John MCLAUGHLIN  Сделано в перчатках

Гитарист Джон Маклафлин выступил в Москве с джаз-роковой программой. Не удивил, но порадовал.

"Вот мы и в Москве. Здесь последнее шоу тура. Люди мне понравились", - твит Гери Хасбенда, клавишника группы Джона Маклафлина. Конечно, цитировать твиттер музыкантов — это уже дурной тон, но не сейчас. Потому что великий Маклафлин — виртуоз, отец фьюжн-гитары, соратник Майлза Дэвиса — впервые в Москве именно с джаз-роковой программой, со своей относительно новой группой с претенциозным названием "The 4th Dimension" ("Четвертое измерение"). Так что интересно, какой у музыкантов фидбек. Судя по всему, хороший. Публика, в общем, тоже не разочарована.

Джон Маклафлин приезжал к нам два раза с проектом Remember Shakti – инкарнацией его древней семидесятнической группы Shakti, в которой гитарист с одному ему свойственным изяществом срастил европейскую электрогитару с индийской рагой.

В начале 2000-х Remember Shakti сыграли в Дворце молодежи, где был биток просто страшный и опасный. Но концерт был такой, что публика медитировала и потом долго не могла в себя прийти. В 2012 году Маклафлин и индусы вернулись в "Крокус", где никакого аншлага не случилось (разгар лета — не сезон). Но ощущения те же, магические. Тем более, что на сей раз и к сцене можно было подойти легко.

В Доме музыки всё было совсем по-другому. Во-первых, приятный аншлаг. Разнообразная публика: 25+, импозантные мужчины в пиджаках, ухоженные женщины, молодёжь, волосатые фанатики всего "ракенрольного". Концерт начинается без муторных приготовлений и всяких затей: на сцену выходят сразу все музыканты проекта: Маклафлин, басист Этьен Мбаппе (Etienne Mbappe), клавишник Гери Хасбенд, барабанщик Ранджит Барот (Ranjit Barot). Начали сразу с тяжелого неспешного фьюжн. Это — пьеса "Raju", первая же с альбома "The Boston Record", вышедшего весной. Дальше следуют "Little Miss Valley" и "Abaji" (с пэдами) — на альбоме вторая и третья, будете смеяться. Так два часа два отделения и идут практически по альбому. С вкраплениями вроде неожиданного кавера "Light at the Edge of the World" Фароа Сандерса. Или "New Blues, Old Bruise" из альбома Маклафлина "Industrial Zen" 2006 года.

Уже в начале выступления басисту и барабанщику дают выговориться и показать мускулы. Басист Мбаппе — это отдельный персонаж. Иное СМИ написало бы про него непременно "чернокожий басист", и из этого расового наблюдения вывело бы чувство ритма какое-нибудь уникальное или еще чего-нибудь. Мбаппе сам по себе человек известный. Играл с покойным Джо Завинулом и звездой афробита Салифом Кейтой. Бас — пятиструнный. Играет в перчатках. Нет, это не черные руки — действительно в перчатках. Зачем? В "гугле" даже запрос готовый имеется — "mbappe gloves". Сам он говорит, что носит шелковые перчатки, чтоб "струны оставались блестящими (?) и вообще мне нравится, что с ними звук получается объемный и мягкий". Все так. Плюс он еще и отличный басист. Любит слэп и тэппинг. И то и другое — приемы из приятных фокусов; то, что наши люди любят. То, что играет "Измерение" - это вообще для нас то, что доктор прописал. Прямой, энергичный и изобретательный фьюжн, в котором перевес в сторону рока, а джаза нет почти совсем. Любопытно сочиненный, но без наворотов и зауми. Саунд — выраженный восьмидесятнический. В иные моменты концерта кажется, что на сцене Asia или Yes. Дикое сравнение, я понимаю, но все же. Концерт, как это водится в Доме музыки, снова разбили на два отделения, и опять это воспринимается как большой облом. С импровизационной музыкой так нельзя — за двадцать минут перерыва с бесцельными брожениями/разговорами все настроение исчезает.

Второе отделение — ровное по настроению. Сюрпризов уже не ожидаешь. Звучит новая/старая "Hijacked" - впервые выходила на альбоме трио Маклафлина 1992 года "Qué Alegría". Также вышеупомянутая "Old Bruise, Trancefusion" из предыдущего альбома проекта. Басисту снова дают выговориться. Клавишник Гери Хасбенд периодически поигрывает на барабанах (две установки на сцене). Ощущение небольшого перебора. Пусть так, но прекрасный "электрический" Маклафлин закрыл большую культурную брешь в столице.

02.12.2014, Александр БЕЛЯЕВ (ЗВУКИ РУ)

John MCLAUGHLIN - свежие публикации:

John MCLAUGHLIN

Дата рождения:

4 января 1942