Lykke LI  Нашаманила

Люкке Ли неожиданно "сделала" музыкальный 2014 год.

Lykke Li как-то неожиданно "сделала" музыкальный 2014 год. Три года про неё не было практически ничего слышно. Три года из каждой парикмахерской и из каждой второй маршрутки звучала песня "I Follow Rivers".

Если говорить формально, карьера молодой шведки сложилась наилучшим образом. Допустим, ты - весьма юный исполнитель альтернативной музыки (да, иногда весьма мелодичной, но всё же альтернативы). Уже на втором альбоме ты, не слишком выходя из близкого тебе стиля, создаёшь огромный мировой хит. Наверняка зарабатываешь на этом хите денег. Тысячи музыкантов мечтают об этом.

Но это если формально. На самом деле, мы не знаем, что по этому поводу думала и чувствовала сама Люкке. Наверняка она долго раздумывала, что делать дальше. Аккуратно взвешивала каждый ход. Ее следующего альбома пришлось ждать целых три года.


И диск "I Never Learn" получился прекрасным. Люкке Ли прекрасно соблюла грань – на диске нет не излишней зауми, ни слишком простого попа. Да что там – уже первая, заглавная песня, на мой взгляд, является одной из самых сбалансированных записей как минимум десятилетия. Уже после неё можно было ничего не писать, но на альбоме нет ни единой слабой вещи.

Летом Ли приехала в на фестиваль Park Live в Москву. Концерт вышел очень неплохим – но все же оставалось ощущение некоторой недосказанности и хотелось целенаправленно посетить сольный концерт шведки.

Такой шанс вскоре выдался мне в Стамбуле. Концерт проходил в клубе Babylon, практически в самом центре – в двух шагах от круглосуточно оживлённой пешеходной улице Истикляль. Я ожидал увидеть что-то вроде "Главклуба", но прогадал: маленький клуб напоминал разве что почившую в бозе "Икру", только еще меньше. Немудрено, что было два концерта, немудрено, что дважды был аншлаг.

Я сказал коллеге из турецкого офиса, что в Москве я бы в таком месте Люкке Ли не представил - она грустно ответила, что в Турции музыкальная культура не столь развита, так что это неудивительно. Я подумал про наши шансон и поп, но у меня рука не поднялась разрушить только созданный мною же хороший имидж российской аудитории.

Так или иначе, во время концерта периодически создавалось впечатление, что клуб вместе со всем содержимым оказался где-то в 70-х – вот перед тобой играет на расстоянии вытянутой руки настоящая молодая мировая звезда первого уровня, и все это происходит в каком-то крохотном инди-клубе. Я всегда жалел, что не видел молодых King Crimson или там Pink Floyd, и вот косвенно моя мечта реализовалась. Отличало происходящее от тех времён, пожалуй, то, что в клубе никто не курил. И количество смартфонов на человека.

Начала Люкке с волшебной "I Never Learn", однако потом показала пример большинству российских групп, когда категорически не стала играть песни с нового альбома подряд, а грамотно перемешала их, разбавила старыми и одним кавером. Программа вышла цельной, с более танцевальными и более медитативными фрагментами, и очень хорошо, что в группе об этом думают.

Оба вечера в Стамбуле (и несколько концертов до того) Люкке играла одну и ту же программу, не попытавшись разнообразить сет-лист. К счастью, он заметно отличался от московского, поэтому в сумме удалось послушать довольного много всего. В американской части тура певица исполняла кавер на Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen) I’m On Fire, но тут не стала. Любопытно, что этот год богат на каверы I’m on fire: до этого песню взяла в репертуар еще одна крутая группа, Low, – и это кажется странным. Насколько крутая песня удалась Спрингстину, настолько все исполнения всё равно очень похожи на его.

К сожалению, довольно сложно было определить музыкантов, которые в этот вечер были на сцене. Люкке их не представляла, сказав в конце "Many thanks to my band", а открытые источники не очень к нам благосклонны. Похоже, это гитарист Андерс Стенберг (Anders Stenberg), клавишник Микаэль Свенссон (Mikael Svensson), барабанщик Ларс Скоглунд (Lars Skoglund) и басист Андерс Петтерсон (Anders Petterson). С бородатыми шведскими мужчинами контрастировала худенькая элегантная девушка с короткой стрижкой Кики Халмос (Kicki Halmos), которая исполняла великолепные партии бэк-вокала, оттеняющие Люкке.

Пела сама Люкке в своей обычной манере, и это комплимент: ломала ритм, меняла громкость, иногда шептала что-то в микрофон. Пожалуй, лучшей песней концерта стала медленная и не сыгранная в Москве "Silent My Song", отзвучавшая торжественным печальным маршем. "Гааааншот!", - кричали чрезвычайно много болтавшие турецкие девушки из зала, и на этом еще одном прекрасном хите Люкке вышла на сцену с бубном и палкой. Ни дать не взять, саамская шаманка 21 века, колдунья-2014 – и длинное чёрное платье добавляло колорита.

Основное отделение прошло на одном дыхании - и, чего греха таить, довольно быстро. Впрочем, немудрёный подсчёт подсказывал, что на бис стоит ожидать еще "Youth Knows No Pain", "Love Me Like I’m Not Made Of Stone" и чего-нибудь еще, например, "Jerome" – но певица снова всех перехитрила. Она выбрала нежную "Heart of Steel", а потом – тематически к песне – сразу убежала, и в зале включилась музыка, не оставляя шансов на продолжение. Сначала показалось, это следствие простуды (с её голосом не поймёшь, простужена она или нет) – но последние концерты тоже шли с таким же завершением и продолжались примерно 1:05. Хорошо, но мало. Очень хорошо, но очень мало.


Люкке Ли – действительно одна из настоящих мировых рок-звёзд серьёзного уровня, причём молодых: ей только-только исполнилось 28. Как стать такой крутой? Есть ли рецепт? Люкке Ли (ее полное имя - Li Lykke Timotej Zachrisson) выросла в артистической семье: мама – фотограф, а папа – музыкант группы Dag Vag. Когда девочке было шесть, семья провела несколько лет в Португалии, а потом успела пожить в Лондоне, Марокко, Непале, Индии и Нью-Йорке. Глобализация и творческая атмосфера – вот, видимо, рецепт, если вы хотите вырастить из своей дочки толкового автора. Неплохо еще иметь голос. И, безусловно, идёт на пользу родиться в Швеции, которая поддерживает своих талантливых музыкантов на государственном уровне. А еще неплохо вовремя встретить опытного продюсера, который не станет тебя ломать, зато поможет своим опытом и знаниями. В случае с Люкке это Бьорн Юттлинг (Björn Yttling), известный по многим проектам, но в первую очередь по группе Peter, Björn and John.

Читая историю жизни нашей героини, можно набрести на интересных фактов, которыми стоит поделиться. Люкке Ли даёт довольно содержательные интервью, из которых можно узнать немало интересного, сама общается с поклонниками в соцсетях.
В частности, она рассказала газете The Irish Times, что альбом I never learn получился очень цельным потому, что она стала практиковать трансцедентальную медитацию по совету своего друга, культового режиссёра Дэвида Линча. "Шутки-шутками, а это серьёзно поменяло творческий процесс. Раньше я писала две-три строчки, а потом несколько дней не могла продвинуться дальше. Теперь я что-то приоткрыла в себе и пишу песни практически сразу "начисто". Раньше такое и представить было сложно", - признает певица.

Как выясняется, Люкке воспринимала свои первые три альбома как цельную трилогию - а теперь, когда они выпущены на волю, чувствует себя совершенно свободной и исполнившей свою большую задумку. "Могу теперь сделать всё что угодно. Сняться в фильме, записать инструментальный альбом, собрать девичью группу. Всё что угодно!"

Времени Люкке действительно даром не теряет. Певица стала лицом линии Curve ID фирмы Levi, снялась в фильме "Томми" Тарика Салеха (Tarik Saleh), а недавно её появление было анонсировано в новой картине Теренса Малика (Terence Maliсk).


Может, действительно теперь собрать девичью группу?..

24.11.2014, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Lykke LI - свежие публикации:

Сайт: lykkeli.com

Lykke LI

Дата рождения:

18 марта 1986