ТЕХНИКА  Отдам в хорошие руки

Самые необычные инструменты в мире, которые побывали в руках знаменитых музыкантов.

Ради поиска нового и необычного саунда музыканты иногда используют необычные инструменты – от мастеровых и винтажных, о которых сейчас мало кто знает, до совершенно фантастичных и невообразимых. Звуки решили рассказать о самых интересных из них.

1. "Волны Мартено"

Музыканты всегда неровно дышали к разным антикварным инструментам. Ну, вспомнить хотя был Джона Пола Джонса (John Paul Jones - бас-гитарист Led Zeppelin, прим. Звуков), который помимо баса отлично управлялся с блок-флейтой и мандолиной. Или покойного гитариста Rolling Stones Брайан Джонса (Brian Jones), отлично владевшего маримбой, дульциметром, ксилофоном и ещё дюжиной музыкальных инструментов.

Сейчас эта мода угасла, так как большинство исполнителей начали с головой и руками уходить в электронную музыку. А те, кто остался верен традициям, стали осваивать ещё более старинные и, порой, совсем странные инструменты.

Самый удивительный из таких – “Волны Мартено”. Это почти-пианино, недо-скрипка и ещё немного синтезатор. Его придумал военный радист Морис Мартено в 1920 году. Однажды он обратил внимание на звуки, которые издавали лампы военной радиостанции. Они были похожу на свист ненастроенного радиоприемника, меняющего частоты. Ещё в детстве Мартено играл на скрипке, и потому сообразил, что если научиться производить похожий звук из этой станции, то получится совершенно новый музыкальный инструмент.

Правда такую “дуру” как милитари-радиостанция в гостином холле и консерватории не поставишь – ну слишком это выглядело бы по-солдафонски. Потому Морис потратил несколько лет, прежде чем довел до ума задумку, и смог продемонстрировать свой инструмент публике.

Произошло это в 1928 году, на Парижской выставке. Зрители были поражены звучанием “Волн Мартено”, напоминающее то ли орган, то ли арфу, то ли флейту, а то и вообще что-то неземное (позже этим инструментом многие композиторы будут озвучивать кино про инопланетян и НЛО).

Кстати, “Мартеновские волны” считаются вообще одним из первых электроинструментов. А представляет он собой пианино с клавиатурой в семь октав, несколькими плоскими металлическими дужками позади корпуса и нитью с кольцом. Этот перстень надевают на указательный палец правой руки. Сам же звук воспроизводится из деревянного короба. Коробка подведена к пианино, и служит своего рода здоровенной кнопкой. Чем сильнее надавить на клавиши, тем звучание инструмента будет более раскатистым. Наперсток на пальце нужен был для изменения диапазона саунда “Волн”.

Сперва этот инструмент использовали в своих произведениях многие композиторы – Оливье Мессиан (Olivier Messiaen), Дариус Мийо (Darius Milhaud), Морис Равель (Maurice Ravel) и другие. Но во второй половине ХХ века мартеновский прибор стали забывать, так как появившиеся синтезаторы могли выдать похожий звук без заморочек с перетаскиванием пианино и настройкой деревянной бандуры.

Единственный музыкант, который вспомнил про “Волны Мартено” уже в наше время – это гитарист Radiohead Джонни Гринвуд (Jonny Greenwood). На альбоме “Kid A” в нескольких треках звучит именно этот инструмент. Так как он достаточно хрупкий, перед тем, отправиться в тур в поддержку лонгплея, Гринвуд обратился к мастеру компании Analogue Systems. Там ему собрали репликант Odes Martenot. А уже после того, как фирма представила Джонни инструмент, Systems запустили серийное производство аналога этого музыкального инструмента, назвав его “The French Connection”.

2. Гитара Уорра и стик Чепмена

Есть инструменты, которые созданы для лютых маньяков и любителей гонять струны сутками напролет. Специально для таких существует два чудных инструмента, которые не сильно отличаются друг от друга – гитара Уорра и стик Чепмена. Но лучше по порядку.

Гитара Уорра похожа на обычную электрогитару, но с гораздо большим размером корпуса, грифа и количеством струн. На ней располагаются как обычные гитарные, так и басовые струны. В общем, то, что надо для избавления от любых комплексов.

Если приноровиться, то научиться играть на инструменте Уорра не сложно. Главное – хорошенько размять пальцы и плечо. Гитара эта весит намного тяжелее обыкновенного баса или гитары, все-таки почти цельный кусок дерева. И чтобы играть на ней стоя, понадобится ещё в уикенды и тягать не менее легкие гири. Поэтому большинство музыкантов играют на ней сидя, положив её на ноги как электруху. Или положив на колени, как все те же гусли, или поставив вертикально, как контрабас.

А чтобы овладеть техникой игры, надо будет набраться терпения и усидчивости. Нет, никто не отменял игру медиатором или пальцами. Просто этот инструмент не для этого предназначен. Вернее, не только для этого. Второе название уорровского чуда – тэп-гитара, то есть играть на ней нужно пальцами обоих рук сразу. На грифе. Делается это так – пальцем правой руки надо нажать на струну, а пальцем левой - нажать эту же струну, только на другом ладу. В идеале надо довести до того, чтобы четыре пальца обеих кистей поочередно нажимали на струны.

Звучание гитары Уорра тоже отличается от обычных 6-ти струнных: в ней больше мягкости и плавности. И, к тому же, её саунд хорошо ложится под многие эффекты вроде фуза и wah-wah. Среди знаменитых исполнителей этот инструмент не очень популярен. Во-первых, чтобы научиться на ней играть, нужно не раз стереть в кровь пальцы, во-вторых эта гитара очень объемна, и постоянно таскать её с собой тяжело. А в-третьих, к гитаре Уорра придется покупать ещё и специальный усилитель – ведь гитарные комбики плохо воспроизводят низкие частоты, а басовые – высокие. Поэтому играют на этом инструменте в основном экспериментаторы и музыканты-новаторы.

Но это все не помешало нескольким музыкантам заиметь в арсенале детище Уорра. Это музыкант Трей Ганн (Trey Gunn - экс-басист King Crimson, прим. Звуков), который и внедрил этот инструмент в музыкальную среду.

И как ни странно, некоторые авангардные металл-команды, у которых есть гитарист-умелец, растягивающий пальцы на тэп-гитаре. Яркий пример - басист ChaotH из Unexpect.

Изобрел такую гитару инженер и немного музыкант Марк Уорр в начале 90-х. Прототипом его инструмента стал стик Чепмена – своеобразный гитарный гриф без корпуса. На нем играют только тэппингом (по-другому то и не получится), и на нем сразу можно играть партию баса и гитары – на широком грифе также натянуты и басовые и обычные гитарные струны.

Придумал “палку” в 1974 джазовый гитарист Эмметт Чепмен (Emmett Chapman), который довел до совершенства и влил в массы тэп-игру на гитаре. Обычной акустики ему показалось мало, и он разработал инструмент, который предназначен исключительно для тэппинга. И, наверное, чтобы уделать всех гитаристов и басистов разом.

Стик до сих пор остается популярным разве что в прог-металле и роке: из именитых музыкантов свободно на нем играют все тот же Трей Ганн, Тони Левин (Tony Levin - бас-гитарист King Crimson, прим. Звуков) и Джон Маянг (John Myung) из Dream Theater.

3. Гитара Пикассо

Гитарами с двумя грифами или 24-мя струнами сейчас мало кого удивишь. Да, они достаточно громоздки, а чтобы издавать из них красивые мелодии, нужно как следует набить руку и пальцы. Но потраченные на это часы стоят того. Один из самых необычных инструментов – Гитара Пикассо – состоит из четырех грифов разных форм и аж сорока двух струн. И выглядит она очень странно, даже немного нездорово. Как и картины Пикассо. И чтобы наловчиться играть на таком инструменте, нужно быть как минимум первоклассным гитаристом.

Эта мастеровая гитара была изготовлена в 1984 году по заказу рукастого джазового гитариста Пэта Метени (Pat Metheny). В погоне за отличным саундом и совершенствованием своей игры, он попросил гитарного мастера Линду Манзер (Linda Manzer) сделать гитару с максимальным количеством струн. Потратив на это около двух лет своей жизни, она смастерила очень необычную гитару, и при этом она отлично звучит и обладает отменной акустикой.

Три грифа расположены спереди корпуса гитары: два их них – 12-ти струнных, оставшийся – стандартный с шестью струнами. А четвертый прикреплен к задней части корпуса, обтянут двенадцатью струнами и больше смахивает на гусли. В деке гитары проделаны два акустических отверстия для большей глубины саунда. Правда про эргономичность с такой-то гитарой можно забыть, да и струны придется менять очень часто. Но Пэта Метени это не сильно напрягало, и ему удалось хорошо освоить новый инструмент.


4. Гитары “Урал”

В семье не без урода. Гитары и бас-гитары “Урал” совершенно оправдано находится в этом списке. Одни из самых необычных потому, что какой-бы сумасшедшей и крутой подготовкой не обладал музыкант, на этом инструменте это все равно будет звучать как игра на бревне берестой (на память приходит слоган знаменитой “бас-гитарной” фирмы “sound of wood” – ага, как бы не так!). И весить будет примерно также.

Главный кошмар советских музыкантов (ну, может после текстов БГ и макияжа Агузаровой) и самый страшный сон звукорежиссеров в СССР изначально был задуман как “достойный ответ” многим заграничным моделям вроде той же Yamaha или Fender. Как раз с них и срисовывался(?) дизайн савковых “топоров”. И это не преувеличение – порой формы некоторых этих гитар заставляли плакать и страдать.

Производились “уральцы” в Свердловске, причем сперва выпускались обычные электрогитары, а чуть позже начали сборку и басов. В Советском Союзе они быстро получили большое распространение. В основном, благодаря соотношению “цена-… Да, вот именно таким соотношением. Если на электрогитаре “Урал” с горем пополам и можно было накрутить хоть какой-то удобоваримый звук, то бас-гитара больше годилась на то, чтобы отмахиваться от люберов. Её саунд на корню рубил любую композицию. Бас издавал совершенно плоские и невыразительные звуки, которые были напрочь лишены сустейна и глубины. А если дело доходило до каких-то закрученных риффов, то половина нот просто превращалась в какой-то невменяемый лязг.

Не глядя на это, инструменты “Урал” стали совершенно неотъемлемой частью музыкального прошлого нашей страны. Практически все музыканты, начиная от участников Машины Времени и заканчивая каким-нибудь диким lo-fi авангардистами из Звуки Му, сперва постигали основы музыки на этих монстрах, дешевых и сердитых. К тому же, вкладывая всю силу и душу в звукоизвлечение из “дубовых” гитар, наши исполнители заложили одиозный, и при этом какой-то свойский и душевный саунд, которым могли проникнуться только русские, с такой же душой нараспашку.

5. KITARA

А этот необычный инструмент доказывает, что будущее музыкальной индустрии уже наступило. Цифровые инструменты – давно не новость для музыкантов. Цифровые клавишные, электронные ударные установки уже заняли место и на многих концертных стэйджах, и на крупных звукозаписывающих студиях. И плюсов у них действительно много – сразу стабильный и выравненный по громкости звук, большая гибкость в плане звучания (будь то сильно закомпрессированная бас-бочка для поп-хита или теплое глуховатое звучание рабочего барабана в джазе). Ну и главное, выражаясь простым языком, намного меньше геморроя при накрутке баланса и сведении всей аранжировки.

Понятно, что вслед за этим руки мастеров-инженеров дошли и до гитары. Правда взяться за переложение живого резонанса струн на цифровой лад мало кто осмелился – штука то достаточно абсурдная. Потому что динамика любого трека во многом зависит от того, как сильно и с какими штрихами бить по струнам. А электронный звук, как ни крути, не может передать все тонкости игры музыканта.

Но все-таки одержимость такой идеей привела австралийского инженера Майкла Заримиса (Michael Zarimis) к созданию цифровой гитары “KITARA”. По его замыслу, новый инструмент должен сильно расширить возможности электрогитары, сделав её главным аккомпаниатором не только живой, но и электронной музыки. А заодно и всех гитаристов приобщить к цифровым звукам. То есть, в принципе, теперь главным пределом творчества музыканта остается лишь его фантазия.

На этом инструменте полностью отсутствуют струны – на грифе вместо них расположены небольшие кнопки, имитирующие их. А на корпусе вместо звукоснимателей, пикгардов, флойдов и прочих приблуд – лишь сенсорный экран, на котором и управляют всем саундом “Китары”. Здесь напичкано порядка сотен видов звуков – от доброго лампового перегруза до каких-то совершенно инопланетных тонов. Все это возможно благодаря полифоническому синтезатору и midi-контроллеру, которые встроены в инструмент.

А звучит это все так:

С одной стороны – да, это точно большой прорыв в музыке, который приведет к совершенно новым жанрам типа “Milkyway galaxy jazz”, “space pop” или “solaris-metal”. И, в таком случае, грани музыки действительно станут условными.

Все же звучание “KITARA” ещё очень далеко от обычной камерной акустики или рыка гитарного дисторшена. А без них живость и энергия музыки вообще потеряется. Поэтому многие знаменитые музыканты очень скептически относятся к цифровой гитаре и её звуку.

И все же иногда экспериментировать с саундом этого инструмента можно, и даже нужно. Например, чтобы добиться “саунда будущего”, басист Muse Крис Уолстенхолм (Christopher Wolstenholme) для некоторых треков пластинки "2-nd Law" записал партии на Китаре.


6. Лазерная арфа

Еще один инструмент прямиком из будущего. К самой арфе он имеет далекое отношение. Ну, разве что лучи лазера отдаленно напоминают струны инструмента. Сам лазер “выстреливает” из излучателя и посылает midi-сигнал на синтезатор или компьютер. А там-то он и превращается в звук.

Чтобы управлять звучанием, в проектор встроен фотодатчик, который также реагирует на прерывание лазера. Когда луч пересекает ладонь музыканта – этот сигнал все также отсылается на синт или комп. Этот же принцип формирует громкость, частоту и длительность звука арфы.

Лазерные арфы бывают двух типов – закрытые и открытые. На первых снизу стоит сам проектор, а вверху – те самые фотоприемники. И тут совсем все просто – когда все струи лазера попадают на эти приемники, арфа молчит. А если какой-то из лучей перестает светить в фотодатчик – инструмент издает звук. Конструкция открытой немного сложнее. Если вкратце – это развертка из мощных лазерных лучей, которые регулируются сенсорами около ног музыканта. Они и улавливают световые вспышки, когда исполнитель прерывает лазер рукой. Конечно, здесь все достаточно заморочено. Но эффектность и, главное, звучание этой арфы перекрывают все сложности в установки и игре на ней.

Первый прототип лазерной арфы создал инженер Бернард Шайнер (Bernard Szajner) ещё в 1979. А через два года был впервые продемонстрирован на публике другом Шайнера, французским музыкантом и гуру электронной музыки Жан-Мишель Жарром (Jean-Michel Jarre).

Уже тогда на зрителей этот инструмент произвел сильное впечатление, и потому Жарр до сих пор играет на лазерной арфе на концертах. И при этом остается единственным знаменитым исполнителем, который профессионально овладел этим необыкновенным инструментом.

04.09.2014, Андрей ФИЛИППОВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: