KING CRIMSON  Великие шуты малинового короля

Могучей истории King Crimson не хватало такого турне, где можно не просто разок сыграть старые вещи, но сыграть их конструктивно. На эти концерты фанатам надо срочно ехать.

Когда моей маме было 15 лет, King Crimson уже был. Когда я родился – King Crimson вовсю делал такие мощные альбомы, как "Beat". Когда я увлёкся ими в школе, как раз вышли "Vrooom" и "Thrak". В 2003 я заканчивал институт – и в Москве был тяжеловатый для восприятия концерт, все равно ставший большим праздником (ГЦКЗ "Россия" уже нет, а King Crimson еще есть). И вот мне 31 - и King Crimson еще не только жив, но и здоров.

Верны, но надоели утверждения о том, что KC остался чуть ли не единственной группой в истории рока, способной адекватно творить и штурмовать новые вершины так долго – их конкуренты если не умерли, то уже давно на пенсии или, в лучшем случае, играют на концертах свои golden hits. Были у Фриппа (Robert Fripp) сотоварищи и очень неровные фрагменты, и долгие периоды молчания, и записи, где проект назывался King Crimson, а мог называться как угодно еще.
Но это не отменяет того, что попасть на их концерт в 2014 году – настоящее чудо. И что если бы Фриппу сказали бы в 1969 году, что группа будет давать американское турне спустя 45 лет, он бы наверняка долго смеялся.

И концертам, и этому отчёту об одном из выступлений предшествовали ряд довольно необычных событий. Я не собирался специально ехать в Штаты даже ради KC – более того, даже и не знал, что они будут выступать.
Но потом увидел этот фантастический ролик - и что-то в жизни у меня переменилось.

"И это Фрипп?!", - спрашивал я себя (как и все остальные в комментариях). После чего пошёл на сайт посмотреть, что вообще у Фриппа творится. Там я узнал про турне, которое было запланировано примерно на те же дни, в которые я собирался оказаться в Штатах по другому делу. Дальше поменять логистику, чтобы попасть в Филадельфию, было делом техники.

Тем временем, телешоу дело не ограничилось. Фрипп наводил шороху еще сильнее. Он всегда отличался юмором и эксцентричностью, но в какой-то момент решил сделать из проекта и себя в нём шутовской постмодернистский акт – в хорошем смысле этого словосочетания.
В 2012 году он заявил об уходе из музыки, в 2013 неожиданно позволил просочиться ряду своих обтекаемо высказанных мыслей вроде "А вот если бы… но нет, нет", а в 2014 вдруг резко собрал состав.

Если вы думаете, что и это всё, то нет. И концерт, и специально изданная ограниченным тиражом к турне двухдисковая коробка "Elements" были пропитаны шутовством.

На полном серьёзе фрагмент из альбома "Three of a perfect pair" подписан как "взятый из специального переиздания к сорокалетию "Three of a perfect pair". Нетрудно посчитать, что эта знаменательная дата наступит в 2023 году. И это не опечатка, а системная политика.
Или переиздание в коробке из 21 диска под названием "Road to Red" всех репетиций и концертов, окружающих появление знаменитого альбома группа. Или… Да много чего.

Перед концертом в зале была пущена запись, в которой Фрипп со своим непередаваемым говором опрашивал членов группы, можно ли фотографировать во время концерта. Те отвечали как могли, как правило: "Слушай, ну мне всё равно" или в меру сил пытались подыгрывать своему лидеру. Догадайтесь, чье мнение перевесило. Разумеется, на билетах стояла жирная надпись "ABSOLUTELY NO PHOTO INCLUDING CELLPHONES". Смешно, что это не помешало на концерте иногда фотографировать самому басисту Тони Левину (Tony Levin) – в те моменты, когда он не был занят в той или иной композиции.

Рискну навлечь на себя гнев фанатов, но новые "фрагменты" песен с пафосными названиями вроде "Hell’s Hounds of Krim" или "Hoodoo" тоже являются постмодернистскими шутками. Такие качественные короткие фрагменты группа на любой репетиции может производить сотнями, и интриговать ими публику можно как угодно. Что не отменяет немного грустного факта, что сонграйтеров в этом составе уже практически нет, и новый альбом вряд ли есть смысл ждать. Но концерт-то был выдающийся.

Играли в новом и красивом зале для классической музыки Kimmels Center в самом центре Филадельфии. Непривычно для США, что аншлага не было, хотя зал действительно очень большой. Впрочем, в Филадельфии заявлено два концерта – вероятно, организаторы решили, что так проще распределить публику.

У края сцены стояли три барабанные установки – Пэта Мастелотто (Pat Mastelotto), Билла Рифлина (Bill Rieflin) и Гэйвина Харрисона (Gavin Harrison). Басист Тони Левин, саксофонист Мел Коллинз (Mel Collins), вокалист/гитарист Якко Якщик (Jakko Jakszyk) стояли за ними, а Роберт Фрипп, естественно, сидел. Все играли в строгих пиджаках, и выглядели, как профессоры какого-нибудь Гарварда, неожиданно решившие дать жару.

От идеи с тремя барабанщиками я в восторге – получилось очень свежо и круто, а Гэйвин Харрисон, которого я не слышал раньше вживую, поразил меня мастерством и чуткостью.

Но ключевой фигурой концерта был не он и даже не Фрипп (ну то есть понятно, что без Фриппа ничего бы не было), а саксофонист Мел Коллинз, вернувшийся в группу после сорокалетнего перерыва. Во-первых, Коллинз приложил много усилий для организации именно этого состава. Сначала он играл наряду с другими бывшими участниками КС в трибьют-группе 21th Schizoid Band. Потом там же оказался Якко Якщик, который звёзд с неба не хватает, но может петь и как Джон Уэттон (John Wetton), и как Боз Баррелл (Boz Burrell). Потом они вновь наладили контакты с Фриппом, в результате чего в 2011 году вышел альбом на троих (а на самом деле, почти этим же составом), и теперь вот полноценная реинкарнация King Crimson.
Во-вторых, с Коллинзом набрался некий кворум, и можно было законно играть композиции из альбомов 1972-1974. В-третьих, наличие саксофона как инструмента стихийного не позволило Фриппу делать из звучания группы танк. Мои основные воспоминания о концерте в Москве – прекрасная, но холодная машина, нашпигованная великолепной техникой. Сейчас это абсолютно живая группа.

Некоторые фанаты ворчали, что Фрипп, доверив вокал Якщику, а не Эдриану Балу (Adrian Belew), отступился от принципов и пошёл на сближение с трибьют-группой. Я не согласен с этим. Во-первых, Якщик давно женат на дочери одного из основателей KC Майкла Джайлса (Michael Giles) Аманде, так что все его хорошо знают. Во-вторых, я подозреваю, Фрипп давно хотел позволить себе новое прочтение песен семидесятых, но отсутствие вокалиста этому мешало. В этом плане Якщик спел всё так, как нужно, а эксперименты Фриппа со звуком выразились в его собственной игре и трех ударниках. В качестве бонуса – на самом деле Якко зовут Майкл Ли Карран, а сложную историю его семьи с усыновлением и последующими перипетиями вы можете в подробностях прочитать в английской википедии.

Начали они с "Larks Tongues in Aspic, part 1", с обилием импровизаций и новых вставок. Сложных перестуков и диалогов хватило минут на 15, после чего группа явно обозначила желание новых трактовок старых песен, сыграв "Pictures of a city". Потом была песня из проекта Collins-Jakszyk-Fripp "A scarcity of miracles", ппосле - сравнительно новая "The ConstruKction of Light", а вот дальше настал период большого сюрприза.

Сыграли "One More Red Nightmare", который, судя по комментариям на Setlist.Fm, несмотря на определённую "хитовость", не играли вживую вообще никогда, даже во времена написания этой песни. Якщик спел сначала второй куплет, потом третий, а потом первый, что порушило всё повествование – но я готов спорить, что так и было задумано.
После импровизационной вставки "HooDoo" пошёл классический "Red", а сразу за ним лиричная "The Letters", на мой взгляд, лучшая песня концерта - Фрипп на гитаре выдал что-то бесподобное. Потом был блок сравнительно новых вещей – "Level Five/Hell’s Bells", а потом группа выдала еще одну блестящую трактовку классики – "Sailor’s Tale".

Напряжение немного спало на спокойной песне проекта Collins-Jakszyk-Fripp "The Light Of Day", но в завершение основного отделения в бой пошли все орудия. Сначала "Talking Drum", точнее, я бы сказал, "Talking Drum 2.0", потому что переписан он был кардинально. Потом за ним вторая часть "Larks Tongues in Aspic", а затем неожиданно, к полному восторгу публики, "Starless".

Фрипп утверждал, что никакого "21th Century Schizoid Man" не будет, стало понятно, что его сыграют. И сыграли – на бис после мощной композиции для троих барабанщиков "Hell Hound of Krim". Специально для этого тура Пит Синфилд (Pete Sinfield) написал новую версию текста "Schizoid" (отличающуюся от предыдущей двумя строчками), а солировал на ней Гэйвин Харрисон, в какой-то момент игравший один.

Как вы можете заметить, ни одной песни восьмидесятых и девяностых в программе не прозвучало, хотя на всех соседних концертах группа играла "Vrooom".
Могучей истории King Crimson не хватало такого турне, где можно послушать живьем песню "Starless". Не просто разок сыграть старые вещи, но сыграть их конструктивно. На эти концерты фанатам надо срочно ехать (хотя США неблизко). И – чудо, чудо, чудо.

16.09.2014, Дмитрий КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

KING CRIMSON - свежие публикации:

KING CRIMSON

Дата образования:

1 января 1969