VATICAN SHADOW  Предчувствие войны

Выходец из нью-йоркского кассетного подполья Доминик Фэрноу покажет в Москве два своих проекта, разные по музыке, но объединенные ощущением мрака и паранойи.

История американского музыканта Иана Доминика Ферноу (Ian Dominick Fernow) во многом схожа с историей Дэниела Лопатина (Daniel Lopatin). Оба оказались на слуху в Европе примерно три года назад, однако к этому моменту уже были сложившимися музыкантами с длинной карьерой, проходившей в глубоком подполье. Оба смело могут сказать «тот звук, что стал сейчас модным, мы делали задолго до того, как это стало мейстримом».

Модный звук в случае с Ферноу - это лоуфайный хоррор-нойз и чуть более затейливо спродюсированное, но не менее страшное техно. Короче говоря, всевозможный электронный мрак, форпостом которого сейчас считается, например, лейбл Blackest Ever Black. В Европе Доминика прославил проект Vatican Shadow. Его первый же альбом «Kneel Before Religious Icons» был переиздан на Type, где тоже очень любят страшилки, вскоре Vatican Shadow уже мелькал в программах британских фестивалей, а год спустя, в 2012-м, альбом «Ornamented Walls» издавал уже манчестерский Modern Love, домашняя площадка для Энди Стотта (Andy Stott) и Demdike Stare.

Vatican Shadow, естественно, был только верхушкой айсберга. До появления этой ипостаси, за плечами Ферноу были десятки релизов на кассетах и CDR под экстравагантными именами вроде «Радиоактивное свиное дерьмо», «Зимний солдат» и «Пулеметная война», а также долгоиграющий и довольно успешный (по андерграундным, разумеется, меркам) лейбл Hospital Productions. Лейбл Доминик основал в 16 лет, и поначалу «Госпиталь» был просто площадкой для самиздата. Но лет за пять Hospital Productions не только разросся до полноценного издательства, но и стал в какой-то момент одним из крупнейших в Нью-Йорке дистрибьютеров «кассетного андерграунда».

На родине самым известным проектом Ферноу был нойзовый Prurient, и среди эстетов его музыка была популярна уже достаточно давно. И про релизы Prurient, и про деятельность Hospital Productions, много писали Village Voice и даже Pitchfork, но в тот момент манхеттенское подполье не было в мировой моде, да и важное отличие Штатов от той же Британии в том, что в Соединенном Королевстве музыкальный андерграунд как таковой интересен куда большему проценту людей.

Если спозиционировать на музыкальной карте Vatican Shadow более-менее просто, этакое «техно для пессимистов» (мощная «промышленная» ритм-секция плюс пронзительно-печальные или отстраненно-мрачные синтезаторы на заднем плане), то дискография Prutient слишком уж разнообразна.«Black Vase» - прямо-таки экстремально-металлический, где-то неподалеку от Sunn O))), «Colonialist Nature And Misantropy» выдержан в традициях ритм-энд-нойза и power electronics, «Tiger Smells A Corpse» - уже почти Merzbow. Проще всего знакомство с Prurient начинать со сплит-пластинки с JK Flesh под названием «Worship Is The Cleaning Of The Imagination», здесь оба музыканта по крайней мере держат структуру. За рёвом и скрежетом то и дело пробиваются то ломаные ритмы, то величественные минорные гармонии. При этом всё, что записывает Ферноу, объединено скорее общей эстетикой – мрак, паранойя и, непременно, война. Даже у сравнительно доступного Vatican Shadow пластинки называются «Признаки Чечни» и «Помните свой чёрный день». И кажется, сегодня это как никогда актуально.

5 сентября - Vatican Shadow, Москва, клуб "16 тонн"
6 сентября - Prurient & Anenzephalia, Москва, КЦ "Дом"

01.09.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)