SZIGET  Sziget-2014, день 4 и 5

Lily Allen, Stromae, Bastille, Cee-Lo Green, Manic Street Preachers и другие в новом отчете Звуков с фестиваля Sziget

Прошедший на фестивале в четверг обеденный ливень провел экватор Sziget - он и разделил фестивальные дни напополам, и умудрился стереть границы комфорта. За какие-то три часа фестиваль превратился в огромную лужу грязи, выйти из которой чистым возможным не представлялось. Вкупе с резко прибавившемся числом народа, это резко лишило фестиваль уже привычного комфорта, но куда тут с тонущей лодки убежишь.

Ухудшившиеся погодные условия настаивали на том, что надо проводить время активно, а то есть шанс замерзнуть. На игравших под тентом Fink очень хотелось пойти, но в уныло-грязной атмосфере ещё и грустить под меланхоличные гитарные переборы - это уже слишком. Так что время разомнуть кости на ещё одном доведенном до автоматизма поп-рок-комбинате - Bastille, действующем схожими методами со вчерашними Imagine Dragons, вплоть до больших барабанов, по которым группа начинает активно лупить в особо экстатические моменты.
Вообще, интересный наметился тренд возвращения стадионного поп-рока в новом обличии - будет ли, интересно, какой-то российский коллектив, который сыграет в этой стезе? Пока же у англичан удивить так, как это получилось вчера у американцев, не получается - возможно, не на руку так сыграло соседство. Но и претензий к ним никаких - опять же, крепко, профессионально, уместно. И финал с вышедшим из-за туч солнцем, убойным кавером на связку "Rhythm of the night"/"Rhythm is a dancer" и рокотом хита "Pompeii" вполне удался.

Про английскую мадам Лили Аллен (Lily Allen) читайте подробно в отдельном материале. Закрывали главную сцену вновь американцы - свежий лауреат Грэмми Бен Хаггерти, он же Macklemore,- человек непростой судьбы вкупе со своим творческим союзником Райаном Льюисом живьем оказывается невероятно увлекателен. И вновь, как и в случае с Аллен, многое решает обаяние - вот ему, почему-то, веришь сразу и без лишних убеждений. К тому же, несмотря на то, что большую часть музыки играет Льюис с плейбэка, на сцене всё равно "наводится движение" - двое темнокожих трубачей, голосистый конферансье (тоже темнокожий), девушка с виолончелью и перкуссионист - вкупе все качает как надо. Исповедальные треки о непростой судьбе артиста и необходимости уважать друг друга чередуются с танцевальными боевиками, баланс отточен и выстроен, потому совершенно незаметно проходит час и основная часть сета завершается.

Не дожидаясь биса, бегу в тент на Stromae - есть большой шанс не попасть внутрь, если зазеваться. Но на входе уже стоит порядочная толпа, которая сминает друг друга в давке прямо в грязи, потому как внутрь не пускают из-за незаконченного ещё сета Bonobo. Часть народа штурмует площадку перелезая через забор, отправив свою очаровательную спутницу из Украины внутрь аналогичным способом, я уже расстался с мыслью, что посмотрю гуттаперчевого бельгийца в этом году ещё один раз. Как, о, Боги, начали запускать народ привычным методом и ваш покорный успел протиснуться внутрь. То, что происходит внутри, для меня загадкой уже не было, так что я сразу принялся прыгать под бодрый старт "Ta fête". И "пьянство" на "Formidable", и цитаты из хитов 90-х на "Alors on dance", и вынос артиста на сцену на "Papaoutai" с плясками из соответствующего клипа - от этого всего толпа сходила с ума, ревев тексты песен наизусть так, что даже не на самый лучший звук уже, в общем-то, было все равно. Единственное добавление - в конце, уже после растянутой на 10 минут "Papaoutai", группа сыграла расслабленный инструментал "Merci", оказавшийся не совсем уместным чилл-афтепати. Ну, в общем-то, это мелочи - очередной концертный триумф бельгийца, не пропустите 12-го декабря в Москве. А пока, довольный как слон, пусть и в грязи с головы до ног, я отправляюсь спать.

На следующий день удалось обойти ещё не разведанные участки острова и, отстояв нехилую очередь, попасть в хитрое разноцветное пластико-полиэтиленовое сооружение под названием Luminarium. Организаторы умудрились счистить за ночь грязь с тех мест, где это возможно, и засыпать песком самые безнадежные замесы, за что им большое человеческое спасибо (обувь, впрочем, все равно после возвращения придется выкинуть). А концертный день начался с голосистой половины дуэта Gnarls Barkley Си Ло Грина. Две жгучие танцовщицы, а также основной концертный состав состоящий только из дам по публике, увы, для главной сцены не очень многочисленной, сразу ударяет грозным гитарным риффом, который совершенно внезапно переходит в "I wanna be your dog " The Stooges. Сам Грин, разодетый в бесформенные черные ткани на манер Пугачевой, белоснежно улыбается и, несмотря на средний отклик, не устает заводить публику. С учетом того, что с его сольным материалом знакомы далеко не все, обаятельный темнокожий толстяк делает финт ушами и перед каждой своей песней играет кавера на чужие композиции - в списке фигурантов INXS, Род Стюарт, The White Stripes, Pussycat Dolls (в песне которых "Girlfriend" предсказуемо меняется на "Boyfriend"), Nirvana и другие. Жонглирование каверами - это настоящий восторг, особенно учитывая насколько Грин харизматичен и голосист, да и свой материал у него хорош. К неизбежной "Crazy", которую девушки играют по-громкому и с лихой удалью, как и всё остальное, публика наконец просыпается, и под "Fuck You" уже сходит с ума в едином порыве. Си Ло Грин же остается одним из главных личных открытий фестиваля - правда, вытаскивать на сцену брата, всё-таки, не стоило - тот поучаствовал в одной из композиций, а после зачитал невразумительную сольную вещь.

После отзывов о выступлении на Flow, а также мощи Си Ло Грина, за выступление Manic Street Preachers я несколько побаивался - да и публики поубавилось даже в сравнении с голосистым американцем. Немолодая валлийская дружина, конечно, не удивила, но и не подкачала, выдав сильный сет с необходимым минимумом нового материала и немалым числом композиций навека. Какой-то усталости или натяга в сете или поведении Бредфилда я не заметил. Ну да, своеобразная adult-дискотека, путешествие по волнам памяти и ностальгия. Ну а как, в их случае, может быть иначе?

Расписание выступлений в тенте A38 сдвинули на полчаса, и теперь есть возможность смотреть как хедлайнеров главной сцены, так и чуть менее именитых артистов в тенте. Площадка вновь набивается до отказа - следует ожидать, что ситуация будет повторяться до самого конца фестиваля. Уроженка Харлема Kelis начинает и заканчивает шоу кавером на "Feeling Good", играет много вещей с нового альбома "Food" и на неё действительно любо-дорого смотреть. Правда, если удаётся пробиться сквозь мощный человеческий заслон перед сценой. К тому же, в один момент вновь начинает лить дождь, которого в прогнозах погоды никто не обещал - становится просто невероятно тесно и жарко, потому пришлось просто стоять под дождем (зонты на фестивале, кстати, запрещены). Следовавшие далее Klaxons играют в атмосфере душного угара - наркотическая эйфория их последней пластинки "Love Frequency" этому способствует, и в тенте творится безумие - не такое, как вчера на Stromae, но тоже впечатляющее. Но силы начинают покидать автора этих строк, поэтому после предсказуемо встреченного восторгом хита "Golden Skans" мой личный фестивальный день под номером 5 тоже подходит к концу.

Читайте в понедельник последнюю часть отчета Звуков с фестиваля Sziget - Prodigy, Outkast, Calvin Harris, Darkside и многие другие.

16.08.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: