ИЗ ЖИЗНИ  Step by Step: отработали лавэ

Soundgarden и Queens of the Stone Age, Тори Эймос и Arcade Fire – в ежемесячной колонке Сергея Степанова.

Автор вдохновленной рекапами телевизионных шоу рубрики Звуков – кино- и музыкальный обозреватель Сергей Степанов, с 2006 года живущий за океаном, а с 2014-го рассказывающий нам о том, что он увидел там и оттуда за последний месяц (или два).

С таким фестивальным сезоном, как в Монреале, куда вслед за Беком (Beck) приезжает Сет Роген (Seth Rogen), а инициативу Arctic Monkeys подхватывают Metallica, замечать чьи-либо автономные сольники нет зачастую ни времени, ни охоты. В самом деле, зачем сражаться с солд-аутами и стадионной акустикой, если не этим, так следующим (ну или еще каким-нибудь) летом любой, даже самый большой артист непременно окажется в одном из фестивальных лайн-апов? Затем разве что, этот артист – один из твоих любимых, а в лайн-апе недавней “Ошихаги” его не оказалось, хотя примерно все были уверены в обратном.

Речь о великой американской рок-группе Queens of the Stone Age, и пусть минувшим летом ее можно было увидеть на каждом втором опен-эйре Европы, не сказать пару ласковых о возвращении QotSA на родину, континент хоккейных и баскетбольных арен со звуком ниже всякой критики, было бы как минимум странно. Во-первых, потому что выступление Джоша Хомми (Josh Homme) со товарищи под сводами Bell Centre было для меня юбилейным – 700-м концертом или фестивальным днем за 17 лет, что я занимаюсь их аккуратным подсчетом.

Во-вторых, потому что Queens of the Stone Age не только играли, но и звучали как боги – а рок-группа, которой подобное удается в Bell Centre, достойна почетной грамоты и низкого поклона. И, в-третьих, потому что люди, находившиеся на противоположных полюсах описываемого опыта, талант (Хомми) и поклонник (я), к обмену энергией приступили, будучи вдрызг больными. Да здравствуют антипростудные пилюли, Jack Daniel’s со льдом и пластинка “Songs for the Deaf” – после двойного удара из “You Think I Ain't Worth a Dollar, But I Feel Like a Millionaire” и “No One Knows” хворать было решительно некогда.

“Я проболел несколько дней, но прямо сейчас чувствую себя отлично, - вслух продублировал мои ощущения Джош. – Думаю, с этого момента все пойдет... как по маслу”. Песня “Как по маслу” – “Smooth Sailing” – стала не первым и далеко не последним напоминанием о том, что представителей рок-элиты (первое место в хит-параде Billboard, выступление на титрах церемонии “Грэмми”) в QotSA официально признали с выходом прошлогоднего альбома “...Like Clockwork”. Ну и надо сказать, что из Bell Centre я, доселе относившийся к пластинке с прохладцей, вышел ее горячим поклонником.

Дискография Queens of the Stone Age в этом смысле – бездонная сокровищница: скажем, после тематической песни “Sick Sick Sick” я решил было, что мой любимый альбом QotSA – это “Era Vulgaris”. Но стоило им выйти на бис, и тут же пошли вверх акции “Rated R”: таких витальных рок-уроков, как “Feel Good Hit of the Summer” (даже с цитатой из Depeche Mode) и “The Lost Art of Keeping a Secret”, не преподает больше никто – включая самих QotSA. Десятиминутная “A Song for the Dead” увенчала без малого двухчасовое шоу, которое имеет все шансы оказаться концертом года.

Прошло две недели, и ожидаемую конкуренцию Хомми убедительно составил еще один cool-символ Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake), но воспевать неоспоримые достоинства заезжавшего в Москву шоу короля попа – это хоть и комильфо, но довольно скучное. То ли дело – первый за двадцать лет монреальский концерт Soundgarden, съездивших этим летом в совместное турне с Nine Inch Nails, а к нам пожаловавших соло, но с той же программой – с мощным акцентом на празднующий двадцатилетний (опять-таки) юбилей альбом “Superunknown”.

Не знаю, как это все выглядело в год смерти Кобейна, но теперешние Soundgarden вспомнить слово “гранж” не заставили ни разу – в отличие от названия Led Zeppelin и понятия classic rock. Играя песни со всех своих пластинок, от дебютной “Ultramega OK” до новой (“по нашим стандартам”) “King Animal”, группа превратила эту ретроспективу в упоительный двухчасовой джем, финишная прямая которого – “Beyond the Wheel” с мощнейшей кодой – заставила пол “Метрополиса” натурально дрожать под ногами даже у самых последних рядов. Также важно: рок-певцы калибра Криса Корнелла (Chris Cornell) по-прежнему наперечет, а “Black Hole Sun”, оказывается, наименее любимая поклонниками Soundgarden песня.

Кто на кумира точно не жалуется, так это поклонники Тори Эймос (Tori Amos): за три с половиной месяца, что продолжалось ее последнее мировое турне, артистка как минимум однажды спела свыше 250 (!) разных песен, что даже с учетом обилия каверов впечатляет донельзя. Каждый концерт Unrepentant Geraldines Tour – уникальный опыт с единственным в своем роде сет-листом, в котором неизменны только старт (“Parasol”) и промежуточный финиш (“Cornflake Girl”). Ну а поскольку одноименная пластинка – лучший альбом Тори за дюжину лет, ради нее не жаль было пересечь границу, съездив в Бостон.

Не буду врать: эта поездка вполне удалась бы и без концерта (с океаном и лобстер-роллами в этом мире сравнится немногое), но финальный аккорд из него вышел отличный – особенно учитывая внезапный акцент на песни конца 1990-х (“Bliss”, “Jackie’s Strength”, “Black-Dove”), когда Тори была моей любимейшей на свете певицей. Собственно говоря, при таком формате шоу, как этот (музыкант и инструмент), его содержание и впрямь особенно важно, так что гибкость сет-листа – аж пять песен с “Boys for Pele”, по две с “Under the Pink” и нового альбома, по одной с “Little Earthquakes” (заглавная) и “Scarlet’s Walk” – была очень кстати.

Единственное, что слегка смутило, это неразговорчивость самой Тори – сразу признавшись в любви к Бостону (тема получила продолжение во время патентованного кавер-брейка в середине шоу, когда, наряду с “When Doves Cry” Принса (Prince), Эймос спела “Please Come to Boston” и отрывок из “More Than a Feeling” ансамбля, правильно, Boston), обычно многословная артистка не рассказала за весь вечер ничего, кроме шутки про менопаузу. За нее отдувались песни и декорации – залов красивее бостонского Opera House я в своей жизни видел немного.

Ну а последний концерт лета отыграли, завершив тем самым свой Reflektor Tour, мои прекрасные односельчане Arcade Fire. Отыграли с дежурным блеском, без намека на усталость, начав с места в карьер великой “Reflektor” и не пропустив ни одну из обязательных остановок: были и “Rebellion (Lies)”, и “No Cars Go”, и “Keep the Car Running” (со вступлением из “My Body Is a Cage”), и “Ready to Start”, и “Haiti”. Был, конечно же, и выход фейк-бенда с головами из папье-маше: в Монреале его возглавил папа римский, представивший один из ранних шлягеров, кого же еще, Селин Дион (Celine Dion).

Тематической кавер-версией вечера стала “I’ll Believe in Anything” Wolf Parade – по интересному совпадению, самой первой группы, которую я услышал живьем в Монреале (в этом же самом парке имени Жана Драпо, восемь лет назад). И надо сказать, что в этой вроде бы бездонной пропасти – между одиозной поп-звездой и полузабытыми инди-рокерами – заключается значительная доля обаяния сегодняшних Arcade Fire. Пишущих глубокие, экзистенциальные песни, всем своим видом утверждающие, что карнавала не будет, - а потом настойчиво призывающих поклонников приходить на концерты в карнавальных костюмах (или на худой конец во фраках).

Рискну предположить, что в Монреале на этот призыв откликнулось рекордное количество зрителей (от венецианских масок и хеллоуиновского грима рябило в глазах) и почти уверен, что столь насыщенное концертное лето (завершившееся к тому же духоподъемными куплетами “Wake Up”) повторится нескоро. Ну а пока разрешите передать микрофон распавшейся через сутки после концерта Arcade Fire великой белорусской рок-группе “Ляпис Трубецкой”.

11.09.2014, Сергей СТЕПАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ИЗ ЖИЗНИ - свежие публикации: