AC/DC  Рок или не было

Оправдывает ли альбом одной из самых титулованных хард-н-хэви групп шестилетнее ожидание?

16-й студийный альбом AC/DC "Rock or Bust" вышел через 6 лет после предыдущего – "Black Ice". Оправдывает ли альбом одной из самых титулованных групп хард-рока и хэви-метала такое долгое ожидание?

Как и у многих других классиков рока (например, The Rolling Stones), паузы в деятельности AC/DC уже давно затягиваются на годы: перед "Black Ice" группа не выпускала новых студийных альбомов восемь лет. Последнее на данный момент выступление AC/DC состоялось летом 2010 года. И это – несмотря на практически полное отсутствие сольных работ, стабильный состав и отсутствие (до недавнего времени) серьёзных проблем, которые могли бы помешать активности группы.

Стоит заметить, что колоссальный коммерческий успех никак не повлиял на активность AC/DC. Последнее турне, последовавшее из выходом альбома "Black Ice", за полтора года собрало 441 миллион долларов (по два миллиона за концерт), став самым кассовым в карьере группы. С годами AC/DC не только не утратили популярности, а, наоборот, стали одной из самых коммерчески успешных групп в истории, превосходя по концертным сборам любую из современных поп-звёзд. Однако всё это не заставило AC/DC гастролировать и выпускать альбомы чаще. В чём причина длительных пауз? Творческий кризис? Полная удовлетворённость жизнью? Возраст? Усталость? Трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, и "Black Ice", и "Rock or Bust", в целом, не уступают по своему качеству лучшим образцам AC/DC.

Впервые в истории группы на альбоме не играет ритм-гитарист Малколм Янг (его заменил племянник, Стиви Янг). Малколм не смог продолжить работу в группе по состоянию здоровья, из-за деменции, болезни, связанной с серьёзными нарушениями памяти. Но "Rock or Bust" основан на песнях, записанных во время сессий предыдущих альбомов, и, традиционно для AC/DC, они были сочинены в соавторстве Малколмом Янгом (Malcolm Young) и его братом Энгусом (Angus Young). Поэтому присутствие Малколма на альбоме ощутимо: как и раньше, "Rock or Bust" во многом стал его детищем. Легендарного ритм-гитариста принято считать "мозгом" группы, хотя он всегда находился в тени своего эпатажного брата.

На стандартную коллекцию отсеянных студийных записей "Rock or Bust" не похож: откровенно проходных песен на нём нет. Скептики усмотрят в опоре на старый, не включённый в предыдущие релизы материал симптом творческого кризиса. Естественно, после долгого ожидания хотелось бы услышать новые, только что сочинённые композиции. Но перезаписанные ауттейки не опустили планку предыдущих альбомов AC/DC. Впрочем, новые песни отличаются по стилю от того, что музыканты записывали раньше.

Пожалуй, AC/DC не записывали по-настоящему экспериментальных и многослойных композиций. Но всё же группа пыталась разнообразить своё звучание, и на большинстве их альбомов встречались эксперименты, необычные находки в области мелодики и структуры, игры интонаций, неожиданных риффов и соло. Достаточно вспомнить сопровождающий припев проигрыш из "What’s Next to the Moon", "восточную" "Razor’s Edge" или две песни с предпоследнего альбома "Black Ice" – "Stormy May Day" и полубалладу "Rock’n’Roll Dream". Но новый альбом – в том числе, из-за хронометража композиций (из 11 песен самая длинная не дотягивает даже до 4 минут) – часто прост и прямолинеен. Песни довольно традиционны по структуре и лишены монументальности. Это в чём-то, пожалуй, приближает их звучание к самым ранним альбомам, записанным с Боном Скоттом (Bon Scott). Не очень богатая палитра и лаконизм усиливают танцевальное, рок-н-ролльное начало.

Из-за намеренной простоты, как ни странно, музыка AC/DC часто перестаёт быть по-настоящему собой. Композиция "Miss Adventure" напоминает Nazareth, а "Rock the Blues Away"Slade. На альбоме хард-рок (а-ля Nazareth или Deep Purple) явно преобладает над хэви-металом, и "Rock or Bust" очень хорош в этом жанре. "Ударные" песни "Baptism by Fire" и "Rock the House", помещённые в конец альбома, наполнены виртуозными риффами, которые сплетаются с вокалом и гитарными соло в единое целое. Один из лучших треков, "Dogs of War", ближе классическому хэви-металу (по крайней мере, в припеве). Начало песни, кстати, похоже на мотив из "Highway Chile" Хендрикса (Jimi Hendrix).

В выбранном жанре и диапазоне AC/DC звучат сильно и убедительно. Даже если некоторые ходы кажутся слабоватыми, в их исполнении чувствуется "печать" мастеров, а отдельные находки на альбоме, конечно, есть. Почти примитивный припев "Got Some Rock & Roll Thunder" неожиданно усиливается изящным рефреном, а в конце – музыкальной "скороговоркой": "Hey hey, what do you know…" Одна из лучших и самых эффектных песен на новой пластинке – заглавная композиция "Rock or Bust", открывающая альбом. Она, безусловно, пополнит возглавляемую "For Those About to Rock (We Salute You)" коллекцию рок-гимнов AC/DС. "Play Ball", выпущенная на сингле до выхода альбома, интересна как своего рода квинтэссенция стиля AC/DC - при первом прослушивании возникает ощущение дежавю.

Традиционно для австралийской группы, названия и тексты на "Rock or Bust" особой глубокомысленностью, мягко говоря, не отличаются. Но ради поэтических метафор или философской лирики их никто и не слушает. Беспрерывное употребление слов "рок" и "рок-н-ролл", которым славятся AC/DC, иногда вызывает лёгкую улыбку. Но к такой преувеличенной "рок-н-ролльности" братьев Янгов поклонники уже давно привыкли (так же, как, например, фэны Whitesnake – к "любвеобильности" Дэвида Кавердейла). При этом название "Rock & Roll Thunder", как ни крути, звучит самопародийно.

AC/DC остаются на уровне предшествующих альбомов, но старый-новый материал продиктовал им свои условия. Любителям сложности и монументальности на "Rock or Bust" остаётся довольствоваться крохами.

30.12.2014, Алан ЖУКОВСКИЙ (ЗВУКИ РУ)

AC/DC - свежие публикации: