ТЕХНИКА  Как выбрать барабаны: первые шаги

Допустим, тебе удалось договориться с домашними, соседями, участковым и совестью - встал вопрос о выборе барабанной установки. Самое время прочесть эту инструкцию!

Когда мы говорим о барабанной установке, мы четко понимаем, что это не электрогитара, на которой можно побренчать без подключения и остаться незамеченным. Пусть никто не тешит себя иллюзиями: барабаны - это громко! Даже если ты вздумал взять себе электронную установку – твои усердия все равно будут отдаваться в пол соседям.

Допустим, тебе удалось договориться с домашними, соседями, участковым и совестью - встал вопрос о выборе инструмента. Самое время прочесть эту инструкцию!

Получи права на вождение установки

Первое, из чего стоит исходить, это умение и амбиции. Если, дорогой друг, у тебя практически нет опыта, то ты наверняка слышал о "детских" установках (установках для начинающих), типа Yamaha Gigmaker и рассматривал их как вариант покупки. Чтобы прояснить вопрос: установка для начинающих - это просто лишь бюджетный вариант барабанов в среднем за две-три сотни долларов, созданный для того, чтобы купить, пару раз стукнуть, испугаться и отдать добрым людям. Но если руки растут откуда надо - звук можно извлечь из чего угодно, вплоть до водопроводных труб и мусорных баков. Einstürzende Neubauten тому доказательство. Посему первой твоей установкой по праву должен быть пэд, за которым надлежит сидеть до посинения, “ставить” руки и учить рудименты (ели ты еще не начал этого делать - можно начать прямо здесь.

Каков бюджет - таков сюжет

Когда пройден этап начального образования, можно будет смело говорить об установке в доме. Все ударные можно негласно разделить на три категории:
- Эксклюзивные кастомы
- Барабаны средней цены
- Бюджетные
Логично, что при выборе надо смотреть и на стоимость инструмента.

Есть ряд производителей, продукцию которых нельзя подогнать под какие-то определенные жанры, потому как все их барабаны делаются по предпочтениям заказчика.
Так, именитая компания DW при изготовлении своих барабанов серии Collector’s выбирает разные по плотности породы дерева, разное количество слоёв обечайки, наклон резьбы кромки, фурнитуру, покраску и тд. Поверь, это существенно влияет на звук. Потому в числе их эндорсеров ты запросто увидишь музыкантов всех мастей, от спокойного прог-рокера Ника Мэйсона из Pink Floyd до неуёмного металлиста Скотта Трэвиса из Judas Priest.

Collector's – не единственная серия DW. С чуть меньшим ценником можно взять установку серии Jazz, Classics, Performance, Design... Однако, там уже нет такого выбора характеристик, как в Collector’s: ограничение по размерам, материалам и даже отделке.
Когда ты покупаешь DW, ты понимаешь, что немалые деньги ты платишь за бренд. Отнюдь, это не значит, что барабаны не стоят своих денег. От мастеров DW можно ожидать чего угодно, от заказа своих материалов из самой дальней глуши Африки до прослушивания обечаек стетоскопами. Это форма элитаризма в перкуссии, которая, кстати, далеко не всех устраивает. Как-то экс-барабанщик Ногу Свело! и участник группы Муха Антон Якомульский говорил мне, что ему не нравятся DW из-за своей "стерильности". И дело не только в отсутствии разных шумов и гулов, которые свойственны его любимым TAMA. DW надо настраивать по тюнеру, а значит, они будут звучать настолько идеально и "вылизанно", что на записи будут походить на drum-машину из Cubase или Logic.

Помимо DW, есть ещё ряд кастомных производителей. Они могут уступать DW в лютости цены и качестве (пока одержимость мастеров не дошла до стетоскопов), но безусловно, каждая такая компания это своего рода открытие.
Так, например, очень порадовали британцы Serenity Custom Drums, которые умудряются делать барабаны из автомобильных дисков и получать весьма оригинальный звук, покруче подписных кастрюль Ульриха из "St. Anger".

Если ты сторонник индивидуального звука - ищи и слушай! А главное, не пугайся, если поймешь, что твой сосед по гаражу делает котлы лучше мировых брендов. Отсутствие известности - это заслуга плохого PR агента, а не мастера.

Следующая категория - так называемые барабаны средней цены. И в ней полное раздолье известных даже новичку брендов: TAMA, Yamaha, Sonor, Pearl, Ludwig, Gretsch и так далее. Их продукцию можно использовать как в домашних студиях так и на концертных площадках. Надо лишь знать пару тонкостей, которые помогут выбрать правильный инструмент для конкретных целей.

Будь материалистом

Главное, что отличает установки друг от друга даже в рамках одной фирмы, - это материал. Подавляющее большинство барабанов сделано из дерева, потому на нём и заострим своё внимание. Есть три породы, наиболее часто используемые в производстве: клён, береза и красное дерево. Существуют тысячи разновидностей каждой из пород, растущих в разных уголках планеты, но разницу между ними довольно тяжело услышать (см. статоскоп).

Если обобщить исследования барабанных техников разных фирм и опыт барабанщиков, то можно прийти к следующим выводам:
Береза обладает наиболее ярким звуком с сильными верхами;
Клён - "тёплым" звуком с довольно ровной частотной характеристикой;
У красного дерева мягкие, но плотные низы. Однако из-за того, что настоящее африканское красное дерево слишком дорогое и внешне некрасивое, его, как правило, покрывают пластиком или подделывают, используя более дешевую древесину, что сказывается на звуке.

Ещё перед покупкой стоит спросить себя, где ты будешь барабанить, так как для разных пространств пригодны котлы разной толщины. Не секрет, что чем плотнее древесина - тем ровнее будет звук инструмента. Однако, мало кто обращает внимание на толщину барабанов и количество слоёв. Самые исчерпывающие исследования по физике обечайки были проведены ранее упоминаемыми компаниями DW и Pearl. Если вкратце, то чем толще корпус - тем выше звучание барабана. Барабаны с малой толщиной корпуса хорошо применимы в небольших пространствах и студиях, так как резво передают звук из пластика в дерево, а толстые идеальны для концертных площадок.

Какой бренд выбрать?

Про каждую из барабанных фирм можно прочесть много чего интересного, по типу: "TAMA - барабаны для рока и металла, Pearl - для фанка..." В целом, такие оценки весьма субъективны, но не лишены доли истины. Иной вопрос - подписные серии. Ясное дело, что мало кому придёт в голову играть джаз на барабанах Джои Джордисона, хотя и подобному я бы не удивился.
Самым важным в барабанах является звукоизвлечение, которое зависит только от музыканта и от жанра исполняемой музыки.
Для тех, кто ещё не определился со своими музыкальными пристрастиями, есть ряд весьма неплохих "универсальных" установок от фирм Sonor и Yamaha.
При выборе этих барабанов многих смущает весьма небольшое в сравнении с теми же TAMA количество эндорсеров. Но связано это лишь с тем, что барабанщики TAMA чётко определились, что они хотят играть того или иного рода "тяжеляк".

Кстати, TAMA нас плавно пододвигает к следующему вопросу: почему множество музыкантов играет на одной серии "Starclassic", а звучат они всё равно по-разному? Одна часть ответа - это материал и характер игры. Вторая - тарелки и малый барабан.

Если рассмотреть установку как бутерброд, то бас барабан и томы возьмут на себя роль хлеба, а "железо" и "рабочий" будут наполнителями, придающими особенности вкуса.

Выбор тарелок никогда не бывает единичным. Даже профессиональные музыканты постоянно меняют свои комплекты в поисках нового звука. Отсюда, кстати, и идут знаменитые холивары типа "Paiste vs. Peace" или "Sabian vs. Zildjian". У всех этих компаний есть удачные и неудачные линейки, потому глупо говорить, что какая-то из них в чём-то хуже другой. А рецепт как всегда универсален - слушать и сравнивать, причем лично. Нередко бывает, что тарелки даже одной модели могут звучать по-разному. Особенно это касается всех hand hammered.

Те же принципы выбора работают при покупке малых барабанов. Есть даже ряд отдельных фирм, специализирующихся только на их производстве, потому выбор весьма широк.

Взболтать, но не смешивать

Нередко начинающих барабанщиков вводит в замешательство совмещение малого одной фирмы с установкой другой фирмы. Это абсолютно адекватный ход, потому как малый, рассматривается в установке чуть ли не как отдельный инструмент. Иной вопрос - это совмещение бас барабанов и томов разных фирм. Конечно, ты можешь это сделать, но при этом рискуешь прослыть извергом среди знакомых музыкантов. Бас барабан и томы не просто так идут комплектами. Даже самые простые и дешевые модели подбираются друг к другу по тональности звучания. Нарушая общую схему, ты рискуешь привнести диссонанс в звучание инструментов.

Что делать, если хочется докупить комплектующих к своей установке? Как правило, дополнительные барабаны или иные составляющие какой-то искомой серии продаются прямо на сайте производителя, если, конечно, линия не прекратила своё существование. Если же их нет в продаже, то всегда есть возможность заказать аналоги в частных мастерских, но при этом стоит очень хорошо изучить параметры своей установки, чтобы "попасть" в линию.

А вообще, выбор ударных никак не должен тебя напугать,- ведь здесь начисто отсутствует понятие "общепризнанно плохого звука". Если тебе нравится, как звучит пластиковое ведро,- почему бы не использовать его в своей игре?
Некоторым удается извлечь приличный звук из настоящего мусора!

14.08.2014, Иван КУРАНОВ (ЗВУКИ РУ)

ТЕХНИКА - свежие публикации: