SCISSOR SISTERS  Сестринский уход

Рассказ о технических и творческих аспектах записи альбома “Ta-Dah” группы Scissor Sisters.

Записать в домашней студии дебютный альбом и продать его тиражом в три миллиона копий? В наши дни возможно даже такое. Пример тому – американская группа Scissor Sisters.

Scissor Sisters ("сёстры-ножницы") начинались в 1999 году, когда два приятеля-гея - Джейк Ширс (Jake Shears) и Скотт Хоффман (Scott "Babydaddy" Hoffman) перебрались из родного штата Кентукки в Нью-Йорк. Они сочиняли песни, Хоффман – музыку и электронные аранжировки, а Ширс тексты. Первое время дуэт выступал в гей-клубах, а вскоре Ширс и Хоффман познакомились с Аной Матроник (Ana “Matronic" Lynch). Барабанщиком группы стал Патрик Сикор (Patrick "Paddy Boom" Seacor), а гитаристом - Дерек Грюэн (Derek "Del Marquis" Gruen).

В 2002 году группа подписала контракт с маленьким нью-йоркским лейблом A Touch of Class и выпустила сингл из двух песен. "Сёстрам" крупно повезло: вторая песня сингла – танцевальная кавер-версия пинкфлойдовской "Comfortably Numb" – привлекла внимание британского лейбла Polydor. Эта композиция заслужила похвалу авторов оригинала Гилмора (David Gilmour) и Уотерса (Roger Waters) и даже номинировалась на Грэмми в категории "лучшая танцевальная запись". Синглы группы, выпущенные на Polydor, последовательно поднимались в хит-парадах Великобритании с 54-го до 5-го места. Все эти песни вошли в дебютный альбом группы (“Scissor Sisters”, 2004г, №1 в Великобритании). А теперь главное: все эти песни были записаны Хоффманом и Ширсом в домашней студии в их съёмной нью-йоркской квартире.

В сентябре 2006 года вышел второй альбом группы, “Ta-Dah”. Две песни альбома Ширс и Хоффман сочинили и записали вместе с Элтоном Джоном (Elton John). "Сперва мы начали с того места, на котором остановились при записи первого альбома в нашей нью-йоркской квартире. Мы там написали пару песен, "Might Tell You Tonight" вошла в новый альбом. Но для меня было сложно жить и работать в одном и том же месте. Мы решили: “Окей, последние полтора года мы провели в гастрольном туре и заслужили возвращение к нормальной жизни”. Поэтому мы арендовали небольшую студию поблизости, в ней была хорошая звукоизоляция и два маленьких помещения для записи инструментов, это даже больше, чем нам было нужно. Мы перенесли туда всё своё оборудование из нашей квартиры, поэтому в техническом плане всё было по-старому, но само место более тихое и удобное", - вспоминает Скотт Хоффман.

Музыканты назвали эту студию Discoball Jazzfest. Основное оборудование: компьютер G5 Macintosh с программой Logic Pro7 и плагинами NI Komplete, Korg Legacy Collection, Arturia CS80V, GForce Minimonsta; синтезаторы Access Virus Indigo и Virus Polar, Roland XV5050, Studiologic SL880, Roland Juno 106 и Novation K-station ; микрофон Neumann M149 и преампы HHB Radius 50, Avalon VT737, Universal Audio 6176 ; интерфейс MOTU-828 и мониторы Mackie HR824.

Хоффман: "Я часто пользовался Virus Polar на втором альбоме, это мой любимый синтезатор. Ещё я много использую Indigo, на нём написана основа песни “I Believe In You”, которую мы с Джейком делали для Кайли Миноуг (Kylie Minogue). Ещё мы используем плагины Arturia и GForce, мне очень нравится Arturia CS80 и Minimoog". Басовые партии Хоффман обычно делает в синтезаторе Virus и микширует с бас-гитарой, хотя в некоторых песнях Scissor Sisters обходятся одной бас-гитарой. "Я люблю (виртуальный оргáн) Native Instruments B4, но разочарован в продукции Native Instruments из-за того, что время от времени в моём компьютере вдруг слетает код регистрации".

В некоторых песнях соавтором выступил гитарист Дэвида Боуи (David Bowie) Карлос Аломар (Carlos Alomar) – музыканты познакомились с ним через своего гитариста Дэрека Грюэна, который некоторое время брал уроки у Аломара. Хоффман говорит, что им нравится сотрудничать с самыми разными людьми, потому что это даёт неожиданные творческие импульсы.

"Обычно мы с Джейком сочиняем, начиная движение от партии ударных, иногда от партии фортепиано или баса. Очень часто мы делаем из этого петлю в качестве шаблона будущей песни. Мы не используем чужие петли, хотя иногда хорошо взять из них звуки, чтобы добавить вибрацию и творческие идеи. Обычно мы делаем основу, используя мощный грув или аккордовую прогрессию, которую можно зациклить вообще без ударных. Это даёт нам идеи о мелодии и конструкции песни. Потом что-то могут добавить остальные участники группы – так, например, Анна была соавтором песни “Kiss You Off”

Хоффман делает ударные в плагине Battery в программе Logic и с недоверием относится к другим редакторам. "Logic – это то, с чего я начинал и использую его очень долго. Если вы используете Pro Tools, то вы постоянно к нему привязаны, а в Logic есть много опций. Например, я могу использовать такую звуковую карту, какую хочу: у нас в студии MOTU 828Mk2, ещё во время записи мы используем MOTU 24 I/O. Мы настраиваем Logic на 44.1/24 бита. Не уверен, что 24 бита дают наилучший звук, но думаю, что нам этого достаточно".

В процессе записи Scissor Sisters очень свободно комбинируют традиционные рок-инструменты, плагины и акустические инструменты. Такое кровосмешение даёт то, к чему стремится группа - яркую пародию, китч, гламур и танцевальную музыку разных стилей. "Так например идея пропустить партию акустической гитары через виртуальный Минимуг принадлежит мне. Возможно, что реальный Минимуг звучит потрясающе, но я не думаю, что он прозвучал бы лучше того, что сделали мы. Мне интересно сделать необычную трансформацию звучания. Не думаю, что большие денежные затраты (в оборудование) сделают ваш саунд лучше. Если свой дебютный альбом Хоффман и Ширс записывали и сводили самостоятельно в редакторе Logic, то для второго альбома решили привлечь "свежие уши". Эти уши шли в комплекте с Дэном Греч-Маржеро (Dan Grech-Marguerat).

Дэн прошёл стажировку в лондонской студии RAK под руководством знаменитого Найджела Годрича (Nigel Godrich) и успел поработать с Radiohead, Беком (Beck), Брайаном Ферри (Bryan Ferry), Suede, Полом Маккартни (Paul McCartney). "В этой работе они хотели больше живых инструментов, и нужен был кто-то, кто бы их записал", - говорит инженер, - "первый альбом был просто отличным, обнажённые чувства, много людей, электронный саунд. В новом альбоме идея была сохранить электронику, но сделать ещё шаг вперёд, добавить тепло и глубину реальных инструментов. Поэтому я предложил записывать живые инструменты в (нью-йоркской) студии Sear Sound, в отличной студии с хорошими комнатами, со старыми микрофонами, отличным аналоговым оборудованием, с пультом Neve. Я люблю электронную музыку, компьютеры – великая вещь, но когда вы записываете настоящие инструменты, то чем больше аналогового оборудования – тем лучше звучание".

Трудность возникла в неожиданном месте: музыканты хотели делать проект в привычном редакторе Logic, чтобы иметь возможность внести изменения в любой момент. Дэн же предпочитает записывать и редактировать в Logic, но сводить в Pro Tools. Поэтому в студии пришлось в одном компьютере настраивать всё так, как было в домашней студии Scissor Sisters – загружать все плагины и программы, со всеми их кодами и лицензионными номерами, подбирать такой же комплект "железа". Дэн прежде не имел дела с продукцией MOTU и был приятно удивлён качеством её звучания. Для второго альбома группы Дэн записывал живые струнные, рояль, духовые и ударные. Партии струнных наложением исполнили два человека - скрипачка Джоан Вассер (Joan Wasser) и виолончелист Джефф Хиллз (Jeff Hills). Вассер самостоятельно без участия группы сделала все аранжировки партий струнных. Струнные записывались двумя близкими микрофонами Neumann U47 и двумя такими же микрофонами "воздуха".

"Ударные я записывал микрофонами Neumann FET47 на "бочке", Electrovoice ND257B на рабочем барабане, Neumann U84 на хай-хэте или Shure SM57 для более резкого звука, на "оверхэдах" ленточные Coles4038 или иногда ламповые U47. В некоторых песнях больше "близких" микрофонов, в некоторых больше микрофонов "воздуха". Не помню, что ставил на томы, но наверняка это ламповые микрофоны. В основном мы старались получить более "ламповый" звук. В качестве микрофонов "комнаты" были Pultec", - рассказывает Греч-Маржеро. - "Духовые – труба, тромбон и саксофон из группы Uptown Horns – записывались все одновременно при помощи близких микрофонов Coles и удалённых Neumann U47, включенных в преампы Avalon VT737 или Universal Audio 6176 и затем в MOTU 828.

Работа над альбомом проходила сразу в двух студиях: в Discoball Jazzfest группа сочиняла материал и записывала синтезаторы, а в Sear Sound Дэн записывал барабаны и акустические инструменты. В некоторых песнях было до 120 дорожек, но пульт Neve имел лишь 48 каналов, поэтому Дэну приходилось делать промежуточное сведение, стараясь при этом не потерять виртуальные эффекты и автоматизацию, записанные группой. К тому же Дэну не понравились цифровые дисторншн, использованные Хоффманом, и все партии, нуждавшиеся в перегрузе, вновь перезаписали через гитарные комбики. Но электронные эффекты и автоматизация Scissor Sisters привели его в восторг. Пока музыканты досочиняли и записывали последние песни альбома, Дэн уже начинал сводить готовые. Таким образом, работая одновременно в двух студиях, Дэн и музыканты почти вдвое сократили время записи и сведения альбома.

Дэн Греч-Маржеро: "Я сводил в Pro Tools, 96k, потому что так легче, я мог делать редактирование. И добавление живых инструментов к программным сработало очень хорошо, а сведение на пульте Neve позволило собрать это всё воедино. Мы не старались сделать (альбом) Ta-Dah полностью электронным с "бочкой" на четыре четверти и с запрограммированными хай-хэтами. Scissor Sisters – группа с большой долей электроники. Делая сведение, я получал удовольствие, не важно были ли это партии синтезаторов или скрипки. Для меня главным было сохранить электронный саунд группы и добавить тепло и глубину живых инструментов и аналогового оборудования. Думаю, что я этого добился".

Несмотря на то, что песни альбома появились в Интернете за неделю до официального релиза, диск поднялся на первую строчку британского хит-парада. №1 в Австралии и Ирландии, №2 в Норвегии, №3 в Швеции, №6 в Германии, №19 в общем чарте альбомов Биллборд (США). Сегодня тираж альбома составляет более четырёх с половиной миллионов экземпляров.

После всемирного гастрольного тура полтора года группа провела в студии, записывая третий альбом “Night Work” (он вышел в июне 2010г, №2 в Великобритании, №18 в США). В разное время Scissor Sister играли на разогреве у Duran Duran, Depeche Mode, U2, а осенью 2010 года открывали концерты Lady Gaga в её туре по Северной Америке.

16.10.2014, Вадим МИХАЙЛОВ (ЗВУКИ РУ)

SCISSOR SISTERS - свежие публикации:

SCISSOR SISTERS

"Пара лесбиянок"- так скромно окрестили себя участники американской поп-группы Scissor Sisters в переводе на русский язык. Но не спешите с выводами: единственной представительницей Scissor Sisters женского пола является Ана Матроник (Ana Matronic), и девушка предпочитает джентльменов.

Подробности из жизни:

"Пара лесбиянок"- так скромно окрестили себя участники американской поп-группы Scissor Sisters в переводе на русский язык. Но не спешите с выводами: единственной представительницей Scissor Sisters женского пола является Ана Матроник (Ana Matronic), и девушка предпочитает джентльменов. Более того, трое других ребят из группы с ней совершенно солидарны! Очевидно, что заурядность не имеет никакого отношения к данной команде, взять хотя бы то, что каждый из пятерки изменил свое первоначальное имя, а история их знакомства - вообще не для слабонервных.
Однажды молодой человек по имени Джейк Ширз (Jake Shears) в погоне за счастьем решил переехать в Нью-Йорк, но стать богатым и знаменитым сразу не удалось. Поэтому, недолго думая, юноша устроился работать стриптизером в ближайший гей-клуб. Там он случайно встретился со своим старым знакомым, басистом BabyDaddy, у молодых людей оказались общие музыкальные пристрастия, и они буквально спелись. Затем в одном клубе во время Хеллоуина 1999 года…

Далее... →