SZIGET  Sziget-2014, день 1

Как российские группы открыли культовый фестиваль, а Blink-182 отыграли первый хедлайнерский сет - читайте в репортаже Звуков прямо с берегов Дуная.

Несмотря на то, что на фестивале действуют ещё не все площадки и, номинально, прошёл даже не нулевой, а "минус первый" день, можно сказать смело - Sziget стартовал, и стартовал громко и уверенно.

Впервые удалось посетить и обойти фестивальный остров ещё в воскресенье - с главной сцены несся такой "белый шум", будто бы My Bloody Valentine чекали свою знаменитую нойзовую вставку из живой версии "You Made Me Realise". Столпов шугейза в этот раз на фестивале не будет, зато будет много чего ещё, и не только музыкального. Возводились огромные павильоны, приколачивались вывески многочисленных баров, а прямо напротив сцены возвышалось колесо обозрения - точно такое же стоит в самом центре города и, видимо, поднявшись на вершину колеса, можно увидеть на горизонте дублёра (до конца фестиваля обязательно проверю, так ли это).

Публика, само собой, пестрая и интернациональная. В первые дни наших соотечественников я практически не видел, последний нефестивальный день на острове встретил меня звонким и знакомым "ну ** твою мать!". Из России, Белоруссии и, особенно, Украины зрителей приехало достаточно.

И, так уж получилось, что Sziget открывали российские группы. Их всего в лайнапе фестиваля было заявлено две, и два этих выступления уместились 4-часовой промежуток. Сначала на небольшой Europe Stage выступали москвичи 1/2 Orchestra - победители местного конкурса на участие в фестивале. Их интернациональный брасс-фьюжн, замешанный в равной степени на джазе, фанке, ска и реггей, пришелся ко двору - на первые звуки саундчека, например, к сцене прибежала тусовка латиноамериканцев, которые сразу же начали выражать своё восхищение и танцевать, да и остальная, собравшаяся на громкие звуки духовых публика, судя по всему, осталась довольна. Конечно, сложно собрать огромную аудиторию, выступая в самом начале фестиваля, когда на входе километровая очередь, палит жара, а до ближайшего большого хэдлайнера все те же 4 часа. Тем не менее, зритель был, а свою миссию группа выполнила, о чем мы и поговорили с ней в небольшом интервью сразу же после окончания выступления.

Звуки: Какие ощущения от выступления на Sziget?
Сергей Бурков (саксофон): Ощущения до конца еще не сформировались, потому как мы только с самолёта и сразу же на площадку.
Ромыч (саксофон): Но организация - гуд!
Сергей: Да, ещё давным давно, лет пять назад, один мой друг съездил на Sziget и вернулся крайне впечатленным тем, как тут все устроено, насколько тут позитивная публика и совершенно разнообразная музыка, российским фестивалям до этого расти и расти. Кто же мог подумать, что я сюда приеду через некоторое время и сам буду играть! Так что впечатления пока такие: "Ууууух!" Когда мы чекались, я достаточно долго думал на тему того, как бы по-английски пошутить на тему "Wow, such a huge crowd over there!". Но как только мы начали играть, народ начал подтягиваться и публика, надо отметить, была крайне отзывчивой. Вчера мы играли на фестивале в Москве, там тоже был угар, но разница чувствуется.
Игорь (директор): Хочется ещё сказать по поводу саундчека - тут он был перед выступлением и прошёл очень хорошо.
Павел (перкуссия): Да, стоит отдельно отметить отличную работу местных звукорежиссеров. Несмотря на то, что у нас нестандартный состав без гитар и бас-гитары, и времени на чек было мало, местные звукари сработали быстро и качественно. Мы еще очень переживали, что не смогли взять штатного звукорежиссера группы, а вот как всё получилось.
Сергей: Лица у зрителей были заинтересованные. Паре парней даже диск захотелось подарить, настолько они "воткнули". Мы морально готовились к этому выступлению так долго, а пронеслось все за одно мгновение.

У группы осенью выходит новый студийный релиз, так что более обстоятельно мы с ними ещё поговорим. К слову, по счастливой случайности, через месяц 1/2 Orchestra опять вернется в Будапешт с сольным концертом в клубе А38. Так, кстати, называется и вторая по величине сцена фестиваля, которая начнет работу уже сегодня.

Пока же есть время осмотреться, передохнуть, пройтись по местным обширным торговым рядам и пообедать, благо, с чем, чем, а с едой на острове никаких проблем, гастрономических радостей хватает на любой вкус. Ну и надо идти на "Ленинград". Тот предсказуемо собрал все русскоязычное население Сигета, особенно приметно себя ведет немалая группа людей с украинскими флагами, затянувшие неизменные кричалки про Путина и москалей. В другой части партера сразу же был поднят российский флаг, он же в итоге появился рядом с украинской делегацией. Как справедливо заметил Шнуров в своём инстаграме ".......... [драк] не было. Можем." Личный комментарий по поводу всего происходящего группа дать отказалась.

"Ленинград" я смотрю живьем уже второй раз за месяц. Августовский концерт, перенесенный с просторной и красивой крыши центра ArtPlay в духоту клуба RED, соседствующего с ICON, но при этом открытого на замену "пролетарской" Москвы Hall, окончательно убедил меня в мысли, что "Ленинград" сейчас, в 2011, в 2007 и, например, в 2002 году был совсем разными концертными группами при едином, казалось бы, социокультурном месседже. Настолько, что совсем старые хиты уже кажутся в выступлении лишними, пунктами формальными. Шнуров довёл варево своей музыкальной смеси до таких неочевидных ингредиентов как советская эстрада и чуть ли не нео-свинг. Живьем это заводит не только тех, кому доступен сакральный смысл лирики Ленинграда - на Sziget вокруг меня абсолютно искренне плясали и отрывались люди, чьи познания в русском языке ограничивались словом Vodka. И в этой яростной искренней феерии, наверное, сет на фестивале оказался сильнее, чем более обстоятельный и продолжительный сольник. Правда, с приёмом "давай спою третий куплет медленно под одну гитару, а потом начнётся дикий разгон" Шнуров в этот раз перебрал - сетлист оказался выстроен так, что этот аранжировочный приём встречался в каждой второй песне. Ну а, впрочем, какая разница, когда охота орать "Ехай *****" и плясать, несмотря на палящее солнце, готовое подарить тебе соответствующий удар.

Первым впечатлением от вышедших вслед жителей Манчестера The 1975 оказался совершенно заваленный, по сравнению с питерцами, звук. Дальше стало ясно, что так и надо - живьём группа намеренно грязнее и громче, чем на записях, и это им действительно идёт. А вот внешний вид у группы, конечно, с содержанием не соотносится - субтильный вокалист Мэтью Хили одновременно внешне напоминал Брайана Молко и Мику, жеманно жестикулировал и распивал вино, однако, когда начинал петь или брал гитару, сразу становился на порядок убедительнее. Аутентичная, несмотря на название, музыкальная хвала 80-ым шла на ура и собрала девушек, громко подпевавшим всем песням от начала до конца. Отсыл к десятилетию поп-фанка и синти-попа усугублял солировавший саксофон, добавлявший ещё больше лоска тех времен. Раскачать публику группе удалось уже ближе к концу, а под хит "Chocolate" запрыгали уже все.

Местные легенды хэви Tankscapda гремели воистину старорежимно, с фейерверками и огненными вспышками, но звучали они как венгерская версия группы Ария. Все свелось к ожиданию главных героев вечера - столпов поп-панка и героев MTV, трио Blink-182. В отличие от своих коллег из Green Day, группа играет по-честному втроём, а не с десятком сессионщиков на подхвате. Вторым же номером идёт "What's My Age Again", следом за ней - "The Rock Show", слэм, толчея, угар. "Вам реально нравится та фигня, что мы творим?" - спрашивает Том Делонг (Tom DeLonge), до того намеренно ревевший свои партии бэк-вокала в хитах мимо нот, зритель отвечает одобрительно. Несмотря на то, что я ожидал худшего, концерту панк-трио в плане увлекательности, драматургии и общих впечатлений, до другого, уже упомянутого в этом репортаже, всё-таки далековато. Особенно в этом убеждаешься, слушая выдаваемые между песен сальные остроты про член, жопу и "твою мамашу", выглядящие от мужиков в возрасте около 40 лет странно и неуместно. И опасался я как раз того, что неуместно будут звучать от них и подростковые гимны, написанные 10-15 лет назад - но нет, именно в исполнении бодрость и задор с годами растеряться не успели. Группа не выглядела кавер-бэндом самих себя, и то, в общем-то, уже маленькое достижение - а снова презренно прокричавший слова почти финальной "All The Small Things" Том выглядит как этакое исключение из правил - чуваки, нас эти песни затрахали, ну а в остальном - мы всё ещё тру.

Звуки продолжат трансляцию событий фестиваля после второго и третьего фестивального дня. Нас ждут Queens Of The Stone Age, флэш-моб из 20000 воздушных шаров и вечеринка с 10000 флагов, Clean Bandit, танцевальный угар под deadmau5 и Skrillex и др. Как говорит один известный телеведущий, не переключайтесь.

12.08.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

SZIGET - свежие публикации: