ФЕСТИВАЛЬ  В белом море, в белой пене

Репортаж из Архангельска: чего не хватает северному року и чем он может поделиться

Многие рок-фестивали в России похожи друг на друга до полного смешения: их организаторы годами занимаются выгодным межгородским обменом музыкантов, в результате чего одни артисты попадают в "обойму", а у других шанс проехаться с гастролями по стране ничтожно мал. Но есть фестивали-первооткрыватели. Именно сюда, как на ярмарку, съезжаются коллеги-промоутеры. Архангельский Беломор-Буги занимается поиском талантов и взращивает своих звезд более 20 лет, но наконец и его организатор Александр Мезенцев вынужден был признать: пестовать местные дарования - дело далеко не всегда благодарное. Рекордное число отмен выступлений отечественных групп стало причиной громкого заявления: в 2015 году "Беломор" будет принимать в гости немцев, финнов, израильтян, - кого угодно, кроме русских музыкантов. На этом заявлении Александр сорвал бурные аплодисменты редакции Звуков, поскольку нам-то доподлинно известно: раскачать местный рынок могут только заезжие конкуренты и сопутствующий им соревновательный эффект.

Программа первого дня фестиваля досталась мне в усеченном виде - из-за транспортного коллапса в Москве так и не удалось послушать заинтересовавшую меня группу Неизвестный Композитор. Будем надеяться, талантливые ребята заедут в столицу - здесь им точно есть, что показать. Инструментальная музыка сейчас вновь в почете, а вот играющих ее интересно - можно по пальцам пересчитать.

Но вернемся к сцене "Беломора", на которой уже началось выступление сыктывкарской группы Лисьи Песни и алым знаменем реет коктейльное платье Евгении Лисовой. Лидер-вокалистка и клавишница настолько явно выбивается из рядов своего анемичного коллектива (да и вообще из формата рок-феста), что при взгляде на нее сразу начинаешь невольно заниматься комбинаторикой: эх, вот если бы эту голосистую красавицу, с ее данными - в веселую компанию фанкстеров - вот бы она развернулась!..
Мелодичные рок-хиты с рефреном "хочется больше месяцев солнца" и "мы не сдадимся, не отчаемся" - скорее, дань несчастливым обстоятельствам, которые закинули такую солнечную певицу в суровый край. А "рахманиновские" бравурные клавиши явно дают понять: при смене пейзажа и жанра сольная карьера Евгении имеет все шансы стремительно пойти вверх. Извините, друзья, но вы не стоите своей королевы.

Нижегородцы Buzz Fiction - группа, страдающая тяжелой гитарной инвалидностью: они уже в 12-й раз меняют басиста и выступают под грохочущую фонограмму. Получается рок-саспенс в корпоративном составе, про который вокалист Александр невесело шутит: "Обычно у нас еще выступают девушки go-go". Я не верю, что в Нижнем вымерли все бас-гитаристы - но охотно поверю в то, что ни один даже самый неритмичный басист не будет долго терпеть смесь из завываний Короля и Шута с рэпом в духе Касты, гранджевые каверы на "Моей звезде" Аквариума и невнятные кричалки: "Нужен гооооол! Нужен гооооол! Это песня про футблооол!". Да черт возьми, парни, зачем вам вообще нужна группа при таком раскладе?

Северные широты лучше всего производят алкобэнды. Таков, без прикрас, местный резидент Гарах бэнд - разбитная компания алко-суперменов, четко и весело исполняющих энергичный фолк-панк и тяжелый блюз с перечислением названий любимых напитков под губную гармонику. Тут, в отличие от двух предыдущих команд, четко работает ритм-секция, великолепное чувство блюза (""Плохой алкоголь" даст сто очков вперед всем кавер-версиям “Warm Beer and Cold Women”). А сам Илья Гарах - по-настоящему крутой фронтмен, и когда он поет "Да. тебе повезло - я настоящий мужик!", - ему вершь сразу и безоговорочно.
В этой группе прекрасно все, кроме названия, так что ничего удивительного, что по окончании сета ведущий объявляет конкурс на лучшее название для команды. Достойного нейминга в ходе соревнования так и не произвели, так что вы можете предложить музыкантам свои версии.

Но открытием дня стал, безусловно, джазовый мэтр Александр Костарев и группа его молодых учеников. Похожий на лесовика с добрым умным взглядом и буйной бородой, Костарев колдует над гитарой и примочками с лаконичной сноровистостью мэтра. Понять, в чем заключается его колдовство, сходу не представляется возможным: прог-рок с шикарными реминисценциями из средневековых миннезангов, сложнейшие конструкции, над которыми парят флейта и скрипка, - эти завораживающие музыкальные полотна околдовывают тебя мгновенно, цепко держат в плену и не отпускают. Костарев - языческий родственник King Crimson (в особенности - Трея Ганна), уравновесивший сухую математику прога теплотой импровизаций.

Хедлайнерами концерта стали шведские поп-рокеры Blk Tape - очень четкий поп-рок с явной отсылкой к new wave. Шведские и норвежские группы прекрасны своей сыгранностью. Даже самые простые композиции в их исполнении звучат "фирмово" - чувствуется разница в базовой подготовке. А в случае с Blk Tape это еще и очень красивые статные парни, у которых есть все задатки настоящих поп-звезд. Хороши все - и вокалист Ludvig, и гитарист Tom, и басист Kai, и барабанщик Anton. И результат - впервые за вечер весь танцпол заполнился под завязку. Музыка такая плотная, что почти осязаема.


Второй день фестиваля стартовал с панк-рокеров Middle Class Bastards - явных родственников Pogues, залихватски играющих на мандолине и волынке. В их выступлении отлично все, кроме одного: на сцене группа почти не двигается, что явным образом противоречит музыке. Ждем альбома и продолжим слушать эту группу в записи.

Каждое последующее выступление словно опровергало предыдущее - словно местные музыканты старались учесть ошибки предшественников. Группа Pornograffitty решила компенсировать недостаток технической подготовки бешеным драйвом и угаром. Пытаясь играть нечто на стыке Metallica и Guns'N'Roses, парни получили на выходе густо замешанную металлическую кашу. Вокал в ней полностью "утонул" - были слышны лишь отдельные нечленораздельные выкрики Саши Белова.
Следом за этим бурным шоу выходят пост-рокеры Cosmic Hurricane - пост-рокерский состав, в котором объединили свои усилия басист и барабанщик из команды Happy End. Здесь работа со звуком ведется не в пример серьезнее. Атмосферный, мрачный, продуваемый всеми ветрами - их рок создает мощнейшую картину разрушительной стихии. Завораживающее зрелище.

Очень хорошо оформила свое выступление северодвинская UFOria - их веселый trash metal сопровождался неплохим видеорядом, а исполненные гроулингом "Солнышко в руках" и "Белые розы" были как нельзя кстати. Что-то вроде хард-дискотеки для самых отвязных.

Архангельская группа VandeЯ играет металкор. В этй группе сразу обращает на себя обаяние высоченного солиста Егора Блинова и прекрасная игра барабанщика Ильи Хабарова. Играют плотно, зримо, зло - и группу совершенно заслуженно вызывают на бис.
Но когда появляется кировская Mescalera и начинает палить олдскульным trash-metal типа Destruction, она сразу приковывает к себе всеобщее внимание. У их лидера Романа Юркина - высокий красивый вокал в духе Роба Хэлфорда, пробивает даже чрезмерно задранный бас. Единственный номерной альбом команды называется "Party Crusher", и это - отличная рекомендация!

Rained начинают с мрачного симфо-роковго интро; они делают инструментальную музыку в стилистике Manowar, устраивают салют из конфетти и бодро выскакивают на "язык" сцены. Однако когда их сет заканчивается, в голове не удерживается ни одной мелодии, ни одной удачной строчки. Пермяки похожи сразу на все - "снимают" лучшие образцы жанра и в сценическом поведении, и в тэппинге. Но чуточку своего, пусть грязного и непричесанного, саунда и стиля им бы не помешало - не считать же творческой удачей очередной тяжелый кавер на "Прекрасное далёко"!

Две финальные команды прекрасны каждая по-своему: местные герои Trawler притаранили с Белого моря полный трюм роскошного стоунер-метал, явно вдохновленного стариной Ozzy и его друзьями. Группе всего год, хотя ее участники играют вместе уже пять лет - и, судя по всему, весь этот год они серьезно и хорошо работали. Этот состав прекрасен своей потрясающей сыгранностью и чувством юмора: в их игре нет-нет, да и проскользнет фраза из какого-нибудь evergreen, но оформленная настолько аккуратно и изобретательно, что сразу ощущаешь уважение.

А уже в самом конце вечера на сцене материализовались питерские Grenouer: мелодичные, чуть холодные, аккуратно уплотненные бэками. Сразу очевидно, что эти хедлайнеры были ничуть не хуже шведов, рубившихся в первый день - а в части техники едва ли не лучше.

"Беломор" самим фактом своего существования доказывает: играть с полной отдачей можно и для весьма скромной, по столичным меркам, аудитории. Но если тебя восхищенно слушает хотя бы один человек, если твоя музыка отозвалась в чьей-то душе - ты вышел на сцену не напрасно. Фестивали для того и существуют, чтобы представители разных жанров и стилей, люди разных убеждений становились ближе и понятнее друг другу. Но что гораздо важнее, на "Беломоре" лучше всего себя показывают те, кто не прекращает репетировать, искать и стремиться. Здесь многие группы растут вместе с фестивалем, он - питательная среда для новых поколений рокеров. А потому то, что делают в Архангельске, стоит пробовать во всех городах страны. Глядишь, что-то и изменится.

15.10.2014, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)