SZIGET  Sziget. День 6 и 7

Финальные сеты фестиваля Sziget - строгость Madness, громкость Prodigy и уныние OutKast.

Шестой день, автор этих срок умудрился-таки слегка простудить горло и занемочь, но, отлипнув от кровати и погревшись в паре знаменитых местных купален, я бодро (после ванной с 42-градусной водой иначе не получалось) направляюсь на остров. Первые большие фигуранты дня на главной сцене – британские легенды второй волны ска Madness. Увы и ах, да простит меня наш главный редактор, который является большим поклонником их творчества, зрелище для меня слишком уж adult. Или, если хотите, скучное (есть менее толерантное определение) – спорить о том, что группа великая – глупо, но их неторопливое, по нынешним временам и скоростям, благородное ска уже давно не про "безумие" и с моей душой не резонирует. Несколько лет назад на "Пикнике "Афиши" впечатления были ярче, но там и ожиданий никаких не было, да и предметов для эмоционального сравнения куда меньше.

Несмотря на всеобщий сдвиг расписания на полчаса, Jagwar Ma умудрились задержать свой сет ещё на 25 минут – в фестивальных темпах это смерти подобно, да и последние 10 минут ожидания из зала постоянно доносился свист. Так что посмотреть их удалось недолго – среднетемповая индитроника сочеталась с сочинениями в духе первого альбома Kasabian. Неплохо, но не настолько, чтобы ожидать группу больше положенного, и из-за этого менять дальнейшие фестивальные планы.

На главной сцене играют постоянные резиденты Sziget из The Prodigy. Все на сцене в привычном амплуа – Максим (Maxim) постоянно ревет в микрофон нечто в духе «поднимите ваши фукин руки», Кейт Флинт (Keith Flint), кажется, ни одного лишнего слово в микрофон не сказал, но без устали бегал по сцене взад-вперед в качестве этакого свадебного генерала. Лиам Хаулетт (Liam Howlett) все также прыгает за синтезаторами и макбуками, пока ударник колотит поверх ритма с плейбэка, а гитарист выдает громкие запилы. Честно говоря, после неожиданной убойной живости Скриллекса, сет Prodigy не выглядит таким уж энергичным, а робкие попытки зайти на территорию бростепа, которые слышны в новых композициях, не впечатляют. Последних, кстати, было немало – и пока особенных хитов там не слышно. Хотя и первые живые исполнения песен перед выходом “Invaders Must Die” не впечатляли – а теперь “Omen” встречают куда теплее, чем вечную “Voodoo People”. В остальном, посещенный мной московский концерт с той же программой показался мне поубедительнее – ждем “How To Steal a Jet Fighter”, или как там всё-таки назовут гранды свой новый релиз, а там уже и посмотрим, как изменится их живое шоу.

Через небольшое время, после конца сета британцев по всем рупорам объявляют, что вход в тент закрыт из-за переизбытка народа – плясовое радостное инди собиравшихся выступать там Crystal Fighters действительно удачно работает в фестивальном формате, имел удовольствие наблюдать, но в этот раз, увы, зазевался. Для подобных мне на двух лужайках фестиваля стоят экраны с трансляцией действа внутри тента, но сколько, по сути, разницы в таком вот наблюдении концерта с трансляцией на YouTube? Так что с инициативной группой товарищей мы двигаемся по разным площадкам – на ЛГБТ-сцене идет травести-шоу (мужчина в женском платье поет “Feeling Good”, внезапно сменяющуюся “Smells Like Teen Spirit”, атлетично сложенный акробат параллельно трюкам раздевается до трусов, ну и всё в подобном духе – привет, в общем, депутату Милонову), на ещё нескольких небольших площадках идут локальные рейвы под минимал-техно и транс, а на кавер-сцене играют AB/CD, исполняющие композиции великих австралийцев AC/DC. Прослушав до мелочей повторявших оригиналы каверы на “Thunderstruck” и “Back in black”, я посчитал свою фестивальную миссию на сегодня завершенной.

Последний фестивальный день на то и последний – палаточный лагерь начинают покидать первые жители кемпинга, да и вообще чувствуется, что фестивальная атмосфера уже не столь развязна и беспечна, как парой дней ранее. Открывают день на главной сцене бельгийские легенды Triggerfinger. Они старательно жарят брутальный и гремучий блюз-рок пополам со стоунером, но успевают утомить однообразием подобранного сетлиста уже к середине сета. Получасом позже в тенте перед смешным количеством людей (человек 50) сет играют шведы INVSN, по-готически облаченные в черно-белое, при этом играющие пост-панк в духе первого альбома The Chameleons в плане звука встретивший фигурантов известного лейбла с родины группы Labrador. Впрочем, это не всегда звучит настолько хорошо, как того обещает объявленное сочетание – с мелодиями у секстета дела получаются через раз, а без них – пресно и бестолково. Но когда они есть – всё отлично, и даже малое количество публики не мешает импульсивному вокалисту на последнем треке полезть допевать его прямо в зрительный зал.

В это время на главной сцене первые аккорды берут The Kooks – осенью у них выходит новый альбом, и первые ласточки с него звучат неплохо. По сольным концертам не было ясно, насколько этот квартет звучит уместно на фестивальных площадках. Уместен, оказывается, да ещё как – тут и поплясать можно, и поорать, и моменты, когда девушку можно приобнять, а что ещё для счастья надо? Тем более, что девушки в первую очередь и довольны. Публика по-прежнему жаждет песен с дебютника “Inside In / Inside out”, и группа их строго дозировано выдает, но за годы популярности уже собрана достаточно сильная большая программа (в которой, кстати, почти не нашлось места вещам с третьего, самого неудачного релиза группы). Ну и когда играет "Do You Wanna" или "She Moves In Her Own Way", даже я, не особенно довольный предыдущими из увиденных мной их выступлений, начинаю приплясывать и подпевать.

Правда, только лишь до момента, пока не начинают свой сет Mount Kimbie – в прошлом году на Flow из-за пересечений в расписании, я успел посмотреть в сете только два последних трека, но и этого хватило, чтобы трепетно ждать следующую возможность увидеть их живьем. В итоге оказалось, что так впечатлившая меня минимал-дискотека на их сете начинается далеко не сразу, и до лучших моментов раскачивается постепенно. Некоторые, думаю, до финала не дотерпели, а оно того стоило - есть у них в плане живого концерта нечто общее с грядущими дальше Darkside, но Mount Kimbie, в отличие от последних, пока не очень получается держать зрителя в напряжении весь сет. В остальном - зачёт.

Узнав в начале года о реюнионе OutKast я был рад, а вот, увидев его воочию, оказался расстроен. Ну ладно, что играют они под плейбэк. Несмотря на то, что Big Boi последние годы играл с полноценным бэндом, во времена лучших пластинок дуэта 98% хип-хоп концертов были именно такими. Ладно, что от ряженой гитаристки, бравшей то шестиструнку, то бас, я не услышал в выступлении ни одной ноты. Ладно, что помимо ещё двух девушек на бэках на сцене никого не было и ничего не происходило. Но вот амёбное поведение Андре 3000 (Andre 3000), даже не пытавшегося скрывать, что все происходящее его, мягко говоря, не заботит, - это уже финиш. В один момент он начинает пристально смотреть в камеру – и во взгляде сквозь его рэй-бэны сквозит вселенская усталость и тоска. В это же время Big Boi ведет себя на фоне соратника довольно бодро – вот и ясно, кто по-прежнему живет музыкой, а у кого на поясе висит огромная бирка "$ - SOLD OUT" (если что, реально висит). В общем, такие реюнионы нам, извините, не нужны.

NOFX выглядели в списке групп второй сцены какими-то странными соседями по лайнапу. Но посмотреть на панк-авторитетов публики собралось в достатке – благо, в этот день никакой другой столь же «мясной» группы не выступало. Сразу по приходу в тент с разочаровавших хэдлайнеров лидер и нон-конформист Фэт Майк (Fat Mike) отпускает по их поводу расистскую шуточку в духе «Ауткаст – музыка для черных, а мы играем для белых» и затягивает очередную бодрую нетленку, после чего группа переходит на регги-темпы. Люди слэмятся, прыгают и радуются, а я и рад за них, но сам испытываю не намного больше удовольствия, чем группой ранее. Идём дальше.

А дальше дело близится уже к концу – финальное танцевальное шоу, аналогичное прошлогоднему сету Давида Гетты (David Guetta), играет мировой король поп-хауса и знатный хитмейкер Кэлвин Харрис (Calvin Harris). В своём диджей-сете, правда, он не чурается играть и чужой материал, но, в основном, оригиналы и ремиксы из собственного творческого багажа. Пылают огни, до того скрывавшиеся в конструкциях главной сцены, перед сценой всему партеру раздали светодиодные жезлы, всё горит, блестит, гремит и трещит, а на Харриса пришёл смотреть практически весь остров – очевидцы говорят, что почти все площадки дальше главной сцены пустовали. Отборная хаус-дискотека завершается неизменным салютом. Как это ни печально, фестиваль официально завершен.

Но не для тех, кто ещё находится на сцене А38. Родившая-таки после пятилетнего перерыва второй альбом рыжая синти-поп-дива La Roux его и играет – и, то ли фактор знакомства с композициями делает своё дело, то ли публика более отзывчивая, то ли время и место удачнее, но сет реально веселее и интереснее, чем год назад на "Пикнике "Афиши". Хотя ни состав, ни материал не изменились. Финальная "Bulletproof", само собой, поётся дружным хором.

Накопившаяся за неделю усталость даёт о себе знать, но я собираю в комок остаток сил и жду выступление Darkside. И не зря – как оказалось, группа за пару часов до концерта объявила о своём скором роспуске. Очень жаль, тем более, что живьем это определенно одно из самых интересных фестивальных событий этого года. Группа запрещает себя снимать фотографам, выступает исключительно в полумраке за световыми пушками. Во вкрадчивые эмбиент-интродукции внезапно вступает прямая бочка, потом также внезапно начинает шуметь гитара, всё это сплетается в пульсацию, которая подкреплена ещё и идеальным визуальным воплощением - пока два силуэта играют в слепящих глаза лучах света, тело само начинает двигается, а сознание отправляется в полёт. Красивая финальная точка, ничего не скажешь.

Окончательные итоги фестиваля Звуки подведут в отдельном материале, который будет опубликован на этой неделе.

19.08.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: