ФЕСТИВАЛЬ  Гид по Электро-механике

Звуки изучают лайнап фестиваля Электро-механика и выясняют, можно ли будет посмотреть на этих музыкантов в Москве.

21 и 22 ноября в Петербурге уже в восьмой раз состоится фестиваль "Электро-механика", где как всегда собирается весьма внушительный состав заезжих артистов. Мы по традиции изучаем лайнап фестиваля, пытаемся разобраться, кто есть кто и заодно выясняем, можно ли будет посмотреть на этих музыкантов в Москве.

Young Fathers (ОТМЕНИЛИСЬ)

Главные звезды этой "Электромеханики" - это определенно, шотландская хип-хоп команда Young Fathers. Две недели назад группе досталась премия Mercury, в борьбе за которую шотландцы обошли самого Деймона Олбарна (Damon Albarn), пусть и с явно не лучшим в его карьере диском. Альбом “Dead”, за который группа и получила "на орехи", вышел на лейбле Anticon, и это, что называется, многое объясняет. Троица играет совсем не эстрадный, а напротив, умный и затейливо спродюсированный хип-хоп, не лишенный при этом мелодизма и привязчивости, характерных для хорошей поп-музыки. Колорита их музыке добавляет и то, что несмотря на прописку в Эдинбурге, Young Fathers это настоящий хип-хоп-интернационал. Этнический шотландец в группе только Джи Хэйстингс ('G' Hastings), а два других участника имеют африканские корни, нигерийские и либерийские. NME описывал группу как "De La Soul для поколения хипстеров", если же пытаться искать более точные музыкальные аналогии, то Young Fathers обитают где-то между Why?, Alias, Clouddead и сольниками Келе Окереке (Kele Okererke).

Будут ли в Москве: нет*
* - Выступление Young Fathers на Электро-механике и в Москве отменено из-за болезни одного из участников группы

Clock DVA Формация под управлением Эди Ньютона (Adi Newton) проходит на "Электро-механике 2014" по категории "живая легенда". С этим не поспоришь, Clock DVA – настоящие пионеры экспериментальной электроники, участники знаменитой "шеффилдской тусовки", куда входили также Cabaret Voltaire, Human League и Heaven 17. Clock DVA начинали с авангардного шумового рока и даже выпустили в 1980-м кассетный альбом на знаменитом Industrial Records, причислив себя тем самым к немногочисленной плеяде "истинных индастриал-артистов". Позже, подобно Cabaret Voltaire, двигались в сторону более структурированным композициям и более электронному звуку. То и дело распадаясь и воссоединяясь в новом составе, Clock DVA прошли фазы пост-панка и новой волны (пережив заодно период дружбы с мейджор-лейблом), а потом надолго обосновались в нише electronic body music. Как водится, нынешняя реинкарнация – результат возрождения бренда после более чем десяти лет бездействия. Но к чести Ади и его новых соратников, альбом "Clock 2", изданный в этом году, звучит современно (на ум то и дело приходят параллели с продукцией лейбла Raster-Noton) и в то же время вполне продолжает традиции группы. Так что нынешнее лайв-шоу Clock DVA явно не будет попыткой паразитировать на ностальгии и старых хитах.

Будут ли в Москве: да (23 ноября, клуб P!PL, фестиваль TERMINUS)

Kode9

Стив Гудман (Steve Goodman) - владелец, а заодно и системообразующий артист самого влиятельного в мире дабстеп-лейбла Hyperdub, шумно отмечающего в этом году десятилетие. Выступает Kode9 как правило с диджей-сетами, в которых умудряется одновременно показывать передний край современной бас-музыки (свежий, а порой и неизданный материал с Hyperdub в его сетах присутствует постоянно) и держаться корней. Поэтому дело редко обходится без даба, корневого регги и британского хардкора – той музыки, которая по его мнению лежит в основе дабстепа, джука, герриджа и прочей клубной музыки нулевых-десятых. Увы, помимо радостных событий вроде 10-летия лейбла, в жизни Гудмана происходят и печальные. Недавно его дуэт с поэтом и декламатором Spaceape распался навеки - 2 октября Spaceape умер от рака.

Будет ли в Москве: Да (22 ноября, Музей Москвы)

Legowelt

Голландец Дэнни Вольферс (Danny Wolfers) – настоящая гик-икона. Последовательный ретроград, обладатель внешности кабинетного учёного, поражающей воображение коллекции синтезаторов, а также энциклопедических знаний в области саундтреков к фильмам-страшилкам категории "Б". Прославился Вольферс как пионер гаагского электро-ренессанса (на рубеже тысячелетий голландец играл довольно жизнерадостное аналоговое электро), но затем год от года звучал всё более хмуро. Одно время Дэнни был безраздельно предан возрождению чикагской хаус-традиции, теперь же играет довольно боевитое техно.

Будет ли в Москве: нет

Ben Frost

Австралиец по рождению, Бен Фрост перебрался через весь земной шар и обосновался в Исландии, где включился в культурную жизнь и стал одним из основателей эмбиент-лейбла Bedroom Community. При этом даже на фоне собратьев-северян Фрост звучал как-то особенно отмороженно, без малейшего намека на скандинавскую сказочность, куда ближе по духу Бену были Тим Хекер (Tim Hecker) и Кристиан Феннес (Christian Fennesz). При этом, чем более чуждой всего человеческого становилась его музыка, тем Фрост делался популярнее. Его звали записывать саундтреки к фильмам, записывать подкасты для FACT magazine, а недавний альбом "A U R O R A" так и вовсе лицензировал Mute Records. Гастрольный тур в поддержку этой пластинки включал даже выступление на фестивале SONAR, где группа Фроста состояла из него самого за электроникой, а также двух барабанщиков. Выглядело это шоу до крайности необычно, но звучало эффектно.

Будут ли в Москве: да (23 ноября, клуб P!PL, фестиваль TERMINUS)

William Basinski

Нью-йоркский композитор-минималист вошел в историю как автор серии "Disintegration Loops" - длинных и гипнотических композиций, построенных на петлях, записанных на приходящей в негодность плёнке. Плёночными коллажами нынче мало кого удивишь, но Басински примечателен тем, что в основе всех его экспериментов лежит вполне чёткая по форме и гармонии классическая музыка – даёт себя знать классическое образование по классу кларнета и увлечение Стивом Райхом (Steve Reich). До того как стать уважаемым авангардистом (известность пришла к Басински в момент, когда тому было уже за сорок), Уильям был культовой фигурой авангардного нью-йоркского подполья, закатывая перформансы с близкими по духу артистами от Диаманды Галас (Diamanda Galas) до никому тогда не известного Энтони Хегарти (Anthony Hegarty). Чего от Басински точно не стоит ждать, так это зажигательного представления. Лайв этого композитора это психоакустический опыт по остановке времени: неподвижная фигура за ноутбуком и музыка с цифрой "ноль" в графе "темп".

Будет ли в Москве: нет

Candie Hank ‎

Эксцентрик-экспериментатор Патрик Кремер (Patrick Krämer) в девяностые баловался звуковым терроризмом и издавал под разными именами нойз, спид-кор и экстремальный брейкбит (в этом качестве он даже приглянулся Алеку Эмпайру (Alec Empire), который подписал его проект Patrick Catani на свой лейбл Digital Hardcore Recordings). Позже Патрик перебрался на более респектабельный Sonig (где главными звездами были Mouse On Mars) и заработал репутацию короля эклектичного коллажа. Пластинки Candie Hank описывались самыми разными тэгами от диксиленда, латино и easy listening до хип-хопа, электро и даже нойза, и всё это в той или иной степенью было правдой. Своими чуть дурашливыми композициями Патрик будто бы иллюстрирует тезис "вся современная музыка – постмодернистский плавильный котёл".

Будет ли в Москве: нет

Mika Vainio

Участник дуэта Pan Sonic, пожалуй, менее всех нуждается в представлении. Мика Вайнио был в России уже, наверное, с десяток раз в составах разных проектов. Последний из них – фестиваль Fields в парке "Музеон" минувшим летом, где Вайнио джемовал с пианистом Шарлеманем Палестином (Charlemagne Palestine) и перкуссионистом Эриком Тилемансом (Eric Thielemans). О сольной ипостаси Мики стоит сказать, что спустя примерно 20 лет карьеры, финн, всегда тяготевший к холодному лабораторному звуку, полностью лишенному гармонии или мелодии, вдруг стал необычно музыкален. Его альбом "Konstellaatio", записанный под именем Ø в конце прошлого года, это и впрямь какая-то музыка созвездий, за привычной для Вайнио текстурой из шума и электростатического треска слышна прямо-таки артемьевская глубина.

Будет ли в Москве: нет

Bit-Tuner + Suffix VJs

Аудиовизуальный перформанс от швейцарского электронщика Марселя Гшвенда (Marcel Gschwend) и целой команды ви-джеев и видеохудожников. Музыка Bit-Tuner в очень большой степени выражает нынешний "цайтгайст", это довольно разношёрстная смесь бас-музыки, электро, техно, даба и field recordings. На пластинках Марсель много экспериментирует с шумами и дабовым эхом, а во время живых выступлений все больше клонится в сторону Modeselektor, к хромым ритмам и резкому зудящему басу.

Будет ли в Москве: да (Plums Fest – музей Москвы, 22 ноября)

Xavier van Wersch

Обязательный для каждого фестиваля участник, для которого звук – не столько музыка, сколько инсталляция, современное искусство. Хавьер изучал сонологию (науку о звуке), а теперь гастролирует по миру с шумовыми представлениями, извлекая рёв и скрежет из испорченной техники и обматываясь проводами, как пациент на полном обследовании организма.

Будет ли в Москве: нет

Электро-механика
Санкт-Петербург, Центр современного искусства им. Сергея Курехина
21-22 ноября

18.11.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: