BRANDT BRAUER FRICK  Чертеж завтрашнего дня

Сходив на два выступления Brandt Brauer Frick в разных ипостасях, Звуки делают вывод, что перед нами группа будущего.

Коллектив Brandt Brauer Frick в России уже в третий раз, но только сейчас немцы, наконец, привезли сюда самую интересную среди своих многочисленных ипостасей, Brandt Brauer Frick Ensemble – оркестр из 10 человек, играющий техно на классических инструментах. Выступление ансамбля проходило на одной из популярных в последнее время «брендированных вечеринок», открытии выставки «Lexus Hybrid Art», которая стартовала на одной из площадок ступившей на путь джентрификации ВДНХ. Такой контекст обычно не сулит ничего хорошего – публика больше интересуется бесплатными коктейлями, а о выступающих частенько не имеет понятия. Но в этот раз, к счастью, обошлось: адекватные зрители, хороший звук и дружелюбная атмосфера.

Хотя BBF и выглядят на сцене совсем академично (франтоватый Пауль Фрик (Paul Frick) восседает за белым роялем, слева от него – перкуссионная секция во главе с Даниэлем Брандтом (Daniel Brandt), струнные, духовые и арфа – справа, и только Ян Брауэр (Jan Brauer) с электроникой разбавляет эту картину), иначе как техно их музыку не опишешь. Танцевальный скелет строго обязателен, перкуссия тоже на первых ролях, даже туба старательно выводит повторяющиеся паттерны из одной-двух нот, музыкант то и дело ритмично стучит по мундштуку рукой вместо того, чтобы в него дуть. Мелодические линии, тоже нарочито лаконичные - исключительное право струнных и фортепиано.

Хотя на последнем диске Brandt Brauer Frick успели даже по территории R&B пробежаться галопом (за вокальные партии в записи отвечает Джейми Лиделл (Jamie Lidell)), живьем группа строго держится принципа «подружим берлинский минимал с нью-йоркским академическим минимализмом». Повторы, петли, однообразные секвенции – ничего, казалось бы, человеческого. Когда в середине концерта троица основателей выдает сольный номер, дав отдохнуть оркестру, мелодии и импровизации в этой паре треков оказывается даже больше, чем в выступлении оркестра. Но, несмотря на мелодическую скупость, звучат немцы просто фантастически. Во-первых, сочетание классических инструментов и мощной, качающей ритм-секции работает совершенно безотказно, даже странно, что почти никто этим трюком не пользуется. Плотность и богатство звуковой текстуры просто фантастические. Во-вторых, ансамбль действительно «делает шоу», за каждым из музыкантов можно наблюдать часами, чего стоит одна только исландская арфистка, выводящая на своём инструменте короткие фразы в духе «The Bells» Джефа Миллза (Jeff Mills).

После концерта, продлившегося почти полтора часа, создалось ощущение, что BBF показали нам трейлер музыки если и не будущего, то по крайней мере переднего края настоящего, идеальной выжимки пост-модернисткого плавильного котла искусства XXI века. И то, что они играют, и то, как себя подают, выдает в троице и их помощниках реальных новаторов, группу нового типа.

Едва начав записываться, немцы поняли несколько очень важных вещей, которые должны отличать современную группу. Первое: существовать в рамках одного жанра - это вчерашний день. И речь идёт совсем не о совмещении, к примеру, техно и хип-хопа, тут дело гораздо серьезнее. BBF работают на стыке клубной и академической музыки, при этом не так далеко отстоя и от джаза, то есть история получается прямо-таки междисциплинарная и межвозрастная. Второе: какую бы музыку вы ни играли и как бы ни записывали, в эпоху кризиса звукоиндустрии её необходимо исполнять живьем. Оркестр на сцене не только отвечает обоим этим требованиям, но и резко «прокачивает» группе имидж, утверждает BBF в статусе арт-проекта. То, что они делают – не просто музыка, это искусство. Отсюда и приглашения на такого рода мероприятия.

Еще одним важное решением стало то, что Брандт, Брауэр и Фрик не стали жёстко привязываться к формату оркестра (гастролировать с ним все же накладно, такой формат лучше приберечь для особых случаев), а превратились в группу-трансформер, существующую как минимум в трех различных ипостасях. Кроме самого ансамбля (витрины, парадного наряда проекта) BBF вполне могут сыграть и втроем (именно в таком составе они и приезжали в Москву в предыдущие два раза). И это опять же будет шоу, живой концерт, а не пресловутая «саунд-система», караоке «под минус», до которого порой урезаются поп-группы вроде Faithless или Kosheen. Третья ипостась уж совсем контрастирует с академическим имиджем, но тем не менее – Брандт, Брауэр и Фрик во всю играют диджей-сеты, и даже издают миксы. Последний официальный релиз под маркой Brandt Brauer Frick – как раз диджейская компиляция «DJ Kicks», причудливое сочетание техно, джаза, бас-музыки и хауса.

Диджейскую ипостась Brandt Brauer Frick тоже успели продемонстрировать в Москве. Точнее сказать, сделал это один Пауль Фрик, задержавшийся в России после концерта еще на день. Сбросив пиджак, а заодно с ним и образ этакого денди-ретрограда, Пауль как ни в чем не бывало заводил диско и фанк для немногочисленных посетителей веранды «Солянки» вечером четверга. Как в одном человеке уживается академизм, пристрастие к наследию клуба «Tresor», а также любовь к регги, Марвину Гею (Marvin Gaye) и диско-редэитам от Tiger & Woods, остаётся только догадываться.

25.07.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)