ИЗ ЖИЗНИ  Один за всех - и все?

Журналисты и музыканты из Екатеринбурга обсуждают отмены концертов Макаревича, Арбениной и Нойза. Готовы ли рокеры сплотиться в защиту товарищей?

Отмены концертов продолжаются. Минувшая неделя принесла сразу несколько новостей: свернуты российские гастроли Дианы Арбениной - 14 октября стало известно, что в Ижевске не пройдет юбилейный концерт "Ночных снайперов". Ранее под разными мелочными предлогами, в основном, "технического" характера "Ночные Снайперы" не смогли выступить во Владимире, Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, а также Твери, Курсе, Белгороде, Казани и других городах. Каждый раз в последний момент на площадках "протекала крыша", образовывался ремонт и так далее.

Андрей Макаревич в конце сентября стал жертвой трусливой провокации "лимоновцев" в ММДМ, но сорвать концерт горлопаны не смогли. Отменены шоу в Новосибирске, Красноярске, Томске, Самаре, Саратове и Казани и даже в Баку. Сегодня подтвердилась отмена выступления в Питере.

Ранее Звуки уже получали сообщения о том, что концертный тур Макаревича и Ильдара Казаханова были сорваны. Концертное агентство "Музыкальный город" объяснило это "низким зрительским интересом", и этот мотив немедленно подхватили анонимные сетевые "борцы с Макаревичем".

Тем временем Noize MC заставили отменить концерт в Белгороде: местные власти объявили, что опасаются "нарушений правопорядка", поскольку-де "жители города, граничащего с Украиной, могут неприветливо встретить артиста, "размахивавшего украинским флагом" - летом во Львове. Под угрозой концерты в Перми и Брянске.

Все это происходит при полнейшем отсутствии информации и непротивлении слушателей и коллег по цеху. Это обстоятельство заставило моего коллегу, журналиста и промоутера Михаила Козырева, обратиться к музыкантам своего родного города с обращением, которое положило начало дискуссии о роли цехового братства в современной культуре.


"За что мы продали рок-н-ролл?"

"И мы можем придумать сотню причин,
но не станет легче - ведь это только слова..."
"ЧайФ" - "Я видел металл"

Я никому из музыкантов не предъявляю претензий. Я не имею права ни от кого ничего требовать. Я просто пытаюсь осознать, почему все молчат, когда происходит публичное уничтожение коллег по цеху. Как можно, выходя год за годом на одни и те же фестивальные сцены, улыбаясь друг другу за кулисами и дружески хлопая по плечу "Ты как, старик? - Нормально, сам как?", сегодня ни слова не сказать в поддержку Славы Вакарчука, Вани Алексеева (Noize MC), Дианы Арбениной, Андрея Макаревича?! Очевидно, что музыканты попали под адский ура-патриотический замес, вольно или невольно. Очевидно, что их масштабно и целенаправленно лишают работы - концертной деятельности. Очевидно, что через пять лет всем скопом будет стыдно за это помутнение разума и кратковременное мракобесие, и за кулисами каждый будет подходить к некогда преследуемым артистам и говорить: "Старик, слушай, я же был за тебя всю дорогу! Извини, что не успел тогда тебя поддержать! Просто возможности не было, ты же понимаешь...". А пока все молчат. Все. Молчат. В Екатеринбурге, который нынче возглавляет Евгений Ройзман, в моём родном городе, славящемся вольным, непокорным Москве, уральским духом, отменяют распроданный до аншлага концерт Андрея Макаревича и Оркестра Креольского Танго. Причина одна: идеологическая цензура. Или, как я называю это Самоссут. Сами пареньки в этой пресловутой вертикали власти ссут-не-могут и спешат сообщить об это вышестоящим инстанциям. Ну с этими безвестными холуями-чиновниками всё ясно, они со времён Салтыкова-Щедрина не особо изменились. Но самое-то печальное: друзья мои-музыканты молчат.

Весь великий, уже занесённый на скрижали истории свердловский рок-клуб засунул язык в сами-знаете-куда. Не слышно голосов патриархов рок-н-ролла. Нет отважных заявлений от молодой шпаны. И это ведь не случайно. Это предсказуемо. Когда долгие годы для одних стабильность - это форма существования, гарантирующая нормальный доход и хотя бы спокойствие; когда для любой новой группы саунд или правильное звучание важнее смысла и идей, которые они несут, вполне объяснимо гробовое молчание пока в их родном городе рок-коллективы закатывают в асфальт.

"Мы молчали как цуцики, пока шла торговля всем,
что только можно продать, включая наших детей...
И отравленный дождь падает в гниющий залив,
А мы все ещё смотрим в экран, мы все ещё ждём новостей..." (с) БГ

Вот я и хочу спросить: Каких ещё новостей вы ждёте, ЧайФ, Смысловые Галлюцинации, Чичерина, Сансара?
И многие другие, пишущие песни, пытающиеся не изменять самим себе. Разве не пришёл тот день, когда можно просто сказать во всеуслышанье: "Мне отвратительна любая травля артиста за его убеждения!"? Разве не стоит это сделать и надеяться, что пусть это мало-мальский шаг, но он поможет тем, кто сегодня попал в опалу? Разве не очевидно, что такое преследование может случиться с каждым - вне зависимости от содержания песен, собственных убеждений или географии выступлений? Разве не ясно, что открыт "сезон охоты" и любой музыкант может оказаться мишенью, по которой все государственные пропагандисты с радостью откроют огонь на поражение? Что же с нами такое приключилось? Почему мы так же, как в самые жуткие годы репрессий, стали оправдывать себя спасительными фразами "Ну, до нас, даст бог, не дойдёт, мы ведь ничего предосудительного не произносили... А если этого забрали, то ведь не на пустом месте, верно? Знать не то спел, не там выступил, нет ведь дыма без огня, правильно?!"
Как же нам не стыдно сегодня молчать? За что ж мы продали тот самый рок-н-ролл, которому так хотелось быть верным вечно?...


"Мы все в одной лодке"

Звуки решили, что такой призыв не может остаться без ответа. Мы обратились к представителям музыкальной сцены Екатеринбурга.


Звуки: Как вы оцениваете ситуацию? В чем ее причина?

Владимир Шахрин, лидер группы ЧАЙФ: - Екатеринбург всегда был активным и у него всегда есть своя позиция. Это активные горожане. Ситуация с концертом Андрея Макаревича, который должен был пройти в декабре, неоднозначная. Если вы поговорите с Женей Горенбургом, он ссылается на уральских казаков, которые, якобы, приходили и требовали отменить концерты. Но мы с ним похихикали и говорим: что-то они совсем сбрендили. Надо, чтобы они в своем уставе запретили петь песню ”Поворот”. Казаки какую-то волну гнали, я знаю. Но они вряд ли могли закрыть концерт. Мне кажется, что в Екатеринбурге отмена концерта имеет коммерческую причину – при всем моем уважении к Андрею.
Я начал с того, что нашел человека, который делал концерт. Он позвонил подрядчикам, которые занимались продажей концерта Оркестра Креольского танго. Это не “Машина времени”, они аншлагов никогда не собирали. Я был на этих концертах – это примерно 60 процентов сбора. Аудитории 50-60 лет. Это очень консервативная аудитория. Возможно, оболваненная госпропагандой. Но у них у всех очень негативная реакция на ту позицию, которую озвучил Андрей в публичном пространстве. В итоге перед началом концерта всего 10% мест было забронировано. Поэтому я думаю, что организатор тупо очканул, что попадет на деньги. И чтобы сделать очень красиво – раздувается история с отменой.
Организатор бы мне сказал, если бы ему звонили, если бы его вызывали. Но никто его не призывал отменять концерты. Я больше скажу - когда Ройзман баллотировался в мэры и весной Андрей приезжал играть концерты от прохоровской партии – мне звонил министр культуры нашей области. Которого я вообще никогда не видел. Он спросил: у вас есть прямой телефон Макаревича? Ему нужно сказать, что концерт не отменяется, его переносят в литературный квартал. Чиновник, наоборот, боялся отмены концерта Макаревича! Я за свой город ручаюсь и думаю, что мэр города мог бы узнать, если бы кто-то пытался завинчивать этот концерт. Это немножко не та история. Но, в принципе, если в каких-то городах организаторы говорят, что им звонили из МВД, то это полнейшее свинство. И тут я готов сказать: мы можем не соглашаться с мнением Макаревича, но он имеет право иметь свое мнение, и никто не отменял того, что он сделал для музыкантов и слушателей этой страны. То количество мыслей, которое он вложил в головы этих людей, нельзя отменить. Песня “Костер” не стала хуже из-за того, что у меня с Андреем Макаревичем расходятся взгляды.

Олег Гененфельд, директор и сонграйтер группы Смысловые Галлюцинации: - Я не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что Макаревич, совершив ошибку, не имел смелости в этом признаться. Возможно, даже самому себе. И зачем-то пошёл по этому ложному пути до конца. Это трагедия. Но я не авторитет для Андрея Вадимовича, чтобы давать ему советы.
Никто не может предоставить ни одного доказательства гонений. Говорят, что власти отменяют концерты, но это не совсем так. Всё началось с отмены в Красноярске. Я, находясь в дружеских отношениях с красноярскими организаторами, позвонил им, чтобы узнать, что именно случилось. Оказалось, что причина проста - на концерт было продано всего два билета. Публика сама проголосовала за отмену. В Екатеринбурге тоже странная ситуация: сначала появилась информация об отмене и Facebook запестрел благородным гневом, приправленным неблагородными словами. Потом Макаревич сказал, что он САМ отменил концерт, но по просьбе мэрии. В то же время мэр ничего об этом не знал. Я также связался с областным Министерством культуры. Там меня заверили, что не предпринимали и не собирались предпринимать никаких шагов для отмены или запрета концерта. У меня нет никаких оснований не доверять источнику.
Помимо отмен, говорят, что сейчас очень много лжи вокруг имени Макаревича. Возможно. Но можно ли обвинить в этом власти? Вообще, это в некотором роде инфантилизм - всех собак вешать на власть и лично на Путина. И кто знает, где кончается ложь, и начинается правда? Ну, пусть Макаревич тогда расскажет, как обстоят дела на самом деле, пусть развенчает эту ложь. А то ведь вместо этого его пресс-атташе шутит в СМИ про вспоротых младенцев, что, конечно, не добавляет плюсов в карму ни ему, ни его артисту.

Рэпер Наум Блик: - На мой взгляд, это яркий пример параноидальной осторожности чиновников на местах, страха быть оторванным от кормушки, в следствие которого, принимаются абсурдные решения. Вскоре после этого случая я опубликовал трек, который наиболее полным образом иллюстрирует моё видение ситуации.

Поп-рокер Ромарио: - В легкой и ненавязчивой форме прошла рекомендация "поддушить" Вадимыча в регионах. Дальше на местах каждый уже действует по таланту.
Мнение моих коллег так же диаметральны, как и в целом в обществе. Это печально. Для меня ситуация очевидна и однозначна. Срывать концерты артистам нельзя! Я был искренне уверен, что где-где, а в моем родном и дико своенравном Екатеринбурге этого с Макаревичем точно не произойдет.


Звуки: Считаете ли вы, что нужно поддержать коллег, и если да - как это сделать?

Владимир Шахрин: - У нас есть фестиваль Старый Новый рок – там был Юра Шевчук, и нам могли позвонить и сказать, чтобы мы не приглашали Шевчука и Anny Sky – но они сами не приехали и сказали: нас порвут, если узнают, что мы приехали в Россию. Я с удовольствием приглашу ”Машину времени” на следующий фестиваль! Сейчас уже афиши висят, а так мы могли бы пригласить всех троих – и Арбенину, и Нойза. Мне было бы интересно, кто бы попробовал это отменить! У нас кишка не тонка.

Олег Гененфельд: - Конечно, нужно. Но что считать поддержкой? Иногда и молчание - золото. Любые споры в нынешней ситуации только увеличивают пропасть между сторонами и льют воду на мельницу войны. Люди, с которыми меня многое связывало, маргинализируются и становятся агрессивными, воинствующими ради мира.
Ситуация очень сложная, поддержка нужна не только Макаревичу, но и мне, и Козыреву и многим другим. Мы все нужны друг другу - живыми, здоровыми и вменяемыми. Терпимости и уважения перестало хватать. Не срач, не предъявы, а интеллигентный по возможности диалог нужен. Но вместо этого многие легко, иногда не вникая в суть, смеются смерти в лицо, путая луганских и славянских вспоротых мальчиков, расстёгивая ширинки и оперируя железобетонными аргументами: "х*йло" и "ссыкло". Своими криками они только вредят Макаревичу, которому не помешало бы какое-то время не привлекать к своей персоне внимания.

Наум Блик:- "Если ты пьешь с ворами, опасайся за свой кошелек, - писал Илья Кормильцев. Когда я увидел Диану Арбенину в шоу "Две звезды", перепевающей песню Валерия Леонтьева, я подумал, что это уже не рок-н-ролл. Полагаю, что причина сегодняшней отмены ее концертов кроется где-то там, в том моменте, когда она решила принять участие в проекте, устраиваемом поп-тусовкой; стать для них чуть ближе. Спустя время, произошло непонимание друг друга, и сегодня люди этого же порядка не дают ей выступать, а уважаемый мной Михаил Козырев призывает рок-н-ролльное братство как-то ответить и поддержать. Инициатива правильная, но может, стоит написать аналогичное обращение в адрес поп-тусовки, или тусовки поп, кому как больше нравится? Что скажут они, ведь они тоже когда-то улыбались Диане в гримерках и жали руку?
В свете сегодняшних событий выпуски этой программы, что лежат на YouTube, смотрятся как-то особенно зловеще.

В то же время, я согласен с тем, что истерия, холуйство, вранье и страх сегодня достигают абсурдных и угрожающих масштабов, и об этом нужно говорить. Но каждый художник решит для себя сам в какой форме это сделать, и для кого-то вовсе не обязательно для этого вешать на грудь значок с портретом Андрея Вадимовича, лично для меня истина где-то посередине.

В любом случае, какие бы испытания не выпадали на голову того или иного человека, я могу пожелать ему только стойкости и терпения, ведь эти испытания суть следствия определенной цепочки выборов человека и причины этих следствий кроются где-то очень глубоко.

Ромарио: - Не могу никому заглянуть в голову и говорить за всех. Но считаю, что я в этой ситуации обязан быть на стороне Андрея Вадимовича. Во-первых, он мой друг. Во-вторых, я его коллега. Хотя уже первого вполне достаточно. И еще сегодня достаточно хотя бы просто слов поддержки.
В сентябре я записал и посвятил ему песню "Такси", в которой попытался погрузиться в состояние человека, попавшего в подобную ситуацию.


Звуки: Может ли подобное произойти с вами или вашей группой?

Владимир Шахрин: - Конечно, такое может произойти и со мной, но дело в том, что я не нахожусь в информационном пространстве. У меня нет ни одного аккаунта в соцсетях, поэтому когда мне говорят, что начали прижимать Диану Арбенину – я не понимаю, кто и за что. Я просто не знаю. Запрещают – это полнейшее свинство, этого делать нельзя. Зрители сами разберутся. Если они считают так же – они придут и заплатят свои деньги. Я считаю, что никакие административные органы, никакая власть не имеет права вмешиваться в концертную деятельность артистов. Если они нарушили закон – подавайте на них в суд. Если есть постановление суда – по этим причинам концерт можно отменить. Но отменять концерт потому, что они думают не так, как все – это полнейший маразм. В 80-х я сам видел эти запрещенные списки и сам разговаривал с чиновниками, которые запрещали концерты. Но в данной ситуации мне говорят об этом не чиновникаии, а вы с Козыревым, и я должен вам поверить на слово. Потому что сами по себе отмены концертов – явление частое. Их отменяют по разным причинам: и у Михаила Шуфутинского, и у группы Чайф. Но отмена по звонку, по требованию – совершенно другая история, и я готов… А что я могу сделать? У меня же нет своей радиостанции или блога! Я могу только сказать: перестаньте чморить артистов!

Олег Гененфельд: - То, что произошло, произошло не с группой, а с человеком. Я никому, в том числе и себе, не желаю этого, конечно. Это трагедия, но она не безвыходная, мне кажется. Надо просто понизить градус и накал страстей и помолчать немного. Вечные фб-истерики мешают всем сосредоточиться и подумать.

Наум Блик: - Нечто подобное, правда, в единичном случае, со мной уже происходило.

Ромарио: - Ничему не удивлюсь. Хотя я человек максимально деликатный.


Прямая речь

Владимир Бурыкин, организатор отмененного концерта Макаревича в Екатеринбурге: - За правдой ходить далеко не надо. Все, что вы думаете на тему происшедшего,- правда и есть. Но в силу рабочих отношений, которые у меня сложились, мне трудно подтвердить вашу информацию официально.

Звуки: - Мне говорили, что Вы разговаривали с представителями мэрии. Вам действительно угрожали?
Владимир Бурыкин: - Мы говорили, это верно. Угроз не было. Угрозой это не назовешь. Единственное, что можно сказать, – мы все зависим друг от друга. Все было как в классическом сценарии: никто из нас не хочет, чтобы были помехи бизнесу. А если вы хотите, чтобы были помехи бизнесу, вы действуете не по правилам. Я общался с организаторами концертов в других городах – у всех ситуация аналогичная.

Звуки: - Почему организаторы концертов не хотят объединиться и озвучить имена и должности тех, кто запрещает концерты - или, так скажем, не рекомендует их проводить?
Владимир Бурыкин: - Просто надо понимать, что у меня не одно мероприятие. Я, как продюсер, сильно завязан на больше количество людей и компаний и сильно от них завишу. И отсутствие каких-то возможностей в рабочем процессе мне не нужно. Тем более что сезон сейчас очень тяжелый в связи с экономической ситуацией: у нас зритель вообще сейчас не заинтересован ходить на концерты. Как человеку, который занимается этим бизнесом, мне сложно из него просто так взять и выпасть.

Звуки: - То есть Вы считаете допустимым для своего бизнеса отмены концертов "по звонку"? И какое решение возможно в подобной ситуации?
Владимир Бурыкин: - Запреты концертов я не считаю допустимыми! Это противоречит здравому смыслу: зачем их тогда заявлять, если можно их запретить? Если уж заявили – надо обязательно провести. А какой выход?... Должен быть закон, защищающий промоутеров от этого мракобесия. Они не должны зависеть от посторонних, от тех, кому концерт не нравится. Не нравится – просто не ходи. Почему в свое время не запретили Борю Моисеева, вокруг которого бродила кругами церковь? Эти попы ему только аншлаги сделали! Должна быть защищенность бизнеса. Мы должны быть уверены, что можем спокойно работать.


Антон Чернин, пресс-секретарь групп Машина Времени и Оркестр Креольского Танго:
Штука вот в чем: в российской рок-музыке Макаревичу ВСЕ обязаны ВСЕМ. Ну примерно. Потому что он всю жизнь своей рано поседевшей головой пробивал стены - а уж потом другие шли в образовавшийся пролом как на вечерний променад, будто никаких стен никогда не было. Это не только про политику, но и про эстетику - в конце концов, именно Андрей Макаревич доказал, что рок на русском языке вообще возможен и даже может стать народной музыкой. За 45 лет на сцене этот человек помогал всем, кого считал талантливыми - и при этом никогда никому не гадил и никого не топил. Понимаете, ребятки, "объективное" отношение к Макаревичу, особенно со стороны рокеров поколением помоложе, не более уместно, чем "объективное" отношение к родному отцу. Все мы спорим со своими предками - но не выносим эти споры наружу, просто потому что так, ну, не принято. Особенно в ситуации, когда споры на людях могут стоить твоему родному папе денег, здоровья и прочих приятных мелочей.

Поэтому в отношении любого российского рок-деятеля к оказавшемуся в опале отцу-основателю отечественной рок-музыки морально допустимы ровно два варианта (опала - это когда все твои концерты в России запрещают по звонку из ФСБ, а на тех, которые все-таки проходят, подчиненная колумнисту "Известий" фашня травит евреев газом, как в Дахау. Ну не нашлось у мальчиков "Циклона Б", пришлось использовать, что под руку попалось). Так вот, первый допустимый вариант - это вариант, условно говоря, Миши Козырева: Макаревич прав, и пошли все на хрен. Второй вариант - это вариант, условно говоря, Сергея Мазаева, что-то типа такого: "я могу быть в чем-то не согласен с Макаревичем, но это Макаревич, один из "скрепов", с ним надо побережнее." А все остальные варианты оценок аморальны и крепко отдают Павликом Морозовым.

Так что притормозите. Может быть, вы додумаетесь до мысли уважать и поддерживать в тяжелой ситуации не только старших, но и ровесников - ту же Диану, или Славу, или Михалка, с которыми вы по сто раз виделись за кулисами "Нашествий". Потому что, во-первых, схарчив ваших нелояльных знакомых, уроды не остановятся - они непременно начнут портить жизнь и вам. Дело не в вашей лояльности или нелояльности - им в принципе противопоказан любой талантливый человек, а со смелых они просто начинают. Во-вторых, пока они за вами будут идти, от вас так и так мало что останется - потому что крысятничество на творческие способности действует губительно. А в-третьих, даже при самом оптимистичном варианте, если вдруг это вонючее облако сдует каким-то ветром - вы с этими травимыми сегодня коллегами увидитесь завтра. За теми же кулисами. Так что подумайте сегодня, как будете завтра смотреть им всем в глаза.


Вместо послесловия

Удивительно, но даже в нашем насквозь пронизанном коммуникациями информационном обществе до сих пор актуальны стихи Осипа Мандельштама:
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны...

Почему вокруг музыкантов, концерты которых отменяют невзрачные серые люди без имен, и концертных организаторов, чьи шоу разрушают, возникла зона отчуждения? Да потому, что во всех случаях их коллеги и слушатели успешно проводят в жизнь страусиную политику - стараются не замечать возникших проблем, откладывать или обходить стороной их решение, подозревать недавних друзей и коллег: "дыма без огня не бывает", "что-то здесь нечисто". А проблема проста: набраться смелости и взглянуть правде в глаза. Признать: да, нас подвергают насилию. Говорить об этом.
И не бояться. Они уйдут, а музыка останется.

21.10.2014, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: