ФЕСТИВАЛЬ  Самый лучший день

В пределах усадьбы Коломенское Москва на один день вновь стала идеальным городом - репортаж Звуков с очередного "Пикника Афиши".

"Пикник"-2014 как событие музыкальное удался. Непростая ситуация с лайн-апом, связанная в равной степени с активностью местных промоутеров (тот же PopFarm, помогавший фестивалю с букингом, курировал программу ещё двух крупных ивентов со схожим репертуаром) и внешнеполитическими событиями, вытекающих в предвзятое отношение звёзд к России, сократила количество сцен, а также перспективных громких имён на них.

Тем не менее, программа получилась стабильно разноплановая, да и в каждом минусе можно найти плюс - наличие только двух сцен давало больше свободного времени на немузыкальную часть фестиваля. С которой был полный порядок - тут и фестиваль "Афиши-Еды" с увлекательными мастер-классами, и множеством точек питания (в которых, правда, начиная с обеда не прекращались очереди, но это уже в порядке вещей), и куча разноплановых площадок как для активного, так и для пассивного отдыха, представительства брендов, благотворительные фонды, огромный маркет - даже если потенциального зрителя музыка интересовала "поскольку постольку", то единственного дня всё равно не хватило бы, чтобы поучаствовать во всех событиях. В итоге небольшой шаг назад в плане концертов оказался не во вред. Напротив: если фестиваль не сменит прописку и в следующем году, то оставить две сцены окажется вполне логичным и оправданным решением.

Удивительная ситуация случилась с расстановкой артистов по величине площадок - во время выступления Austronatalis и SOHN зрителей на главной сцене было немного. В то время как Каста, Беляев с Therr Maitz и даже Талиб Квели (Talib Kweli) забили всё окружающее пространство перед Summer Stage до физического предела.

Ростовчане, которых один из моих коллег нарёк "Иванушками от хип-хопа", свой небольшой сет составили исключительно из хитов всех времен - на радость пришедшей публике. Иногда штатному ди-джею группы помогали гитарист и скрипачка, и этот, казалось бы, не особо существенный момент добавил статичному лайву "Касты" элемент живости, с которым наблюдать и "качать" стало намного веселее. Талиб Квели всех обманул, приехав без обещанной живой группы, но это никого особо не расстроило - у второй сцены было порядочно народу, пока Квели делал из своего сета натуральный микстейп, активно чередуя собственные композиции с нетленками коллег по цеху.

Беляев же, несмотря на жару традиционно одетый в черное, вертел публикой как хотел, всецело пользуясь силой одной своей харизмы. Дорвавшиеся-таки до больших площадок (вот, что сила "Голоса" творит) Therr Maitz для фестивалей группа крайне подходящая - правда, под них больше хочется релаксировать, чем активно двигаться. Но с таким аншлагом и лечь то особо негде - хайп свой дело делает. В этом случае он оправдан, правда, группу хочется на основательном уровне сравнить с Tesla Boy. То есть, это всё круто в плане техническо-профессиональном, но жизни и нерва песням немного не хватает - ремесла в них больше, чем чувств.

По главной сцене - открывавшие её Glintshake играют всё более и более аутентично, будто на дворе год этак 1992, а сама группа родом откуда-то из северо-востока США, вызывая разом целый ряд музыкальных ассоциаций - от Sonic Youth до Lush. Традиционно для утренних часов публики было немного, но заданную группой волну поддерживали они горячо - перед сценой даже случился импровизированный слэм. Однако на следовавших далее Ляписов людей набежало как на хэдлайнеров - можно было смело двигать их по таймлайну вниз. И неудивительно - большинство из зрителей пришло увидеть группу в нынешнем виде в последний раз. Для прощального тура была подготовлена не только крепко сбитая программу на основе альбома "Матрёшка", но и соответствующий видеоряд - под "Бесы" на экране мелькали логотипы Первого канала и белорусского СТВ, припев "Манифеста" визуализировался драками депутатов на заседании Думы, на "Командире" на заднике без остановки шли радостные колонны первомайских демонстраций, а на "Телевизоре" экраны всевозможных сводок новостей собирались в огромный череп. Неудивительно, что группа категорически отказалась играть старые песни - тут-то и в привычном амплуа Михалок сначало явно чувствовал себя зажато. Отклик публики был, конечно, менее активным, чем на клубных концертах Ляписа, но та ближе к середине раскачалась, так что паззл в итоге сложился, хотя изначально группа выглядела неким инородным телом в списке артистов (хотя, после прошлогоднего Сплина уже никого подобным не удивишь).

Как уже упоминалось, зрителей у Austronatalis и SOHN было немного, но случайных среди них практически не было. Первый, как всегда, живьём экспрессивен и бодр (в качестве гостевого камео в выступлении поучаствовал Noize MC), а вот прячущегося за названием группы безымянного англичанина уже успели наречь "Джеймсом Блейком для бедных", а зря. Общие черты, конечно, есть, но в его песнях больше чувствуется пост-r'n'b, что скорее ставит его в один ряд с How To Dress Well. Да и нещадная жара и солнечный свет - это не самый лучший антураж для столь деликатной музыки, куда круче и уместнее бы его сет смотрелся часа этак в два ночи. Но Пикник, увы, закрывает свои двери в 23.00.

MGMT сумели подружить в своей нынешней концертной программе все собственные ипостаси, которые группа примеряет от альбома к альбому. Основное внимание уделялось дебютнику "Oracular Spectacular", так что актуальный окончательный переход группы к психодел-попу был виден лишь частично - например, в "вырви-глаз"-видеоряде (особенно хочется отметить использование камеры GoPro в кавере на "Introspection" Faine Jade), или в безумном 5-минутном лирическом отступлении в "Kids" (которое потом логично перетекло в полную наркоманию финальной песни "Alien Days"). Группа выглядит будто не от мира сего, но требуемое от неё выполняет на полную, да и общая расслабленность играемого материала с солнечными ваннами шла "на ура" (в противовес тому же SOHN).

Хэдлайнеры главной сцены этого года играли на полях ностальгии. Легенды брит-попа Suede играли целиком свой лучший диск "Dog Man Star". Правда, в итоге оказалось, что не целиком - во второй своей половине, вообще, это не сильно бодрая пластинка, потому неудивительно, что из сет-листа выбыло аж три песни ("Daddy’s Speeding", "The Power" и "Black or Blue"), а этого никто особо и не заметил. Но Андресон (Brett Anderson) исправно высекает искры, как и в первых лайвах группы на волне популярности, и вообще ведет себя сильно веселее и раскованнее, чем на игравшихся когда-то в Москве сольных концертах. Единственное, с чем очевидный перебор,- все медленные композиции он пропевал, стоя на коленях. Но, может, так Бретт отдыхал от гиперинтенсивных плясок, а вовсе не возводил позерство в абсолют. А так - фанатский восторг и радость. Jamiroquai же своей популярности в России должны быть обязаны русскому MTV, так что ничего удивительного, что их концерт собрал народу не меньше, чем в том году Blur.

С другой стороны, такой же жирной точки не получилось - быть стадионной группой, как говорил коллега Куркин годом ранее, это всё-таки призвание и работа. Удивительно, но выхолощенный фанк Джей Кея и ко живьём звучит ещё более стерильно, чем на записи - громко крикнуть "Скучно!" хотелось на этак песне третьей. И не мне одному - уставшая публика немного посмотрев хэдлайнера начала медленно, но верно растекаться по направлению к выходу. В то время как на второй сцене играл именитый вибрафонист Мулату Астатке (Mulatu Astatke). Народу на нём было немного, но все, кто пришёл, были в теме, и были этим довольны. Тем более, что обаятельный дедушка по ходу сета наращивал обороты, и от неторопливых, но красивых этноджазовых произведений к концу сета перешёл к натуральным танцам.

Пикник Афиши, задуманный некогда как "модель идеальной Москвы", уже десяток лет этой идеальной ролевой моделью и остаётся, и в этой роли на его популярность и посещаемость не претендует ни один другой местный фестиваль. Атмосферность и дружелюбие, царящее один день в году в Коломенском - это непоколебимая константа, помешать которой не могут ни растущие цены на билеты, ни отсутствие актуальных имён в хэдлайнерах. Пикник вновь удался, и, может в чем-то он и продемонстрировал некую стагнацию, но, если в прошлом году было хорошо, и в этом было не хуже (разве что не хватало всё той же "финальной точки"), пусть теми же методами, разве это можно назвать плохим результатом?

20.07.2014, Сергей МУДРИК (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: