Вячеслав ГАНЕЛИН  "Может быть, моя музыка стала более философской"

В конце 70-х и начале 80-х Вячеслав Ганелин был, пожалуй, самым знаменитым советским джазовым музыкантом. Трио ГТЧ (Ганелин - Тарасов - Чекасин) оказалось самым мощным в творческом отношении джазовым продуктом советской эпохи. Основанное в 1971 году, трио пользовалось огоромным успехом не только в СССР, но и за его пределами - в Европе и США, музыканты выпустили на Западе несколько дисков, получили хорошую джазовую прессу... Но - с 1987 Ганелин живет в Израиле и ведет там скорее спокойную джазовую жизнь. Нередко наведывается в родной Вильнюс. И изредка - в Москву. В понедельник в зале имени Чайковского состоялся концерт, в котором Вячеслав Ганелин выступил вместе с двумя израильскими музыкантами (разумеется, советского происхождения).

В конце 70-х и начале 80-х Вячеслав Ганелин был, пожалуй, самым знаменитым советским джазовым музыкантом. Трио ГТЧ (Ганелин - Тарасов - Чекасин) оказалось самым мощным в творческом отношении джазовым продуктом советской эпохи. Основанное в 1971 году, трио пользовалось огоромным успехом не только в СССР, но и за его пределами - в Европе и США, музыканты выпустили на Западе несколько дисков, получили хорошую джазовую прессу... Но - с 1987 Ганелин живет в Израиле и ведет там скорее спокойную джазовую жизнь. Нередко наведывается в родной Вильнюс. И изредка - в Москву. В понедельник в зале имени Чайковского состоялся концерт, в котором Вячеслав Ганелин выступил вместе с двумя израильскими музыкантами (разумеется, советского происхождения).

Звуки Ру Кто Ваши нынешние партнеры?
Вячеслав Ганелин Со мной играет на ударных Мика Маркович и Виктор Фонарев - на контрабасе. Я, как Вы знаете, играю на фортепиано и клавишах.
З.Р. Как давно Вы работаете в этом составе?
В.Г. Мы встречаемся периодически. Дело в том, что лет 10 назад мы выпустили две пластинки, которые даже получили в "Даун Бите" хорошие звездочки. Потом Фонарев уезжал в США, затем вернулся. И сейчас мы решили опять немножко поиграть. Записали пластинку - она вот-вот должна выйти. Как во всем мире - все играют со всеми... Я, например, играю еще и с этнической израильской певицей - очень интересной. Играю с классическим скрипачем. Мы с Микой часто выступаем дуэтом - у нас даже есть пластинка, посвященная Эллингтону - выпущенная в честь его столетия.
З.Р. А помимо концертов Вы еще и преподаете?
В.Г. Помимо игры - я, во-первых, сочиняю. Ну и преподаю - в академии имени Рубина в Иерусалиме. На джазовом факультете - фортепиано, музыку к кино, композицию.
З.Р.В СССР Вы получили известность еще и как театральный композитор. А как с этим дело обстоит в Израиле?
В.Г. За это время я успел написать музыку к 10 фильмам, есть среди них документальные сериалы - наиболее интересная для меня работа. Также работаю для театра - есть балет написанный, еще для двух - наметки.
З.Р. А опера?
В.Г. Оперы нет, а мюзикл будет - он почти закончен. Пишу также инструментальную музыку - по возможности...
З.Р. В Москве выступаете не так часто...
В.Г. Да, последний раз - года три тому назад. Не помню точно... Был концерт в Вильнюсе - "Все виды импровизации". Там было много визуальных моментов, я был с балериной из Греции... Вот тогда я заехал в Москву и выступил в Доме художников.
З.Р. А следите, что делают бывшие коллеги по ГТЧ?
В.Г. Специально не слежу, я просто знаю. Иногда, когда бываю в Вильнюсе - на фестивале или так просто - узнаю, что происходит. В общем - мы все друг о друге знаем.
З.Р. Что - в музыкальном смысле - Вы приобрели за эти годы и от чего - отказались?
В.Г. Трудно следить за самим собой. Меня всегда тянуло к более композиционной музыке. В прошлом составе я добавлял или менял инструменты. А сейчас появились синтезаторы, которые дают массу возможностей, в том числе - в области композиционного мышления. Может быть, моя музыка стала более философской. Хотя сегодня мы будем играть 2 разных отделения. Одно - более симфонизированное, хотя джаз присутствует, во втором - больше связи с традиционным джазом, ведь нельзя отказываться от традиции, да и мы никогда не отказывались. В свое время было больше ступеней поисков. А сейчас - все идет скорее вглубь. Я нередко возвращаюсь к традиционному джазу во время игры - в этом есть своя прелесть. Но в тоже время я надеюсь, что двигаюсь вперед.

Сам концерт еще раз показал, что маэстро находится в очень хорошей форме. Он сейчас - разумеется - не авангардист. Его музыка в хорошем смысле театральна, пластична. Композиционная логика выдает классически образованного музыканта. Но в том, что Ганелин делал на сцене зала имени Чайковского была и энергия, и драйв, и даже некая инфернальность. Музыка - достаточно эклектична по своим стилевым компонентам, однако ее подача - демонстрировала безусловную связь с музыкальным авангардом, с экстремизмом 70-х, словом со всем тем, за что публика в свое время любила ГТЧ.

13.10.2000, Григорий ШЕСТАКОВ (ЗВУКИ РУ)

Вячеслав ГАНЕЛИН

Дата рождения:

17 декабря 1944