованном из старой электро-пластинки Newcleus “Automan”). Крен в сторону поп-музыки для авторов “The Power” был не самым очевидным ходом, поэтому издатели нервничали. Сначала трек планировалось издать первым синглом, потом вперед пропустили более типичную для Snap “Color Of Love”, а из виниловой версии альбома “Rhythm Is A Dancer” и вовсе исключили. Но бомба все же взорвалась - первое место в 10 европейских странах, пятое в США, а главное - статус вечной нетленки. Песню до сих пор переигрывают все, от поп-певиц до джазменов. А последними на этом поприще отличились британские инди-рокеры Bastille и итальянские элетктронщики-экспериментаторы Port-Royal.
Ce Ce Peniston “Finally” (1991)
В юности Си Си Пенистон выигрывала конкурсы красоты, но её модельной карьере помешали проблемы с лишним весом, поэтому Си Си подалась в музыку. Она начинала бэк-вокалисткой при еще одной толстушке, рэперше Тоне Дэвис (Tonya Davis), потом решила делать соло-карьеру и первым же синглом сорвала банк. “Finally” с одной стороны опиралась на классические хаус-стандарты (аранжировка строилась на фортепианном рифе из “Someday” СиСи Роджерса (CeCe Rodgers)), с другой - это была поп-песня, почти соул, который американцы любят не меньше, чем кантри. В Штатах трек поднялся на 5-ю строчку, в Великобритании на 2-ю, а спустя 5 лет в чартах появился слегка обновленный ремикс. Карьера Пенистон далее развивалась ни шатко ни валко (она не сошла с радаров, но и больших хитов не делала), но трек стал чем-то вроде эталона коммерческого хауса - сегодняшние деятели хаус-ренессанса, кажется, котируют Си Си Пенистон куда выше, чем настоящих пионеров жанра вроде 808 State или Маршала Джефферсона (Marshall Jefferson).
Haddaway “What Is Love?” (1993)
Уроженец Тринидада Нестор Хэддэуэй (Nestor Haddaway) - питомец фабрики хитов немецкого продюсера Тони Хендрика (Tony Hendrik), где также обретались Bad Boys Blue, Londonbeat, а позже даже Rammstein. Для Хендрика эта песня, где он выступил соавтором, и вовсе стала самым успешным проектом в жизни. Незатейливый, но трогательный хит на грани евроденса и осовремененного диско не просто поднялся на вершины чартов многих европейских стран, но и финишировал в тройке лучших песен по итогам года. Несколько лет спустя песня пережила второй виток популярности благодаря комедийному шоу “Saturday Night Live” и пародийному номеру с Джимом Керри. Сам Нестор и поныне записывает песни, правда с куда меньшим успехом, а хит живет своей жизнью – его сэмплируют, перепевают и пародируют Eminem, Gossip и всё та же Кайза, которая не только исполняет "What Is Love" на концертах, но и издала кавер в качестве би-сайда к своему главному синглу.
Corona "The Rhythm Of The Night" (1993)
Еще одно грандиозное и прекрасное итальянское надувательство. Один из главных евроденс-хитов, недавно в очередной раз воспетый группой Bastille, сделали продюсеры Франческо Бонтемпи (Francesco Bontempi) и Джорджо Спанья (Giorgio Spagna), изрядно нашумевшие еще в эпоху итало-диско. Сама песня при ближайшем рассмотрении оказывается кавером на диско-шлягер "категории Б" Say When "Save Me", откуда итальянцы взяли куплеты, а припев заменили той самой фразой "This Is The Rhythm Of The Night". Снявшаяся в клипе и выступавшая в роли "фронтвуман" проекта эффектная бразильская барышня по имени Ольга не имела к записи никакого отношения. Все партии исполнила трудолюбивая итальянская сессионщица Джованна Берзола (Giovanna Bersola), чей голос звучит еще в десятке проектов этого жанра.
K-Klass "Let Me Show You" (1993)
В отличие от скользких итальянских "пап Карло", бэкграунд у группы K-Klass был самый что ни на есть породистый. Её участники познакомились в знаменитом манчестерском клубе Hacienda в 1988-м и весь подъем хауса в Британии наблюдали своими глазами. И опять же, в отличие большинства фигурантов этого списка, K-Klass относились скорее к рейв-сцене, чем к поп-мейстниму, но треки делали мягкие и идеально подходящие под танцы с шампанским, что в конце концов привело их в чарты, дорогие клубы и в студии к поп-звездам вроде Кайли, которые звали K-Klass записывать для них модные ремиксы. И хотя K-Klass до сих пор гастролируют, в истории группа осталась скорее как "ремикс-служба". Но и в том, что австралийцы Cut Copy обратившись к теме девяностых, вспомнили именно их хит, тоже нет ничего удивительного – на фоне поп-певиц типа Robin S или госпожи Пенистон, K-Klass всегда выглядели новаторами и профи.
Rozalla "Everybody's Free" (1992)
Исполнительница рейв-гимна о всеобщей свободе, уроженка Замбии Розалла Миллер (Rozalla Miller) успела сделать карьеру еще в Африке, где была большой знаменитостью. Потом в поисках мирового признания Розалла переехала в Лондон, заполучила в продюсеры электронщиков Band of Gipsies и влилась в пиршество рейва. После успеха "Everybody's Free" певица успела проехаться по миру, разогревая Майкла Джексона (Michael Jackson) в турне "Dangerous", но затем её карьера пошла на спад. Миллер пробовала себя в разных жанрах от джаза до EDM, но серьезные дивиденды получала главным образом от переизданий и римейков своего главного хита.
Deee-Lite "Groove Is In The Heart" (1990)
Еще одна песня из попурри любимых хитов Кайзы, увы, не породила пока прямых продолжателей – уж слишком эта вещь ярка и своеобразна. Но обойти её вниманием в этом обзоре было бы преступлением. Формация Deee-Lite, куда входили эмигрант из Украины Supa DJ Dmitry, вокалистка Lady Miss Kier, и тогда еще мало кому известный электронщик Това Теи (Towa Tei) была одной из самых необычных хаус-команд своего времени. Их синглы регулярно попадали в американские танцевальные чарты, но большой успех в мире был только у "Groove Is In The Heart", почти целиком нарезанной из сэмплов Херби Хенкока (Herbie Hancock), Бутси Колинза (Bootsy Collins) и A Tribe Called Quest. Группа распалась, выпустив три альбома, после чего Това Теи сделал отличную соло карьеру и даже работал с Кайли, а Леди Мисс Киер подалась в диджейство и стала в этом качестве персонажем фольклора о московском гламуре и "лихих нулевых". В 2003-м американку выгнали с вертушек клуба "Шамбала" за то, что та заводила "неформатную музыку".
Marky Mark & The Funky Bunch "Good Vibrations" (1991)
Картина танцевальной сцены девяностых была бы не полной без Марки Марка. Нынешняя звезда Голливуда Марк Уолберг (Mark Wahlberg) тогда еще кажется не помышлял о кинокарьере, а главным образом читал рэп и записывал недурственные танцевальные хиты. Вместе со своей командой The Funky Bunch Марки записал два альбома, а его главной песней был этот образец недолговечного, но яркого жанра "хип-хаус", гибрида хауса и хип-хопа. "Good Vibrations", как и упомянутая чуть раньше "Ride On Time" строилась на сэмплах из диско-хита Лолиты Холоуэй "Love Sensation", но у Уолберга и компании было побольше связей в американском шоу-бизнесе, так что диско-дива не только не преследовала молодых хулиганов, но и выступала с ними на телешоу. Хочется надеяться, что полноценное возрождение хип-хауса нам еще предстоит, по крайней мере, яркие примеры уже попадаются, взять хотя бы недавнего номинанта BBC Sound of 2015 Шамира (Shamir).
Eric IDLE (1943)
VANGELIS (1943)
Johnny DOWD (1948)
Michael BRECKER (1949)
Ирина КРУГ (1976)