Сегодня американская Киноакадемия объявит названия фильмов и имена их создателей, составившие очередной оскаровский пул. Как обычно, будут в нем и авторы музыки и песен, ответственные за лучшие, по мнению академиков, саундтреки прошлого года. И, как всегда, автор этой колонки с академиками не согласится. В 2014 году я посмотрел 176 новых фильмов – преимущественно в кинотеатрах, иногда дома и всегда прислушиваясь к звучавшим в них мелодиям и песням. И хотя лучшие саундтреки минувшего года собрал Ти-Боун Бернетт (для мини-сериала “Настоящий детектив”) и сочинил Макс Рихтер (к первому сезону “Оставленных”), одним HBO сыт не будешь. Аргумент – традиционная (пусть и несколько припозднившаяся) итоговая десятка “Целлулоида”.
10. "Бердмэн" (Birdman)
Кино: Один из самых оригинальных, технически совершенных и попросту лучших фильмов года – прыгающий выше крыши Майкл Китон под высокохудожественным руководством Алехандро Гонсалеса Иньярриту.
Музыка: Под стать картине – львиную долю саундтрека представляет собой отчаянно-непредсказуемая барабанная дробь появляющегося в паре сцен Антонио Санчеса.
Кульминация: Antonio Sanchez “The Anxious Battle for Sanity”
9. "Лок" (Locke)
Кино: Сольный бенефис англичанина Тома Харди – играя положительного, но небезгрешного мужчину за рулем BMW, англичанин практически не покидает кадр на протяжении всего фильма, и от него не оторвать глаз.
Музыка: Сыгранный на одной ноте, но невероятно эффективный саундтрек авторства экс-гитариста Tindersticks Дикона Хинчлиффа – подобно бывшим коллегам, знающего толк в киногеничном миноре.
Кульминация: Dickon Hinchliffe “Baby”
8. "Исчезновение Элеанор Ригби" (The Disappearance of Eleanor Rigby)
Кино: Пронзительная история любви, рассказанная в переживающей вторую молодость стилистике “Расемона” – со слов каждого из влюбленных (а затем на бис – в укороченной, зато совместной версии).
Музыка: Неброский саундтрек электронщика Son Lux, известного по сайд-проекту Суфьяна Стивенса Sisyphus, – расцветающий пышным цветом к финальной песне, которая, будь в этом мире справедливость, удостоилась бы сегодня номинации на “Оскар”.
Кульминация: Son Lux with Faux Fix “No Fate Awaits Me”
7. "Выживут только любовники" (Only Lovers Left Alive)
Кино: Лучший в XXI веке фильм классика американского независимого кино Джима Джармуша – мелодрама (или все-таки романтическая комедия?) о культурных вампирах в исполнении Тильды Суинтон и Тома Хиддлстона.
Музыка: Готически-построковый мрак группы SQÜRL самого Джармуша, которому ассистируют то лютнист из Голландии, то певица из Ливана, а то и вовсе Zola Jesus.
Кульминация: Jozef Van Wissem & SQÜRL “The Taste of Blood”
6. "Долгая дорога к свободе" (Mandela: Long Walk to Freedom)
Кино: Нескучный и нестыдный – не в пример интереснее иствудовского с Морганом Фриманом – байопик Нельсона Манделы, где в роли одного из величайших политиков всех времен не тушуется Идрис Элба.
Музыка: Во всех отношениях увесистый двухтомник с оригинальной музыкой Алекса Хеффеса, песнями африканских музыкантов, Боба Марли и Гила Скотта-Херона, а также номинированной на “Оскар” новинкой от U2.
Кульминация: U2 “Ordinary Love”
5. "Стражи Галактики" (Guardians of the Galaxy)
Кино: Очередное чудо Marvel – малость переоцененный блокбастер о приключениях эгоцентричного енота, воинственной зеленой женщины, говорящего (пусть и немного) дерева и других супергероев нового поколения.
Музыка: Самый успешный саундтрек года – возглавлявший соответствующий чарт Billboard на протяжении 11 недель подряд и переизданный на, страшно сказать, кассете сборник “Мелодии и ритмы зарубежной эстрады 1970-х”.
Кульминация: Blue Swede “Hooked on a Feeling”
4. "Интерстеллар" (Interstellar)
Кино: Противоречивый magnum opus Кристофера Нолана: где-то головокружительная космическая одиссея, местами утомительная лекция по астрофизике, а в итоге – главный фильм года в жанре “непонятно, но здорово”.
Музыка: Не менее противоречивый (безотносительно сурово заваленного саунд-микса) magnum opus Ганса Циммера – одновременно истеричный, величественный и избыточный.
Кульминация: Hans Zimmer “I’m Going Home”
3. "Отрочество" (Boyhood)
Кино: Обладатель трех “Золотых глобусов”, фаворит “Оскара” и, бывает же такое, бесспорный шедевр Ричарда Линклейтера – доводившаяся до ума дюжину лет и покоряющая сердце за 165 минут ода взрослению.
Музыка: Насколько очевидный (Arcade Fire и Coldplay, The Flaming Lips и Vampire Weekend, а также Дилан и Маккартни на правах вечных ценностей), настолько же и образцовый саундтрек последних 12 лет.
Кульминация: Arcade Fire “Deep Blue”
2. "Она" (Her)
Кино: Футуристическая мелодрама Спайка Джонса (“Оскар” за лучший сценарий) – простая, но поучительная история о том, как Хоакин Финикс влюбился в операционную систему, говорящую голосом Скарлетт Йоханссон.
Музыка: Заработавший еще две, куда более законные оскаровские номинации меланхоличный саундтрек авторства Arcade Fire и Оуэна Паллетта с песней Карен О на финальных титрах.
Кульминация: Arcade Fire and Owen Pallett “Sleepwalker”
1. "Исчезнувшая" (Gone Girl)
Кино: Отличная экранизация превосходного романа – редкий в наше время фильм для взрослых, являющийся при этом сертифицированным кассовым хитом. А, впрочем, ничего удивительного – снял “Исчезнувшую” Дэвид Финчер, а сценарий написала автор первоисточника Джиллиан Флинн.
Музыка: Красивый, мятежный и сердитый саундтрек в исполнении верных финчеровских соратников Трента Резнора и Аттикуса Росса – первых после великого компилятора Тарантино людей, возглавивших итоговый “Целлулоид” дважды.
Кульминация: Trent Reznor and Atticus Ross “Technically, Missing”
Зал славы "Целлулоида":
2009 - "Бесславные ублюдки" (Inglourious Basterds)
2010 - "Социальная сеть" (The Social Network)
2011 - "Древо жизни" (The Tree of Life)
2012 - "Джанго освобожденный" (Django Unchained)
2013 - "Великий Гэтсби" (The Great Gatsby)
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)