MusicRadar опубликовал результаты голосования по поводу того, какая виртуальная студия (DAW) является сегодня наилучшей. Результаты некоторым образом преподнесли ряд сюрпризов. Хотя, конечно, необходимо учитывать, что этот рейтинг говорит больше не о качестве программ, а о предпочтениях читателей MusicRadar, которые формируются под воздействием очень многих факторов.
Если кто-то до сих пор думает, что нет DAW кроме Steinberg Cubase или Cakewalk Sonar, то результаты опроса показывают, что не тут-то было. На первом месте оказался Ableton Live.
В общем-то, наверное, заслуженно: это не только система звукозаписи, это ещё и концертный инструмент. Плюс в девятой версии работа с MIDI радует пользователей несказанно.
Для поклонников Apple Mac не существует (ну, почти) другой DAW, кроме как Logic Pro. Десятая версия Logic оказалась хитом и выехала на второе место.
Третье место занял (внезапно!) Cockos Reaper. Будучи полноценным студийным инструментом, эта программа отличается весьма невысокой ценой (65 долларов за индивидуальную лицензию, 225 за коммерческую) и возможностью использования в течение 30 дней без всяких ограничений. Reaper вполне успешно поддерживает и VST(i), и DX(i), плюс напичкан собственной функциональностью. Особенно выделяется работа с высотой звука. Пользователи могут испытывать затруднения с маршрутизацией MIDI и аудио, но, в принципе, с этим вполне можно разобраться. А за свои деньги Reaper - это и вовсе дарёный конь.
Монстр-ветеран Steinberg Cubase застрял на четвёртом месте. Что довольно странно.
На пятом месте новичок: PreSonus Studio One, разработка двухлетней давности от компании, занимающейся обычно аудиооборудованием. Вопреки ожиданиям, сразу получился вполне зрелый пакет, с которым легко разберутся пользователи и Logic, и Cubase, и Sonar.
Шестое место занял потомок некогда любимой "игрушки" начинающих электронщиков Fruity Loops. Программа выросла в солидную полнофункциональную систему, которой активно пользуются и отнюдь не начинающие. Среди именитых юзеров Image-Line FL Studio - Дэдмаус (Deadmau5).
Propellerhead Reason пришёл к финишу седьмым. За длительный период своего существования Reason эволюционировал из "трекера-переростка" в полноценную DAW; пару лет назад создатели пакета "открыли" архитектуру сторонним разработчикам, так что теперь Reason уже окончательно превратился в более чем серьёзного конкурента для Cubase: внешние модули пишутся и продаются вовсю. В последних версиях Reason добавлены многочисленные функции работы с аудио и петлями. Сейчас на подходе восьмая версия с "перепаханным" интерфейсом. Остаётся подождать и посмотреть, что это такое будет.
Cakewalk Sonar притулился на восьмом месте. Несмотря на то, что, вроде бы, является чуть ли ни самой популярной DAW в мире. Несколько лет назад гитарный производитель Gibson выкупил компанию Cakewalk, но сохранил бренду жизнь. Sonar X3 - новейшая версия пакета, снабжённая множеством новых функций - стала первой, выпущенной уже под надзором Gibson. Разработка и обновление, судя по всему, продолжаются.
Avid Pro Tools фишинировали девятыми. Чуть ли ни имя нарицательное для инструмента недостижимо высоких профессионалов, Pro Tools прошёл путь извилистый и заковыристый, но в итоге превратился из программной оболочки для специализированного "железа" в "типичную" DAW, которая работает на PC и Mac, но по-прежнему заслуживает звание "отраслевого стандарта".
Но опять-таки, только девятое место.
Ну, а на десятом месте оказалась Windows-разновидность Apple GarageBand (который, кстати, в рейтинг попал, но лишь во второй десятке) под названием Acoustica Mixcraft Pro Studio. Mixcraft во многих отношениях превосходит GarageBand, в частности, там есть "нормальный" микшер и возможность маршрутизации сигнала к эффектам. Плюс пачка разных полезных плагинов.
Далее коротко:
11 место - MOTU Digital Performer. До недавнего времени работал только под Mac, но теперь и под Windows.
12 место - Bitwig Studio. Похож на Ableton Live, но с некоторыми козырями в рукаве.
13 место - Traction Software Corporation Traction. Дешёвый (60 долларов) и довольно простой в обращении пакет.
14 место - Renoise. Не столько DAW, сколько трекер, почитаемый на сегодняшний день самым мощным из оставшихся.
15 место - Magix Samplitude Pro X. В новой версии появилась поддержка 64 бит.
16 место - Steinberg Nuendo. Cubase для монтажа и постпродакшна в профессиональных сферах.
17 место - Apple GarageBand. Бесплатный пакет для звукозаписи начального уровня с кучей интересных встроенных и докупаемых отдельной фишек. Младший брат Logic.
18 место - Sony Creative Software Acid. Когда-то гремевший революционной славой, сейчас это уже "воин скромный средь мечей". Но популярностью всё ещё пользуется.
19 место - MuTools MuLab. Большинство об этой программе ничего не слышали, однако те, кто с ней знаком, от восторга, как говорится, "дают стране кипятка".
В заключение хотелось бы повторить: результаты опроса едва ли отражают качество рассмотренных программ. Речь идёт о популярности среди лишь относительно широкой группы профессионалов и энтузиастов, читающих издание Musicradar.
А какими DAW пользуются читатели "Звуков"?
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)