Н.О.М.  Перезагрузка. Опять.

Метаморфозы и поиски НОМ заслуживают внимания, даже если вам не слишком близка философия группы.

С группой НОМ всё как-то непонятно. В 90-е годы они были чем-то вроде актуальной музыки для инженеров и аспирантов: усложнённая версия группы Дюна, питерские реалии, местами действительно хорошие шутки. В 2000-е вокруг НОМа стало больше панковской аудитории, привлечённой "пид*расами" (7%) и "жидами" ("Марш-Мизантроп").
Первый концерт НОМа, на который я попал примерно тогда, ознаменовался огромной дракой.

В 2014 году фотографии Александра Ливера появились в метро, презентацию альбома "Семеро Смертных' проводят в непривычно большом зале "Известия-Холл", а про группу выходят сюжеты по телевидению. При этом на концерт практически не приходят ни люди из 90-х, ни люди из 2000-х. Но появляется новая аудитория, и об этом явно стоит поговорить подробнее.

Собственно, претензии НОМа на новую публику стали заметны еще раньше. В апреле 2014 группа отыграла, без шуток, выдающийся концерт – у музыкантов в тот вечер получалось всё, но людей в зале было от силы пара сотен. В ноябре это количество увеличилось минимум вдвое – "Известия" не заполнили, но и пусто не было.

Чтобы слушать НОМ сейчас, нужно обладать достаточно широким кругозором. Многие фрагменты творчества Ливера так или иначе связаны с оперой. Это очень интересно, но требует известного напряжения ума. НОМ – оппозиционная группа в том смысле, что критики существующих реалий у них множество, и критики довольно мрачной. Но при этом, если присмотреться, то НОМ высмеивает вообще всё, а собственную позицию музыкантов зачастую выделить сложно. Эта мрачноватая ирония свойственна в нынешнее время людям интеллигентным, но при этом не склонным предаваться панике: менеджерами, бизнесменам и т.д.

Или вот фильм "Звёздный Ворс", сделанный группой и её друзьями. В рецензиях большинство публики оценивает его одной звездочкой и ругается на отсутствие спецэффектов, странную концепцию и непонятные шутки. При этом один из десяти случайно зашедших зрителей остаётся в восторге, приходит домой и набирает в поисковике или вконтакте названия песен НОМа.

Есть и еще один важный аспект. Если вы не ходили на концерты НОМ последние пару лет, вы вряд ли знаете, что это - серьёзный претендент на статус лучшей концертной группы России. Мне доводилось слушать вживую практически все основные наши коллективы. Да, есть те, у кого материал несколько более качественный, но по уровню шоу с НОМ может сравниться разве что латышский Brainstorm, но они европейцы. Андрей Кагадеев, ставший практически единоличным лидером группы, явно сильно на этом сконцентрирован; да и уровень музыкантов позволяет,- прежде всего, клавишника Николая Гусева, который и во всех остальных своих проектах (АВИА) устраивает такую феерию, что зависть берёт.

Надо сказать, что так бывает не всегда – стоит НОМу заявиться куда-то в сокращённом составе: без Александра Ливера или Варвары Зверьковой, - сразу вся система схлопывается, как карточный домик. Андрей Кагадеев – сильный автор и музыкант, но не может тащить всё шоу один.

Именно поэтому всех серьёзно беспокоило, как переживёт группа уход Ивана Туриста в актёры (Иван, он же Юрий Салтыков, всё больше занят в Театре Мейерхольда) и смерть Сергея Кагадеева – хоть Сергей и не играл последние годы с группой, понятно, что он всё равно влиял на процесс.

Не удавалось отделаться от мысли, что зря группа назвала новый альбом «Семеро Смертных» и вообще стала заигрывать с этой темой. Но что начато, то должно быть закончено. Альбом вышел и должен был быть презентован – для того вся эта разношёрстная аудитория и собралась.

Начало концерта омрачила неприличная полуторачасовая задержка – судя по тому, что группа не выходила какое-то время даже после того, как погасили свет, видимо, были какие-то организационные проблемы. Всё это время без звука крутили старые клипы и фильмы НОМа, и в какой-то момент я испугался, как бы концерт вообще не отменили – в клипе "Скотина" есть жёсткая сатира на всех наших основных политических лидеров. Но безумие сюда, слава богу, еще не добралось.

Наконец, группа вышла. Музыканты были одеты в чёрные балахоны с номерами от 1 до 7,- причём, Варвара Зверькова была без номера, номер семь носил играющий впервые с группой балалаечник Андрей Зубков, а функцию Ивана Туриста выполнял старый друг группы, самарский музыкант Федул Жадный, который один был в красном балахоне. То ли чёрных не хватило, то ли он решил выделиться на общем фоне.

После короткого вступления группа начала с первой композиции альбома – жёсткой и сплошь нецензурной "Я себя контролирую". Вообще, в этом концептуальном альбоме (нынче редкость, хотя как раз НОМу не привыкать) хватает отсылок к арт-року 1970-х – много инструментов, несколько вокальных партий: возросшая роль в коллективе Варвары Зверьковой и Александра Ливера явно пошла группе на пользу.

Хоть "Семеро Смертных" и кажется чересчур мрачным (любит Андрей Кагадеев иногда нагнать безысходности), всё сделано очень качественно, и практически на каждой песне тянет плясать и подпевать.
Зрители вели себя аккуратно: наибольшим успехом пользовался кавер Гражданской Обороны "На Хуй", и только к завершению первого отделения с разных концов зала стали раздаваться крики "Ну вы, ребята, молодцы!".

После антракта группа неожиданно не стала переодеваться, только Варвара на контрасте надела длинное белое платье ангела. Было интересно, как будут распределяться многочисленные хиты, но музыканты решили иначе, выдав достаточно необычный сет-лист. Второе отделение началось с любимых публикой "Животных", во время которых я поймал удивлённый взгляд девушки, которая явно пришла на НОМ первый раз и удивлялась, что большая часть зала поёт хором.

Но дальше шли несколько редко исполняемых песен - "Чёрт Иванович", "Копыто" - что было скорее хорошо. К концу, впрочем, были сыграны и любимые залом "Автомир", "Марш-Мизантроп", "7%", "Воробей", "Насекомые". Художник Николай Копейкин неожиданно неплохо справлялся с вокальными партиями, которые обычно пел Турист.
Надо отметить возросшую с годами самоиронию публики – на "7%" несколько парней устроили парные танцы перед сценой, и никакой напряжённости не было, всем было очень весело.

На бис блистательный Ливер спел "Пасеку". Вот уж точно кто на нашей сцене получил меньше славы, чем он того заслуживает – чрезвычайно обаятельный музыкант, обладатель редкого баса и оперных талантов мог бы быть известен гораздо шире. Завершили же концерт довольно неожиданным "Протезом" - а в следующий раз, говорят, в Москве сыграют третьего января.

Сходите на этот концерт обязательно – метаморфозы и поиски нового звучания НОМа заслуживают внимания, даже если вам не слишком близка философия группы.

05.11.2014, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

Н.О.М. - свежие публикации:

Н.О.М.

Дата образования:

23 февраля 1987