ТЕХНИКА  Звукозапись по-партизански

Звукорежиссер Сэм Инглис о том, как записать рок-группу, используя джентльменский набор микрофонов и ноутбук.

Британский звукорежиссёр-любитель Сэм Инглис считает, что для качественной записи группы не обязательно иметь дорогую студию или набор обязательных "железных" эффектов, усилителей. Свои записи он делает в съемных помещениях, будь то ангар или школа, весь вопрос в подходящей акустике и умении правильно расставить микрофоны. О своих наработках в вопросах "полевой" записи Сэм рассказал в интервью Звукам.

Сэм Инглис (Sam Inglis): "Как у многих, у меня в квартире есть комната, которую я иногда называю "студией звукозаписи". Конечно, это не (студия) AIR Lyndhurst. Там нет контрольной комнаты, нет комнаты для записи инструментов, нет вокальной кабины. Моя "студия" годится для записи наложений вокала, иногда – акустической гитары, но рок-группа… пожалуй, нет".

В такой ситуации находятся многие музыканты, но к счастью, времена меняются.

Инглис: "Можно записать группу на достойном уровне, это хороший практический опыт, но я не старался использовать для этого мой дом. Если вы, как в моём случае, любите записывать группы, но не можете делать это у себя дома, то есть два пути. Первый – арендовать какую-то студию. Это хорошо, но если кто-то платит за это. Второй – найти какое-то подходящее для записи помещение. Поиск помещения и планирование работы – это самое главное. Вы, звукорежиссёр, и ваши музыканты должны находиться в нормальных условиях".
Логично ожидать, что группа отрепетирует материал заранее. Убедитесь, что материал, который они хотят записывать, не находится в стадии разработки, вы должны сделать звуковой "фотоснимок" группы в их лучшем виде. Много раз говорилось о том, что группа прозвучит лучше, если музыканты за пару дней до записи обновили струны и барабанные пластики, хотя некоторые не слышат разницу".

Итак, музыканты готовы, песни отрепетированы. Теперь нужно найти подходящее помещение. Инглис советует обратить внимание на сельские дома, офисные здания, пустые склады и гаражи, школы. Школы – особенно, потому что обычно они расположены чуть поодаль от жилых домов, там иногда можно выбрать лучшее помещение из нескольких возможных.

Инглис: Будьте осторожны с теми помещениями, которые вам рекомендуют сами музыканты. Если они говорят, что там "отличная акустика", то чаще всего это значит, что там слишком много реверберации. Однажды я потратил целый день, записывая группу в квадратном помещении 10 на 10 метров с "отличной акустикой", без всякого звукопоглощения.

...В школе, выбранной мною для записи коллектива The Incredible Flight of Birdman, у меня была возможность подобрать нужное по размеру помещение. Чтобы прослушать разные комнаты, я пригласил барабанщика группы Роба Фишера (Rob Fisher). Со своим рабочим барабаном он прошёл со мной по разным помещениям, в каждом ударяя в барабан.

Сперва всем троим понравился главный вестибюль – он достаточно просторный, в нём находится фортепиано. Но холл пришлось забраковать: во-первых, в группе нет клавишника и фортепиано не понадобится, и самое главное – там было слишком много реверберации. Осмотрели ещё несколько комнат, и финальный выбор пал на один из полупустых классов. Наклонный потолок и ковровое покрытие создавали в нём нейтральную акустику даже при наличии больших окон. Было решено, что реверберацию можно будет добавить позже к записанным партиям.

Инглис говорит, что теоретически при правильном балансе инструментов можно было бы записать группу на пару микрофонов сразу в стерео-файл. Но задача состояла в том, чтобы сделать многодорожечную запись, которую можно было бы свести на качественном оборудовании в хорошей студии.

Инглис: "К сожалению, у меня нет собственного многодорожечного рекордера, поэтому я записывал Birdman в ноутбук и заодно протестировал возможности USB-интерфейса Tascam US-2000. У него восемь собственных микрофонных входов, плюс шесть линейных и я ещё подключил свой рэковый микшер Ashly MX508. Всего четырнадцать (микрофонных) каналов - достаточно для микрофонной озвучки всего и нескольких микрофонов на "оверхэды", комнату, вокал и линейные каналы".

Инглис говорит, что свою систему записи лучше подготовить заранее – создать новый файл и назначить маршрутизацию звуковой карты. Кабели промаркировать или подобрать их разного цвета – так будет легче разбираться со входами-выходами. Очень важная вещь – мониторинг для музыкантов. Если исполнителям будет некомфортно слушать себя, то все усилия пропадут зря.

Инглис: "Если вам крупно повезёт, то вашей группе вовсе не понадобится мониторинг, может быть, они слышат себя и так, отлично знают материал и им не нужно слышать вокалиста, чтобы сыграть всё как нужно. Но чаще всего им нужна ваша помощь. Это может быть одно из двух: либо подать общий микс каждому из них в наушники, либо поставить акустические системы для мониторинга. Второй способ сложнее для записи, но некоторые группы лучше играют без наушников, и если вам в записи нужна сверхэнергия, попробуйте этот способ. Возможно, что взаимопроникновение звука в соседние микрофоны будет минимальным или добавит дополнительных позитивных вибраций".

Многое зависит от цели вашей записи, от того, как вы планируете микшировать результат и от вашего умения грамотно установить мониторы подзвучки. В случае с Birdman Сэм решил воспользоваться индивидуальными наушниками – ко всему прочему группа планировала записываться под метроном.

Барабаны Сэм и его помощник установили в углу помещения, в том месте, где потолок был выше всего. Оглядываясь назад, Сэм отмечает, что они прозвучали бы лучше, если бы были установлены в центре комнаты, но в этом случае остальным музыкантам было бы тесно. Микрофонами, использованными на ударной установке были: "оверхэды" AKG D224E сзади, Beyer M201 на рабочем барабане и басовом томе, AKG D19 и D24 на томах и AKG D202 на "бочке".

Инглис: "Я обычно предпочитаю установить "оверхэды" повыше, чтобы получить сбалансированный звук барабанов и естественной реверберации, в отличие от комбинирования микрофонов, установленных близко к барабанам и удалённых микрофонов "воздуха".

Бас-гитару записывали с комбо-усилителя на две дорожки: напрямую в линию и через микрофон Sennheiser MD509.

А вот с гитарой пришлось повозиться...
Инглис: "Посмотрев группу на сцене, я заметил, что Рич использует много реверберации и дилэев из процессора. Я не хотел бы иметь эти эффекты в готовом миксе, так же как и звук его комбика. Я решил использовать разделитель каналов, чтобы записать чистый сигнал гитары для последующей обработки. Я надеялся, что это вдобавок поможет мне определиться со стереопанорамой – это всегда проблема, если в группе бас-гитара и лишь один гитарист. Не хотелось иметь в гитарных партиях слишком много низких частот и низкой середины, потому что они и так плотно заполнены басом. С другой стороны, микрофон, установленный близко к комбику, давал слишком пронзительный песочный звук. Чтобы сгладить эту особенность я установил гиперкардиодный ленточный Beyer M260, дающий мягкий "верх" без лишней бубнёжки. После нескольких попыток экспериментов с его установкой решили сдвинуть его чуть в сторону от динамика, это дало хороший баланс яркости и жёсткости".

Что касается уровней записи, то больших сложностей не возникло: музыканты были хорошо готовы, а материал многократно отработан на концертах. В ходе процесса пришлось лишь чуть регулировать уровень сигнала гитары. Небольшая задержка была вызвана мониторингом для музыкантов: не было возможности отрегулировать отдельный баланс для каждого исполнителя. После нескольких пробных дублей всё же отрегулировали уровни инструментов, которые устроили каждого.

Сэм советует: "Если вы прослушиваете записанный материал через мониторы, то это слышат все, на обсуждение уходит лишнее время. Обычно делается так, что группа играет песню до тех пор, пока не почувствует, что всё исполнено нормально. Плюс ещё один-два дубля на всякий случай. Но если вы услышали какую-то лажу, которую они не заметили, нужно обратить на это их внимание и обсудить совместно. Помните, что вы всегда сможете смонтировать материал из нескольких дублей. Из четырёх песен, записанных группой, три были сделаны одним полным дублем, а четвёртая потом смонтирована из двух разных дублей".

В тот день три часа ушло на установку и настройку оборудования и три часа на собственно запись. Между записью отдельных песен оборудование не переставляли и не перенастраивали, двигали только микрофон возле гитарного комбика. Ударные и бас записаны удовлетворительно, "чистые" партии гитары позже прогнали через плагин Guitar Rig, с вокалом тоже всё было в порядке. В целом удалось поймать энергию группы, все участники остались довольны и процессом, и результатом.

Несколько "золотых правил звукозаписи по-партизански" от Сэма Инглиса:

- Планируйте всё, что только можно спланировать заранее
- Настройтесь позитивно, получайте удовольствие от процесса
- Что-то обязательно пойдёт не по плану. Будьте к этому готовы. Не сходите с ума от этих неприятностей – даже если вся сессия записи окажется под угрозой срыва.
- Возьмите на заметку место, где вы записывались. Может быть оно понадобится вам снова для будущих сессий.
- Во время записи не забывайте иногда отдыхать и самое главное – вовремя пообедать

27.01.2015, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: