ФЕСТИВАЛЬ  День Города: как я провел это

Редакция Звуков рассказывает о самых странных развлечениях, в которых принимала участие в День Города.

Москва отмечает 867-летие, и народные гуляния, проходившие на протяжении всего уикенда, в кои-то веки вызывали желание слиться с народом и погулять. Программа городских праздников, благодаря руководителю ДепКульта Сергею Капкову, приобрели вполне человеческое лицо: в них есть и стиль, и содержание. Поэтому даже самые скептически настроенные члены Дорогой редакции выползли на солнце и слились с народными массами.
И вот что из этого получилось.


Суббота

12:15: Сквер около ст. м. Авиамоторная/ж.-д. ст. Новая. Сами мы не местные.

Юрий Ильин: Я пытался сбежать от Дня Города в ближнее Подмосковье, однако праздник меня настиг - в лице то ли двух, то ли трёх "музыкантов", выступавших в сквере около станции Новая. Исполняли репертуар The Beatles. Пели столь же фальшиво, сколь и воодушевлённо, так что местная алкоголическая общественность в количестве пяти человек была абсолютно счастлива. Обсудили с подругой мой мужской шовинизм (фальшь на женском голосе куда более непереносима, чем на мужском) и почему противные женские голоса сегодня так "востребованы".
Когда мы ехали в электричке, в вагон заявилась прекрасно одетая попрошайка и громким голосом страстотерпицы начала блажить. От этого звукового ряда пришлось спасаться в наушниках экзистенциалистами от black metal - группой Der Weg einer Freiheit.


13.00. Красная площадь. Резиновый собор и гигантская марихуана.

Гаврила Сеткин: Мои уши парализованы, я тяжело контужен: на протяжении полутора часов передо мной промаршировало 20 военных оркестров со всего мира - участников международного фестиваля "Спасская башня". Это было ГРОМКО, хотя смотреть на барышень-шпрехшталймейстеров в невидимых юбочках, сексуально тянущих носочки, было, в общем-то, довольно забавно. Дойдя от Охотного до Красной площади, я обнаужил, что все входы и выходы перекрыты (на входе для публики воздвигли в утешение надувную копию Василия Блаженного), а с площади разносятся многократно усиленные динамиками речи Медведева и Собянина. Поэтому я сбежал на Кузнецкий мост, где минут 15 бессмысленно пялился на конструкцию под названием "Дерево счастья", больше всего похожую на гигантский куст каннабиса, составленный из солнечных батарей. Ведущие предлагали публике измерить "коэффициент счастья" и массово поверить в него, а вокруг сновали дикие клоуны. Зашел на Афишу - увидел там рекламу площадки на Лужниках: "Дискотека Авария, Ева Польна, Лоя, Каста, Гуф, Рома Кенга, Шура, Карина Кокс, Т9, Ика, Чи-ли, 25/17, Ассаи"... Чувствуя, как моя вера в человечество неуклонно падает, я дезертировал и очнулся уже вечером - на ВДНХ.

13.30. Покровка: hand made и загубленное детство

Алексей Иванов: В полдень новая пешеходная Покровка практически тиха и безлюдна (особенно, конечно, если сравнивать с ее обычным, будним состоянием). Культурно-массовые мероприятия начинают чувствоваться на Чистопрудном бульваре - тут развлекают преимущественно детей и иногда их родителей. “Алиса в стране чудес” в исполнении театра теней с “I Am The Walrus” в саундтреке, покатушки на лошадях, электро- и веломобильчиках, плюшевые Angry Birds с большой деревянной рогаткой и т.п.
Дальше на бульварах торговые ряды с бижутерией, органическими продуктами, китайскими чехлами для телефонов и вкусным кофе. У памятника Крупской что-то говорят про экологию и сбережение энергии, но заинтересовать этим мало кого удается. Впрочем, все вполне приятно и ненавязчиво, опасения традиционного официозного праздненства уже почти улетучились.
Но здравствуй, Цветной бульвар и “Welcome to Moscow, Welcome to Russia! Пушкин, Гагарин, Ростова Наташа!” много-много раз детскими голосами, какая-то бесконечная калинка-малинка с клоунами (ну да, цирк же, чего мы хотели?) и снова детские мастер-классы.
Бежать-бежать от этого всего, сначала по Садовому, потом тихими улочками к Тишинке и на Красную пресню, где Женя Федоров с командой ребусы про “...чудо - это не мистика, это оптика, это физика” загадывает. Состав уже процентов на 70 относительно первых появлений Optimistica поменялся, зато фирменная интеллигентность и приятные мелодии никуда не делись. За ними, видимо, большинство народу и пришло - показалось, случайных людей там почти и не было.


14.00. Музеон. Британцы, макраме и хипстеры

Ник Завриев: Музеон, как и ожидалось, оказался отличной площадкой для модной молодежи. Минимум отдыхающего пролетариата, максимум бород, самокатов, кофе-с-собой и тому подобного. Одёжка и украшения от независимых дизайнеров на маленьком рынке, бургеры, фалафели и имбирный лимонад в палатках с едой. Музыка соответствующая. Днем – неплохие и почти сплошь англоязычные местные группы, вечером – британцы и американцы. Из первых неплохое впечатление произвели Hospital (бодрый примодненный поп-рок в духе последней пластинки "Pains Of Being Pure At Heart"), а Race To Space (трип-хоп и электро с ярким женским голосом) оказались прямо-таки очень хороши.
С хедлайнерами оказалось сложнее. Юная англичанка Chloe Howl оправдала ожидания полностью: отлично поёт, здорово держится на сцене, да и сами песни очень сильные. То балладу выдаст, то энергичный инди-поп в духе ранних Foster The People, то куда-то к Chase & Status или Rudimantal разгонится. Альбома пока нет, а хитов уже явно не один и не два. Еще один англичанин frYars (ох уж эти мальчики с высокими голосами, поющие как бы соул) оказался до того нудным, что дослушать до его единственного хита сил не нашлось.
Ну, а самое странное впечатление произвели The Drums. Плохо отстроенный звук, обилие электроники, которая этой группе совершенно не идёт, наконец, невнятное бренчание в паузах, будто музыканты забыли настроить инструменты. Всё это можно списать на несыгранность первого концерта тура (у группы вот-вот выходит новый диск "Encyclopedia"), но перформанс вышел явно не лучший. Гримасы музыкальной моды. Я всё понимаю, модульные синтезаторы - это круто и актуально, но когда их начинает использовать (и явно сама не понимает, зачем) группа, которая в плане звука всегда была про простоту и пофигизм,- это уже перебор. Новые песни при этом небезынтересные, ну и хит про маму и серфинг искупает многие грехи.


15.00. Кузьминки. Супергруппа супергероев.

Аркадий Мешковский: Вот такой трэш-ансамбль я сегодня видел на детской площадке во время празднования дня города в парке Кузьминки - смеялся до слез!


16.30. Камергерский переулок и Кузнецкий мост. Пешеходная зона.

Алексей Мажаев: С днем города у меня непростые отношения еще с 1997 года, когда день моей собственной свадьбы совпал с 850-летием Москвы. Благодаря землякам, пешком чесавшим по Ленинскому с Жана-Мишеля Жарра, мы ехали домой 4,5 часа. По нынешнем меркам это неудивительно, но для 97-го было крутовато. С тех пор я старался по возможности избегать мест всенародных гуляний. Несмотря на местами интересную программу, День города - одно из последних мест, куда я пошёл бы слушать музыку. Тем не менее, спустя 17 лет я оказался посредине перекрытой Тверской, которую с удовольствием дважды пересек поверху туда-сюда. У Центрального телеграфа возвышалась сцена, с которой никто не пел, в Камергерском за спинами свежеоткрытых, но уже почему-то изрядно пожелтевших Станиславского и Немировича-Данченко люди возлежали на искусственных газонах, а на Кузнецком мосту играли какие-то громкие духовики. Народ отчаянно толпился на каждом сантиметре пространства, время от времени собираясь в очереди за едой и питьем. Так и не найдя никакого смысла в счастливом слонянии по пешеходным зонам, я нырнул в метро. Пожалуй, только агитаторы "Яблока" в этой толпе понимали, что они там вообще делают.


17.00. Мневники. Карманная Новороссия

Илья Островский: День города на меня уже произвел неизгладимое впечатление. Если у этого праздника есть единая концепция, то ее явно придумывал человек очень продвинутый и тонко мыслящий. Удивительное сочетание несочетаемого в разных частях столицы, не говоря уже о прямых противоречиях, таких как отмены выступлений артистов на одних площадках, но при этом разрешение играть на других буквально в тот же день. Как могут ужиться в рамках одного праздника модный хипстерский фестиваль с американскими и европейскими музыкантами и концерт-митинг "Блокпост в Мневниках", организованный при поддержке Ночных Волков с проклятиями в сторону всего американского и европейского.
И как эти люди перед сценами живут в одном городе? Они вообще встречают друг друга? Модные хипстеры и серая толпа со стеклянными глазами, тупо внимающая халявному шоу у себя во дворе?

"Сейчас не время хороводы водить и пиво пить", - узнал я в Мневниках. Так вы доедьте до Парка Горького - расскажите это там! Приключения Электроников на сцене-самоделке с отрубающимся генератором, группа ноу-нэйм с одами Новороссии, Тринадцатое Созвездие, The Drums, ди-джей хрен пойми, но очень модный - вот такие метаморфозы прямо на моих глазах, а где-то еще - джаз, Noize MC, Тараканы!, Дельфин (артист как-будто специально созданный для праздничных концертов), Макаревич, Родион Газманов, симфонический оркестр, а сколького я еще не знаю?
А вы говорите Нью-Йорк - город контрастов. Люблю Москву еще больше - ты крутая!


17.30 Краснопресненский парк. В городском саду играет духовой Orchestra

Ольга Богунова: Любимые всеми Optimistica Orchestra - музыкальный коллектив под управлением Евгения Федорова - по случаю празднования дня рождения столицы выступили на одной из площадок средь аллей Краснопресненского парка.
Звучание Optimistica Orchestra – настоящий подарок для гурмана: в основе узнаваемого и сложного почерка команды джаз, босса-нова, ска и еще дюжина жанров. В формате народных гуляний легкий ретро-налет (чуть менее заметный на небольших клубных площадках) оказался как никогда уместным. Все это происходило на фоне почти идеально советского мероприятия выходного дня с его неповторимым кустарным очарованием, верой в светлое будущее и отсутствием в продаже алкоголя. Невзирая на отсутствие допинга, сложные музыкальные пассажи и совсем непростые тексты, команда, если и была не понята праздной публикой, то в целом оценена положительно.
На закуску прозвучали несколько композиций из репертуара Zorge ("Мафия") и Tequilajazzz ("В Полбутылке Октября") в неожиданной интерпретации.


19.00. Кусково. Усадьба-джаз и общество полумертвых поэтов

Соня Соколова: Мы с коллегой Беляевым умеем приходить на тусовку как раз тогда, когда начинается все самое интересное. Это навык, выработанный годами репортажной практики. Поэтому мы попали на Усадьбу ровно в тот момент, когда на сцене уже отскрипел свое Эйленкриг и начал выступление Олег Киреев и его этно-джазовый Экзотик бэнд.
Киреев блестяще шаманил, извлекал из своего саксофона музыку пополам с рычанием и непринужденно вел конферанс. В его игре меня всегда смущает, пожалуй, только одно, - стремление повторять каждую удачную фразу по 4-5 раз - видимо, Олег не надеется на музыкальную память и восприимчивость своей аудитории.
Пасторальные ландшафты Кусково - великолепный антураж для джазовых вечеров, и филиал "Усадьбы" здесь прижился чудесно; хорошо было даже то, что эта площадка не получила от города почти никакой рекламной поддержки - народу в итоге пришло ровно столько, сколько было необходимо для создания благостной европейской атмосферы. На каналах лениво сновали лодочки. в лучах заката между аккуратными клумбами прогуливалась публика, на траве кувыркались дети - воистину, это был чудесный вечер. Вдалеке к моменту нашего появления завершали свои поэтические битвы молодые поэты, а позже на маленькой сцене появилась в компании Vision Of Sound юная и задиристая певица Shoo, чей острый тембр резал воздух как бритва.

Хедлайнером вечера стала бельгийско-африканская формация Zap Mama - сообщество битбоксеров, африканских вокалисток и прекрасных фьюжн-инструменталистов. Ожидание ее сета составило без малого час. Вечерело, холодало, в баре заканчивались горячие напитки. Но когда со сцены раздались знакомые звуки битбокса - публика мгновенно встала на уши и продолжала на них ходить добрых полтора часа: залихватские песни Zap Mama как нельзя лучше подходят для совместных танцев и пения. R'n'b, фанк, рэп и все краски афробита - в эту группу просто невозможно не влюбиться, и каждый ее визит - радость. Особое удовольствие - наблюдать, как работают на сцене три вокалистки: артистичные, живые, общительные и с отменным чувством юмора. А негласный лидер команды Marie вообще очень похожа своей пластикой и космическими нарядами на Жанну Агузарову.


20.00. Патриаршие пруды.

Михаил Козырев: День города начался с возгласа нашей няни Эки: "Там на Патриарших прудах сегодня какая-то грузинка поёт, да?!". Я уточнил в сети. Хибла Герзмава, оперная дива или "та-самая-что-плыла-и-пела-под- куполом-на-Олимпиаде". Программа на вечер была определена.
Мои девочки-двойняшки растут на Патриарших. Это наш район. Именно там, около железных героев басен Крылова, на детской площадке между качелей-каруселей выгуливают грузинские няни Соню, Лизу и ещё десятки малышей. Но в субботний вечер к каруселям невозможно было протолкнуться. На Патриарших был полный аншлаг. Если представить себе, что ты - дрон, то картина была завораживающая: внешнее кольцо медленно движущихся автомобилей, дальше непрерывный поток горожан в ту и другую сторону по аллеям вокруг пруда, внутри – берега, до отказа заполненные сидящими на траве любителями симфонической музыки, потом сам пруд, отражающий праздничные огни и неоновую надпись "Лучший город Земли" на сцене, а на воде – красная дорожка и ложа для специальных гостей, прямо напротив сцены. Мы нашли себе место на противоположном от оркестра берегу и девочки моментально включились в действо, аплодируя в тему и не в тему.
В тот вечер давали Генделя и Моцарта (хорошо звучит!). Над Патриаршими висела яркая луна, небо пересекали следы сверхзвуковых лайнеров, Хибла пела изумительно и Аннушка, наверняка, забыла про масло…
Два лебедя, принимая аплодисменты как должное, скользили по воде, Лиза Козырева танцевала даже под трагические партии, Соня Козырева задумчиво копала траву на берегу.
Первый опыт приобщения девочек к симфонической музыке прошёл успешно.

Анна Демидова: Мой визит на Патрики был строго по работе. Я шла прицельно на созвездие молодых авангардных музыкантов - мультиинструменталиста Петра Айду, композитора-минималиста Павла Карманова и оркестр без дирижера Персимфанс. В этот день, помимо опер, давали "Форельный квинтет" и "Музыку фейерверка" - сопровождавшуюся, разумеется, фейерверком. Необарочная музыка Павла Карманова - это переосмысление Генделя, созданное автором в 90-х годах в качестве киномузыки, однако ее концертное исполнение было как нельзя уместно для такого вечера. Камерный ансамбль во главе с виолончелистом Борисом Андриановым и скрипачкой Еленой Ревич обеспечил сочинениям Карманова сдержанное обаяние высочайшего профессионализма.
Музыка плыла и парила над водой, красные дорожки и фонари создавали эффект театральных декораций, и даже толпа, которая была довольно велика числом, как-то осознала торжественность момента и притихла. Это был замечательный финал!

21.00. Зеленоград. Оп-оп, делаем хип-хоп.

Сергей Мудрик: День города я провёл на свадьбе у своих друзей Александра и Ульяны, с первым из которых играл вместе в университете в одной команде КВН. Был у нас, среди прочего, фирменный номер на основе популярной тогда песни группы The Black Eyed Peas "Let's Get It Started" с зарифмованным перечислением всевозможных марок пива. Ввиду того, что не все участники команды отличались уверенной музыкальностью, процесс репетиций был утомительным, а также дважды имела место лажа уже на сцене. Но текст запомнился, кажется, навсегда - на основе этого номера и было решено с остальными друзьями устроить новое поздравление. Как и оригинал, сочинять его пришлось мне, заключив в текст забавные коллективные воспоминания. На "Let's Get It Started" наслаивались сэмплы из "Intergalactic" Beastie Boys, а финалом стал попсовый хит "Я буду для тебя всегда твой малышкой" - почему мы про него вспомнили, я, честно говоря, не знаю, но звучало неплохо. Выучить свои слова удалось не всем, но имел место фурор, чуть подобновивший в памяти приятные впечатления от сценических выступлений. Собственно, этим поздравлением и традиционными для свадеб плясками вся музыкальная часть мероприятия и закончилась. Автор этих строк ещё пару часов дожимал почти исчезнувший за день голос, терзая акустическую гитару, и исполняя широкий диапазон композиций от ХЗ через Розенбаума и Мумий Тролль к группе, например, Вирус. Без "...эти слова о тебе, Москва" тоже не обошлось - день города, всё-таки.

7 сентября, 22.00. Двор института “Стрелка”. Большое Психоделическое Приключение.

Виктория Базоева: Анонс СБПЧ не обманул — вокруг бегают дети, килотонны света и звука, с экранов льются гипнотические картинки, слава психонавтам. СБПЧ переродились снова: теперь у них опять оркестр, человек на пиле, Надя Грицкевич и аранжировки смешно напоминающие группу “Ленинград” (спасибо духовой секции). На входе — километровая очередь, в зале — все улыбаются, Кирилл Иванов триста раз повторил слово “Любовь” и “Вы молодцы”. Удивительным образом даже песня “Не возвращайся никогда” звучит оптимистично (охранник слева от меня подпевает и пританцовывает). Особенно хорошо вышли новые версии “Снежного человека” (настоящая тягучая психоделика), “Это” (гипнотически веселый транс) и, конечно, “Снупи” — пила и поскрипывания тут в самый раз.

07.09.2014, РЕДАКЦИЯ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: