ТЕХНИКА  Разборки с саксофоном

Мастер-класс об авангардной технике игры на саксофоне и лучшая подборка фри-джазовых номеров за всю историю стиля.

Звуки в преддверии начала музыкальной выставки NAMM Musikmesse Russia подготовили видео мастер-класс для искушенных инструменталистов, уже навостривших лыжи в КВЦ Сокольники за новыми инструментами. На этот раз предметом нашего обзора стала нетрадиционная техника игры на саксофоне, использующаяся в авангардном и фри-джазе, а также новой академической музыке.

Чтобы культурный шок не был столь острым, предлагаем вам подготовиться и прочитать-послушать нашу подборку лучших фри-джазовых номеров за всю историю этого стиля. А в конце текста вас ждет мастер-класс о нетрадиционной технике игры от саксофониста Алексея Круглова, лидера группы "Круглый Бэнд" и одного из самых востребованных в Европе отечественного джазмена.

1. Баллада от авангардиста.

Umezu Kazutoki KIKI Band - "The Beginning Was Failed".

Казутоки Умезу (Kazutoki Umezu, род. в 1949 г.) – японский саксофонист, в разное время игравший с рядом значительных экспериментаторов – японским дуэтом Ruins, американским виолончелистом Томом Корой (Tom Cora), американским гитаристом Марком Рибо (Marc Ribot) и японским трио Acid Mothers Temple SWR. Умезу интересен как в рок-звучании, так и в рамках фри-джазового дуэта (см. альбом "Play Time" – совместную работу Умезу и контрабасиста Владимира Волкова). Ниже, однако, приведена одна из самых мелодичных вещей японского музыканта. Он умеет играть как угодно.

2. Одиночные упражнения.

Evan Parker - "Aerobatics 1".

Эван Паркер (Evan Parker, род. в 1944 г.) – английский саксофонист, один из крупнейших представителей европейской фри-джазовой сцены. Сотрудничал с другими важными авангардными саксофонистами – Энтони Брэкстоном (Anthony Braxton) и Джо Макфи (Joe McPhee), а также с английским гитаристом Дереком Бейли (Derek Bailey) и американским пианистом Сесилом Тэйлором (Cecil Taylor). Самодостаточны его сольные работы (см. пластинку 1976 года "Saxophone Solos"). Композиция "Aerobatics 1" может напомнить то птичье воркование, то зудящий насекомый зной. Иногда она похожа на попытку удержать равновесие – звуки протягиваются, как тонкий канат, и кажется, что только непрерывное дыхание удерживает музыканта от падения. Одинокая тоска в долгом протянутом звуке.

3. Идеальное духовое трио. Sonore - "Trees After A Fire".

Sonore – трио саксофонистов Петера Брёцманна (Peter Brötzmann, род. в 1941 г.), Матса Густафссона (Mats Gustafsson, род. в 1964 г.) и Кена Вандермарка (Ken Vandermark, род. в 1964 г.). Немец, швед и американец – одни из лидеров современной фри-джазовой сцены. Об этой троице можно говорить бесконечно, поскольку вне этого трио музыканты очень плодовиты. Отдельно можно отметить совместный альбом Густафссона и замечательной итальянской группой Zu, а также проект Густафссона и Вандермарка Brass Unbound. В рамках этого проекта особенно удачным вышло сотрудничество с голландской панк-группой The Ex. Втроём Брёцманн, Густафссон и Вандермарк способны устраивать невообразимые звуковые битвы, но есть у них и более тонко устроенные композиции. "Trees After A Fire" – одна из них. Можно считать, что всё звучащее в этой композиции иллюстрирует её название. Сначала мы слышим осторожное пробуждение повреждённых огнём деревьев, потом деревья оживают окончательно, а их животные обитатели начинают приветливо верещать, но всё же этот звуковой зоопарк спускается в итоге до притихшего скраденного дыхания и осторожных норных звуков.

4. Великий духовой дуэт. Archie Shepp & Yusef Lateef. Концерт в Людвигсхафене.

Выдающиеся американские джазмены Арчи Шепп (Archie Shepp, род. в 1937 г.) и Юсеф Латиф (Yusef Lateef, 1920–2013) играют вместе. 10 ноября 2012 года. Шеппу 75 лет, Латифу – 92 года. Латиф ненамного моложе самого джаза. На сцене – почти вся история джаза разом. За ударной установкой – один из лучших современных джазовых барабанщиков Хамид Дрейк (Hamid Drake). Латиф не так эмоционален как в былые годы и больше похож на мудреца, достигшего просветления. Вспомним, как он раньше играл на саксофоне. Это лицо словно выясняет отношения с обидчиком, бросая ему фразы типа "как, ты мне не веришь?" и "сейчас сотру тебя в порошок!"

5. Классика фри-джаза.

Ornette Coleman.

Орнетт Коулман (Ornette Coleman, род. в 1930 г.) – главный пионер фри-джаза. Автор важнейшей пластинки The Ornette Coleman Double Quartet "Free Jazz – A Collective Improvisation" (1961), на которой, к слову, играет ещё один значительный саксофонист-новатор Эрик Долфи (Eric Dolphy). В лёгком вдохновенном бормотании нижеприведённой композиции слышна добрая половина современного фри-джаза. К тому же тут задействован прекрасный джазовый и блюзовый гитарист Джеймс Блад Ульмер (James Blood Ulmer).

6. Мастер-класс по технике нетрадиционной игры на саксофоне

Алексей Круглов - лидер группы "Круглый Бэнд", организатор фестиваля Leo Records

Венец нашей коллекции: видео мастер-класс известного российского авангардного саксофониста Алексея Круглова, снятый при содействии магазина Динатон. Всем джазменам-саксофонистам обязательно к просмотру:

Tvigle

10.09.2014, Денис КРЮКОВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: