ТЕХНИКА  Записки на манжетах

5 главных альбомов, записанных на мобильных устройствах Apple.

Продолжаем рассказ о творчестве "на коленке". Сегодня мы собрали для вас 5 главных альбомов в истории, записанных на мобильных устройствах Apple.

Jimmy Camp “Captain America”(2007):

Об альбомах, записанных при помощи мобильных устройств впервые заговорили в январе 2007-го. iPhone на тот момент только готовился к выходу, планшетами даже и не пахло, а главным карманным гаджетом был iPod. Именно его и использовал для записи американский сингер-сонграйтер Джимми Кэмп (Jimmy Camp). Ничего революционного Кэмп с айподом не делал, а всего лишь использовал его в качестве цифрового магнитофона, к которому можно подключить приличного качества микрофон. Инструменты Кэмп использовал самые обычные (маракас, гитара, губная гармошка), без монтажа обошелся вовсе, записав пластинку живьем, одним дублем. Но и этого оказалось достаточно для того, чтобы войти в историю – альбом “Captain America” стал первым коммерческим CD, записанным на iPod. Тут дело, конечно, не обошлось без пиара – Джимми не просто записал сам альбом, но и не ленился об этом рассказывать, в деталях описывая процесс записи. Он даже снял ролик, своего рода “the making of…”, который разошелся по блогам и стал локальной интернет-сенсацией.

Gorillaz “The Fall” (2011):

Однако пионерами мобильной записи считаются всё же Gorillaz. Альбом “The Fall” Деймон Олбарн (Damon Albarn) и его воображаемые друзья записали при помощи одного-единственного iPad, и имели куда больше оснований считаться революционерами. Главным достижением Gorillaz стало то, что при создании “The Fall” планшет заменил музыкантам не только магнитофон, но и практически всю звукозаписывающую студию. Как оказалось, iPad вполне способен работать как цифровая рабочая станция с виртуальными синтезаторами, ритм-машинами, плагинами обработки звука, а также средствами многодорожечной записи и сведения. Вполне хватало возможностей портативного гаджета и для записи голоса и некоторого количества живых инструментов.

Технологический набор в “The Fall”, который группа обнародовала в аннотации к диску, и впрямь впечатлял. Список из полутора десятков позиций включал как виртуальные «клоны» мелотрона, минимуга и прочей аналоговой классики, так и совершенно новые программные синтезаторы, голосовые эффекты, ритм-боксы и даже гитарный тюнер. Немаловажную роль сыграло и то, что с этой технологией Олбарн сотоварищи освоились в рекордные сроки. К моменту выхода “The Fall” iPad’у едва исполнился год, а ведь на запись альбома нужно время, да и всё это многообразие звукового софта появилось на планшете тоже явно не в тот день, когда iPad поступил в продажу.

В результате, у Gorillaz получился не гаражный эксперимент или продукт электронного саунд-дизайна, а вполне полноценный поп-альбом, почти ничем не выдающий своё мобильное происхождение. Да, звук у пластинки был, порой, суховатым и резковатым, но это вполне вписывалось в музыкальные тенденции начала 2010-х. Альбомы, записанные в дорогих студиях, тогда частенько звучали так же.

The Ultramods “Underwear Party” (2011):

Буквально в то же время, что и Gorillaz, альбом, целиком записанный на iPad, издали панки из Миннесоты под названием The Ultramods. И если Gorillaz своей пластинкой показывали, как много можно сделать на одном портативном устройстве, то эти ребята были сторонниками панковской эстетики DIY-минимализма, и для неё планшет тоже подходил как нельзя лучше. Если в семидесятые панк-группе для записи все же требовались гитара, ударные и раздолбанный комбик, то панкам нового века хватало всего лишь одного приложения Garage Band. Как и положено весельчакам-раздолбаям, Ultramods за качеством не гнались, их целью было записать дюжину песен, запариваясь по минимуму. Но вышло, что удивительно, неплохо. Гитару и бас эта нехитрая программа эмулирует вполне пристойно, так что если бы не совсем уж «игрушечные» ударные, качество записи вполне соответствовало бы тому, что может получить молодая группа в недорогой студии.

One Like Son "Start The Show" (2012):

Можно ли стать еще мобильнее, чем музыканты с айпэдом? Ответ на этот вопрос дала многоопытная американская пауэр-поп команда One Like Son. Их студией стал еще более компактный iPhone. В отличие от Ultramods, основными инструментами для One Like Son (группы, несмотря на поп-панк начинку, вполне серьезной и тяготеющей к внимательной и качественной записи) по-прежнему остались гитары, но писали и сводили они их уже в айфонах. Полный арсенал, задействованный на этом альбоме выглядит так: GuitarJack, AmpKit / AmpKit LiNK, FourTrack, Multitrack DAW, Pocket Organ, ThumbJam, The Moog Filtatron и GarageBand. Как видно, смартфон в первую очередь заменил музыкантам портастудию. Основной софт в этом списке - многодорожечные рекордеры и обработка, а в производственном цикле участвует внешний (хоть и по-прежнему мобильный) гитарный предусилитель для смартфона. И снова с качеством не возникло никаких проблем – многодорожечнки на айфоне и мобильные преампы это, может, и не студия на Эбби Роуд, но ни о каком «налёте лоуфайности» говорить не приходится, всё как у взрослых.

Vector-Lovers “iPhonica” (2013):

Все перечисленные выше пластинки, кроме разве что альбома Gorillaz, имели один недостаток: говорить о них стали практически исключительно благодаря тому, как и на чем они были записаны. Именитые и известные музыканты за гаджеты по-прежнему берутся редко и осторожно, но и тут есть исключения. Главное, пожалуй, достижение в этой области – альбом нью-йоркского электронщика Мартина Уилера (Martin Wheeler), более известного как Vector Lovers, записавшего альбом в программе Nanostudio для iPhone 4. Даже для Gorillaz альбом “The Fall” все же был этаким “spin-off”, экспериментом, а не программной пластинкой. Альбом “iPhonica”, четвертый в дискографии Уилера, стал в этой череде релизов равным, если не лучшим. Неслучайно, выпустить такую пластинку охотно вызвался постоянный издатель Vector Lovers, шотландский лейбл Soma Quality Recordings, известный в частности тем, что около 20 лет назад первым подписал Daft Punk. Конечно, записывать целиком синтетическую музыку (а Уилер балансирует между IDM и электро) на смартфоне куда проще, чем рок или, к примеру, джаз, но сейчас под эту категорию попадает процентов 90 музыкального мейнстрима. Много ли органики, например, у Канье Уэста (Kanye West)?

Что дальше

Очевидно, что музыки, записанной на гаджетах Apple, с годами становится всё больше. Причина проста: индустрия сейчас устроена так, что большую часть времени музыканты проводят на гастролях, - а значит, времени на работу в студии у них немного. Поэтому чем больше работы можно сделать в самолёте или в номере отеля, ожидая вечернего концерта, тем лучше.
Скорее всего, iPhone, iPad и тому подобное будут промежуточным этапом эволюции в профессиональной звукозаписи – на них будут готовить наброски и демо-версии песен, которые потом будут по старинке перезаписывать в студиях. Но и примеров пластинок, записанных "на ходу", от и до, уже немало.


Звуки благодарят Академию re:Store за помощь в подготовке обзора.

10.11.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: