После альбома "Vespertine" Бьорк будто бы превратилась из музыканта в арт-проект: она продолжала выпускать альбомы, но песни и звук были в них вторичны. Не в том смысле, что Бьорк кому-то подражала, скорее наоборот, она продолжала оставаться на переднем краю. Но волновала её в первую очередь не музыка, а жест, высказывание, мультидисциплинарность и прочие добродетели того, что именуют contemporary art. В последнее десятилетие она бесконечно экспериментировала с подачей, формой и смыслом, а лёгкий крен в сторону поп-музыки и модного звука на альбоме "Volta" был скорее исключением, подтверждающим правило. Казалось, что пути назад уже нет, эта воронка пропускает поток лишь в одном направлении. Но оказалось, что исландка еще способна удивлять – в момент, когда никто этого не ждал, Бьорк вдруг записала на удивление искреннюю, гармоничную и в хорошем смысле слова простую пластинку.
Луч надежды появился уже тогда, когда были объявлены те, с кем певица объединилась для записи пластинки – это были передовые электронщики Arca и The Haxan Cloak. При этом Arca попал в сферу интересов Бьорк еще до того, как поработал с Канье Уэстом (Kanye West), подписался на Mute и стал именоваться новым Тимбалендом (Timbaland). Участие обоих в пластинке в итоге оказалось скромным (Arca отметился в двух треках, "Family" и "Notget", The Haxan Cloak – и вовсе в одном, при этом всё в том же "Family"), но картину альбома это ничуть не испортило. С работой саунд-продюсера госпожа Гудмундсдоттир и сама справилась с блеском.
По звучанию "Vulnicura" больше всего напоминает "Homogenic" и отчасти "Vespertine", и это, наверное, лучший комплимент, который можно сделать пластинке Бьорк сегодня. В каком-то смысле, этот альбом можно считать посвящением работавшему с Бьорк много лет Марку Беллу (Mark Bell), который скончался в прошлом году – пластинка и впрямь звучит точь-в-точь в его эстетике. Почти всё звуковое пространство занимают голос и струнный оркестр, посаженные на арматуру синтетической ударной секции – грохочущей, лязгающей и шелестящей, самое время вспомнить аббревиатуру "IDM". Но прелесть этой пластинки не только в звуке, "Vulnicura" - это, в первую очередь, красивые песни. Это альбом о разрыве отношений, но если большинство певиц, обратившись к этой теме, немедленно переключается на фолк-рок или пронзительные баллады (лучший пример – недавний диск Люкке Ли (Lykke Li)), то Бьорк наоборот ищет утешения в традиционном для себя формате, а грусть как простая эмоция и желание петь "о личном" лишь добавляет её музыке мелодизма и стройности.
"Stone Milker", которая открывает альбом, это прямо-таки меланхоличный сиквел прекрасного хита "Joga", тут даже слово "emotional" Бьорк выпевает с до боли знакомой интонацией. Идущая следом "Lion Song" начинается как привычный для поздних пластинок тревожный коллаж из искаженных голосов, но и тут спустя полминуты с приходом оркестра и чавкающих ударных воцаряются стройность и гармония. Целиком тревожный и неврастенический трек Бьорк решается выдать только третьим ("History of Touches"), но и тут, несмотря на современный, очень "лопатинский" по духу звук, вспоминается скорее "Vespertine". Пик напряжения наступает ровно на тех треках, что записаны в соавторстве c электронщиками. В "Family" грохочет набатом перегруженный барабан от Haxan Cloak (а на ум в этот момент приходят ассоциации с "Telegram"), а в "Not Get" одновременно укладываются струнные в стиле Стива Райха, барабанная дробь а-ля "Hunter", этнические инструменты и трайбал ритмы (вот что значит два хороших продюсера вместе). И всё это на полутонах, не выбивая трек из общего контекста. Ближе к концу, в странном вальсе "Atom Dance" откуда ни возьмись материализуется Энтони Хегарти (Antony Hegarty), а заканчивается пьеса лаконичной вещицей "Quicksand", которая звучит так, будто к ней приложил руку Aphex Twin.
"Vulnicura" вышел на удивление целостным и насыщенным: Бьорк как будто извиняется перед старыми поклонниками за то, чем занималась в последние лет десять. И если чего-то и не хватает этому альбому, так это парочки песен, из которых могли бы выйти хитовые синглы. При всей красоте и мощи тех же "Stone Milker" или "Family", представить их в радийном или телевизионном формате (куда отлично ложились "Joga" или "Army of Me") все же трудно. Но тут уж пути назад нет – и радио с телевидением уже не те, да и сочинение поп-хитов в сферу интересов Бьорк сейчас явно не входит.
Альбом "Vulnicura" на iTunes с 21 января.
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт.
Дата рождения:
21 ноября 1965
Подробности из жизни:
Имя Бьорк приходит на ум первым, когда речь заходит об оригинальности в музыке. Эксцентричная исландка – из тех, кто моде не следует, а её задаёт. Она выпустила первый альбом в 11 лет, потом прошла путь от панка до авангардной неоклассики, снималась в кино, записывалась дуэтом с Томом Йорком (Thom Yorke) и выпускала приложения для iPad. Ей всегда есть, чем удивить.
Бьорк Гудмундсдоттир (Bjork Gudmundsdottir, имя в переводе с исландского означает "береза") росла в Рейкьявике музыкальным вундеркиндом – пела, играла на фортепиано и еще в нежном возрасте попала в поле зрения местных боссов рекорд-индустрии. Она рассказывает об этом с долей юмора.
"У нас, в Исландии, было радио-шоу, где каждый, кто хоть что-то делал хорошо, мог прийти и выступить, - вспоминает звезда, - кто-то умел показывать фокусы - он показывал фокусы. Кто-то умел крутить сальто - он крутил сальто. А я пела. Даже в школьном автобусе. Везде-везде. Всегда-всегда. Это было единственное, что я умела. В…
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)