APHEX TWIN  Облачно и Syro

Новый альбом Aphex Twin вышел неплохим, но все же не выдающимся. И в этом его главное противоречие - Ричард Джеймс или должен быть выше всех на голову, или не должен быть вовсе.

Как обычно, главная проблема альбома, которого долго и напряженно ждут,- в невозможности его объективно оценить. Слушатель неизбежно оказывается в плену собственных ожиданий: или надеется на что-то настолько яркое и выдающееся, что неизбежно разочаровывается, или тихо готовится к худшему и за время ожидания успевает настолько упиться этим негативом, что практически любым результатом остаётся доволен.

Между тем, о новом альбоме Великого и Ужасного Aphex Twin самое главное - то, как этот альбом будет звучать - было понятно заранее. Дело в том, что Ричард Джеймс (Richard James) хоть и нечасто радовал нас релизами в последние 15 лет, но всегда очень чётко обозначал музыкальное поле, которое ему интересно. С одной стороны это были нарочито аналоговые, канонически звучащие эйсид и ускоренное электро. Такую музыку Рич не только записывал сам под именем AFX (в первую очередь в серии "Analord"), но и пропагандировал на собственном лейбле Rephlex. Причем формат порой держался так строго, что в каждом втором релизе лейбла были основания подозревать очередной анонимный проект босса (и как минимум однажды эти подозрения оказались обоснованными). Другой границей поля был лязгающий сложносочиненный дрилл-н-басс, который Ричард впервые показал на мини-альбоме "Hangable Auto Bulb", а затем развил на "Richard D. James Album" и "Drukqs". Выходы за территорию, огороженную этими флажками, можно пересчитать по пальцам, и в основном это были успешные рейды в перверсивный поп – "Come To Daddy" и "Windowlicker". Теоретически, от Афекса вполне можно было ждать альбома в таком духе, но со времен "Windowlicker" прошло уже 15 лет и в пользу продолжения этих экспериментов не говорило ничто.

Так и оказалось: "Syro" одновременно похож на "Richard D. James Album", "Drukqs" и "Аналорды". От первого (именно на пластинку 1996 года "Syro" и походит сильнее всего, даже обложки схожие) – легкомысленные мелодии и типично афексовский шутливый настрой, от второго – ощущение лёгкой дисгармонии и рваный ритм повествования, от третьих – обилие первозданных, сырых и рыхлых синтезаторных звуков. К альбому прилагается список использованного оборудования длиной примерно с Британскую энциклопедию, однако звучит диск нарочито просто, под девяностые – такую музыку вполне можно было записать, обойдясь сэмплером и парой-тройкой породистых старых синтезаторов, как это делает Ceephax. И это, пожалуй, плюс - на этом фоне тот же "Drukqs" уже кажется неестественным и перепродюсированным.

Самый хитовый и одновременно самый неафексовский (скорее это похоже на молодежь с Rephlex) трек - конечно же, "PAPAT4". Где-то рядом "XMAS_EVET10" - всем хороша, но основательно затянута. Есть и милейшая фортепианная пьеса в духе Эрика Сати, под названием "Aistasana" (анаграмма "Anastasia" - снова русский след). На недостаток мелодичных и тёплых треков (этим отчаянно страдал "Drukqs") жаловаться не приходится. Невозможно не запомнить и главный мем альбома, "CIRCLONT14", где трек женский голос печально и протяжно напевает "носооочкиии". Но вот настоящих хитов, чего-то уровня "On", "Heliosphan", "Alberto Balsam",, да хоть бы и "Come To Daddy", на "Syro", увы, нет. Вторая проблема в том, что если звучание альбома "I Care Because You Do" так и осталось уникальным, не породив даже сколько-нибудь приличных клонов, то "быстрый и булькающий" звук это уже повсеместное умение. Так в разное время звучали и Solar X, и DMX Krew, и EOD, и Wisp, и много кто еще, причем получалось у них не хуже.

Резюмируя: "Syro" альбом весьма неплохой, но все же не выдающийся. И в этом, наверное, главное противоречие. Ричард должен быть или выше всех на голову, или не должен быть вовсе. Будничность ("где-то в середине второй десятки") – последнее, чего ждёшь от "анфан террибль" современной электроники.

Альбом "SYRO" выходит на Warp Records 22 сентября.

19.09.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

APHEX TWIN - свежие публикации: