The THING  Вещи, которые узнать невозможно

В московском "Доме" выступило шведско-норвежское трио The Thing.

Коллектив The Thing под руководством баритон-саксофониста из Швеции Матса Густафссона (Mats Gustafsson) приезжает к нам уже в третий раз. Предыдущий был года два назад, первый — аж в году 2008. То есть не редко и не часто. Ровно чтобы собрать свою аудиторию. "Матсу в этом году исполнилось пятьдесят, - говорит промоутер Кирилл Полонский. - Так что не привезти его главный проект я просто не мог!" Да, при всём богатстве выбора из проектов Матса Густафссона, "Вещь" для нашей московской публики — главная вещь. The real thing, как говорят американцы.

Итак, в пятницу у "Дома" - очередь на весь двор. Внутри — биток. За время концерта компактный я так не смог просочиться к сцене — впервые. Потому что никто не выходил ни покурить, ни, например, подышать. Публика - Матс, которому полтинник, выглядит молодо и всё так же беснуется на сцене и "гонит" истории в духе покойного Сергея Курёхина. Его соавторы/соратники из Норвегии Ингебригт Хокер Флатен (Ingebrigt Håker Flaten) и Пол Нильссен-Лав (Paal Nilssen-Love) творят чудеса. Как они чувствуют, где нужно сломаться на полтакте и начать новый рисунок, или растянуть вдруг фразу. Или остановить. Или вступить. Полная спонтанность. И при этом — ощущения хорошей структурированности, чёткий драйв, "кач". Опять, в сотый раз, оговорюсь, что для неподготовленного слушателя это может показаться шумом, но никакого шума нет — если прислушаться, всё распадается на более чем внятные, просто-таки роковые, фразы. Включая даже цитаты из Пи Джей Харви. Я специально в подзаголовке не указал, что это за трио и к какому стилю оно относится. Хотя теоретически это проще простого: скандинавский новый джаз. Или так: фри-джаз, который в Скандинавии переосмыслили в более или менее структуру. Теоретически Матс и компания играли пьесы с последнего альбома "The Boot", более ранние вещи и чужое. Например, венгерскую мелодию "Hidegen fújnak a szelek" (к ней в своё время обращались голландцы The Ex, которые в каком-то смысле прото-The Thing) – это был один из самых сильных и ударных моментов концерта. Звук отличный — свой звукач-швед Микаэль Верлин (Mikael Werliin). Контрабас, правда, немного затушеван был. Но когда Ингебрит брал бас-гитару было совсем идеально. Разумеется, мы не про аудиофилию, а про энергетику. Матс периодически объявлял пьесы, но всё явно насыщено цитатами.

"Понимаешь, мы в The Thing же не сочиняем в нормальном смысле слова, - говорил мне Матс. - Мы просто берём какие-то кусочки музыки откуда нам нравится. Сегодня были и наши мелодии, и Дон Черри, и "Индия" Колтрейна". Я признался, что знакомая всем "India" — интересная версия которой открывает альбом "The Boot" — как раз никем и не узнана. Матс рассмеялся: "Так это ж хорошо, что не узнали! Это просто прекрасно!"

10.11.2014, Александр БЕЛЯЕВ (ЗВУКИ РУ)

Дата образования:

1 января 2000