ФЕСТИВАЛЬ  Горячие балканские гоблины

Балканский панк-рок - взгляни в его шальные глаза

Первые панк-группы в Югославии появились раньше, чем в какой-либо другой социалистической стране. Панк-рок пришел сюда уже в конце 70-х – начале 80-х, под влиянием первой волны - Sex Pistols, The Clash, Ramones, Generation X, The Damned. Но назвать самую первую югославскую панк-группу нельзя: одновременно едва ли не в каждом городе тогда был свой музыкальный коллектив и сотни, тысячи поклонников. Тематика песен этих банд мало чем отличалась от общемирового тренда: анархия, юмор, секс, политика и протест.

Одна из первых балканских панк-групп, Defektno Efektni, была создана в 1980 году 13-летним гитаристом. Она просуществовала всего 2 года и записала лишь 4 песни. Вместо названия трекам присваивались буквы алфавита.

Defektno Efektni – "D".

"Мир пережевывает одни и те же новости – война в Афганистане, проблемы в Иране, американцы против русских и так далее. Новые войны никому не нужны? Так зачем вы строите ядерные реакторы, зачем грабите людей?.."

К 90-м годам, одновременно с крахом социалистического строя и процессами, которые привели к распаду Югославии, закончился и "Золотой век" балканского панка. Казалось бы, темы для протестов найдутся всегда – но актуальнее стало протестовать на улице, выдвигая конкретные требования. В этот период большинство югославских панк-групп прекратило свою деятельность; о малочисленности оставшихся говорит название выпущенного в 1995 году сборника "Rock under siege" – "Рок в осаде". Страна страдала от войны; музыка ушла на второй план.

Sikter – "Gudra".

"Я пробовал найти утешение в наркотиках, и теперь уверенно говорю вам – это не выход".

Но punk’s not dead: 2000-е если не вернули панк-музыке былую популярность, то, по крайней мере, снова дали жанру возможность развития. На сцену вернулись распавшиеся было коллективы, появились десятки новых. В зависимости от площадки и именитости группы, панк-концерты в современной Сербии собирают от 100 до 100 тысяч человек. Это не мейнстрим, но и не подполье.

Недавно на одной из летних открытых сцен Белграда прошел праздничный фестиваль – событие, посвященное дню рождения одной из наиболее известных панк-групп Сербии: Goblini. Группа не относится к ранней сербской панк-волне, зато сумела пережить сложные 90-е, став субкультурным знаменем тех лет. Их первое выступление состоялось 22 года назад, затем был 8-летний перерыв и в 2010-м – долгожданный реюнион.

Все тексты "Гоблинов": не только собственные песни, но и каверы – на родном языке, как в Сербии и принято. Местная публика, хоть и владеет английским, но остается при мнении, что это "язык врага" (американские бомбардировки здесь, похоже, не забудут никогда).

Goblini – "Ne mogu više" ("Не могу больше"). Музыка The Clash – "I Fought The Law", текст адресован Слободану Милошевичу: печально известному бывшему президенту Югославии, втянувшему страну в череду этнических конфликтов и гражданских войн.

Несмотря на проливной дождь, на празднование 14-летия музыкального пути "Гоблинов" собралось полторы тысячи панков и 6 групп, играющих нечто похожее. Первые из выступающих, Cigla In D Vugla, характеризуют себя как "позитивный хардкор-панк". Они против наркотиков и предрассудков, но не прочь выпить и разбить множество сердец, моментально забыв об этом. На эти темы и их песни: юношеский максимализм в сочетании с напористостью. Группа была создана всего лишь пару лет назад и никогда прежде не выступала на большой сцене. Дебют состоялся: публика отзывается с первых же аккордов. Брутальные зрители снимают мокрые футболки и рубятся в жестком слэме.

Cigla In D Vugla – "Ne dam!"

Столь же юны музыканты гараж/панк/рок-группы Mentalna Korekcija. Юны, но очень серьезны: два года назад четверо молодых людей решили создать группу, чтобы рассказать своим ровесникам о проблемах повседневной жизни, социальной несправедливости, попытаться изменить что-то. Это и заложено в названии музыкального коллектива – "коррекция сознания". А сами себя они характеризуют как "хаос и энергичная бомба".

Mentalna Korekcija – "Razvrat i Blud".

Для меня самыми интересными экземплярами стали Kiza Bluza Bend: группа с десятилетней историей, исполняющая гараж/панк в блюзовой обработке. Музыканты исполняют как мировые хиты, так и собственные песни со всей основательностью, присущей сербской музыке на сербском языке.

Kiza Bluza Bend – "KosmoPolitiko".

"Это – особенный вечер для нас,- говорит мне Бранко Голубович, фронтмен Goblini.- У нас день рождения, но группы, играющие перед нами… - мне неловко выходить на сцену после них. Даже молодые коллективы невероятно сильны!" В немалой степени эти слова относятся к Siempre Peligroso – горячим парням из небольшого города Шабац. Агрессия панка в сочетании с мелодикой рок'н'ролла, сырой звук, вдохновение от Black Sabbath, AC/DC, Deftones, Alice In Chains – и тексты все о тех же социальных проблемах, несправедливости и собственном пути в этом мире. Харизматичный вокалист без устали скачет по сцене, и зал не уступает ему по активности.

Siempre Peligroso – "Laz".

Поздравить "Гоблинов" приехали еще одни ветераны сцены: Proleće из Нови-Сада. Первый этап их истории относится к 1989-1993 годам, а затем они, как и многие другие, вернулись на сцену в 2000-ных, и с тех пор представляют панк/хардкор на крупнейших сербских площадках, включая фестиваль Exit.

Proleće – "Snegovi".

Заключительное выступление все ближе; перед хедлайнерами осталась лишь одна группа, и она не похожа ни на кого из предыдущих. Tea Break – единственные, кто поет на английском языке. Начав играть в 2001 году, Tea Break разбавили панк-рок небольшими дозами хардкора и металла. Красочная эмоциональная лирика, мелодичные песни и энергичное шоу привлекли к ним внимание по всей стране. Группа считается своего рода символом сербского андеграунда; армия поклонников у сцены, размахивающих тематическими флагами, тому доказательство.

Tea Break – "Suffer For The Last Time". И вот, наконец, Goblini. Вместимость зала подошла к концу – нет места для танцев; зрители стоят локоть к локтю. Вдавленные в решетку перед сценой счастливчики имеют хотя бы возможность махать руками. И – началось: машут и поют вместе с группой каждую песню – а их у "Гоблинов" немало.

За годы музыкального пути было выпущено пять студийных альбомов и несколько сборников, сыграно почти четыре сотни концертов. Частично менялся состав группы, усложнялись мелодии и тексты; неизменным оставались искренность и актуальность.

Возвращение на сцену в 2010 году было отмечено выпуском сингла "Crno na belo" ("Черное и белое") и документальным фильмом на одном из государственных телеканалов. Крупнейший субкультурный журнал Сербии Nocturne помог записать еще один сингл, балладу "U odbrani zla" ("Борясь со злом").

Goblini – "U Odbrani Zla".

"Я иду на баррикады, чтобы противостоять злу". Вокалист "Гоблинов" работает в гуманитарных миссиях по всему миру; песня посвящена Афганистану. Последний из выпущенных на настоящий момент альбомов – "Roba s greškom" ("Бракованный товар").

Goblini – "Idemo".

Нетипично агрессивная даже для "Гоблинов" песня – протест против насилия над детьми.

Goblini – "Evropo".

Один из наиболее актуальных в современной Сербии вопросов: евроинтеграция.

Консервативные сербы не хотят в ЕС примерно по той же причине, по которой врага на Западе видит и современная Россия. А "Гоблины" подают тему с противоположной точки зрения: "Пока в нашей стране орудует мафия, а коррупция захлестнула все аспекты жизни – ничего хорошего мы в Европу не принесем". А еще группа в свое время выступала в поддержку Pussy Riot, и это – необычная, неожиданная Сербия. Через свою музыку и тексты "Гоблины" пытаются достучаться до аудитории, оторвать ее от госпропаганды, научить думать и слушать различные мнения. Пока есть проблемы – есть и повод протестовать против них, повод искать пути и решения, в том числе и с помощью искусства.

21.10.2014, Анастасия БАРИНОВА (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: