MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-48. День 14 и Большой финал

Деймон Олбарн и Майкл Киванука. Самые печальные концерты Montreux Jazz Festival и его радостные итоги.

Montreux Jazz Festival подвел итоги двухнедельной работы: невзирая на проливной дождь и замену двух сетов, общее число посетителей всех площадок фестиваля составило 210 000 человек. Половина концертов (особенно в Jazz Club) была распродана задолго до начала фестиваля. Количество проданных билетов на закрытые мероприятия демонстрирует устойчивый рост: оно составило 83,000 за 16 дней - внушительный рост по сравнению с 72,000 за 16 дней в 2012 году и 105,000 за 18 дней в 2013-м.
Отрицательный тренд показали только доходы от продажи еды, и это объяснимо: на протяжении одной недели из двух находиться на променаде из-за дождя было откровенно неуютно.

Музыка на площадках звучала непрерывно: под дождем и на солнцепеке, утром и глубокой ночью. Конкурсы, лекции и семинары проходили при огромном стечении публики. А работа фонда The Montreux Jazz Artists Foundation (MJAF), начавшись за год до проведения фестиваля, продолжится и сейчас.

Прощаться с фестивалем всегда непросто: спустя две недели непрерывного слушания качественной музыке в тишине начинаешь испытывать настоящие наркоманские "ломки". Помогают воспоминания,- и пусть они не всегда радостные, но всегда - содержательные.

17 июля. Самый грустный день

В этот день упал малайзийский "боинг". Сразу стало как-то не до музыки - мы просто тревожно мониторили новостную ленту и все ждали указания на то, что это ошибка или идиотский розыгрыш. Но вот начались заголовки: CNN, BBC... И стало ясно, что друзья в FB не просто так пишут "ну, п*здец", и на концерт мы шли с тяжелой душой. Это был наш последний вечер в Монтрё.

Жизнь на фестивале начинается обычно около 5-6 часов вечера, хотя концерты в парке идут уже с двух. В пресс-центре дают интервью участники Монтрё, журналисты обступили участников команды Олбарна. В парке Vernex перед открытой сценой, склонив голову набок, слушает биг-бэнд Rast Пит Доэрти (Pete Doherty) - ему на сцену к 10.
Площадки постепенно заполняются народом. над променадом поплыл знаменитый запах сдобных вафель. Площадка Music In The Park полна сидящих на траве и в шезлонгах улыбающихся людей. Здесь мирно, вкусно и весело.

В Auditorium Stravinski начинает выступление британский соул-певец Майкл Киванука (Michael Kiwanuka) - мы очень удивляемся, увидев на сцене скромный состав из трех человек, хотя в записях музыканта всегда очень богатые струнные и духовые аранжировки, да и возможности для привоза бэндов любой величины Монтре предоставляет немалые. Но тут все очень лаконично: помимо Майкла, который традиционно маячит на авансцене с гитарой, герои вечера - басист Питер Рэндалл (Peter Randall) и барабанщик Грэм Годфри (Graham Godfrey). Стартуют с медитативной "Tell Me A Tale" - протяжный голос Майкла плачет и зовет, мелодия неспешно раскручивается и кажется, что впереди у нас - еще много-много времени.
"Я очень рад вновь оказаться на одном из лучших фестивалей мира, - говорит Майкл. - Он многое для меня значит, и я хочу поделиться с вами этим важным для меня чувством."

На самом деле, музыка Кивануки держится на сплошном вокале - она довольно однотипна с композиционной точки зрения. Чаще всего это инди-рок с характерной "гитарной стеной" и довольно занудным рефреном; зато он очень круто смотрится за фортепиано, а иногда его гитара выдает зудящие звуки "хаммонда".

Зато Деймон Олбарн (Damon Albarn) привез в Монтре не только свежий сольный альбом, но и целую толпу вокалистов, рэпера из Ганы и целую кучу струнных инструментов - от укулеле и скрипок до контрабаса. А программу свою построил на большой ретроспективе номеров Blur, Gorillaz и The Good, The Bad & The Queen. Многие песни были слегка реаранжированы в откровенный инди-рок, а огромный этно-хор сделал каждый номер настоящим событием.

Он начал с качающего мягкого ритма "Lonely Press Play", при этом сразу обнаружилось, что перкуссии, которые в записи занимают довольно большое место, в живом исполнении кочуют от одного музыканта к другому. Сразу обратил на себя внимание гитарист и басист Сейе Аделекан (Seye Adelekan) - в его руках за этот вечер перебывало такое количество инструментов, что это само по себе можно считать шоу.
Титульный номер с сольного альбома "Everyday Robots" была исполнена Олбарном за клавишными - мягкие спокойные аккорды, спокойный грустный голос и скрипичные партии создавали атмосферу невероятной грусти и нежности; сейчас Дэймон, пожалуй, близок по настрению к сольным работам Джорджа Харрисона - в них тоже есть это спокойствие, с которыми мудрый человек оcознает и принимает несовершенства мира.

Но тут программа сделала крутой поворот - ужесточились риффы, скрипки исчезли, и Олбарн начал давать настоящую "стадионную звезду" под "Tomorrow Comes Today". Очень здорово, что он начал петь ее живьем - в исполнении"мультяшек" песня многое теряет.
Программа Gorillaz продолжилась сразу двумя эпическими номерами: "Slow Country" и жутковатая Kids With Guns", в ходе которой весь зал подпевал "оу-оу" - на всем протяжении исполнения этой песни Олбарн прыгал по сцене зайцем-энерджайзером, а потом схватил гитару и начал отчаянно рубиться на авансцене. А завершил эту энергичную коду регги "Three Changes" (TGTBTQ).

И вновь лирический сплит: взяв гитару, Деймон сольно исполнил "Hostiles", а дальше, на той же интонации, перешел к "Photographs", заметно ужесточив ее финал и завершив плотной "стеной" риффов, и почти без перехода - к пост-апокалиптической "Kingdom Of Doom", которую завершил очень узнаваемый прогон из Clash.

Вторая часть концерта стала "гостевой": музыканты из Ганы и Уганды, великолепный юркий рэпер Manifest стали гостями Олбарна на сцене. "Этот парень был первым, кто принял меня, когда я приехал в Уганду, и оказал мне гостеприимство, - сообщил Деймон. - И я решил показать вам творчество его и его коллег, потому что нам всем стоит больше знать друг о друге". В этой тплой компании дальше и проходили все номера сета: депрессивная "Hollow Ponds", пестрая этническая "Man`ana"... но самым мощным номером, конечно же, стал горилловский "Clint Eastwood" c отличными, очень уместными рэп-вставками и мультяшной "погоней" за всеми участниками группы.

И, верьте или нет, у меня было полнейшее ощущение, что Деймон поет о нас с вами и о том, что мы переживаем сейчас:

"Finally someone let me out of my cage
Now, time for me is nothing cause I'm counting no age
Now I couldn't be there
Now you shouldn't be scared
I'm good at repairs
And I'm under each snare
Intangible"

На бис при поддержке хора Олбарн исполнил "Mr Tempo" и "Heavy Seas Of Love" - с кучей красивых соул-элементов и сольных партий музыкантов. Концерт завершился заполночь. И хотя за весь сет Олбарн не произнес ни одного слова о политике, весь концерт был проникнут настроением грусти и раздумьями о будущности человечества.

18 июля. Большой Финал

А на следующий день был Большой Финал - и вновь, по традиции, в Большом зале был устроен огромный джем-сейшн, в ходе которого под руководством и при участии Куинси Джонса, Уэйна Шортера (Wayne Shorter) и Херби Хэнкока (Herbie Hancock) молодые музыканты создавали потрясающие номера в дуэте с мэтрами, - и, хотя мы этого не увидели, мы знаем: вновь весь зал был захвачен их мастерством, любовью у жизни и музыке.
Хочется верить, что мы обязательно вернемся в Монтрё: ведь этот фестиваль объединяет не только музыкантов из разных стран - он делает нас всех чуточку добрее и лучше.

Хотите приобщиться и понять, в чем красота MJF? - посмотрите подборки видео-архивов на сайте Montreuxjazz.com. А еще лучше - приезжайте в Монтрё, чтобы увидеть и услышать все это самостоятельно.


Звуки благодарят SWISS и Switzerland Tourism за помощь в организации репортажа.

25.07.2014, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:

  • Фестиваль - MJF-2023: финал, 21.07.2023
    Последний день джазового фестиваля в Монтре: много фанка, любимая группа марка Ронсона и немного нескучных цифр »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 14 и 15, 13.07.2023
    Пэт Мэтини, Маркус Миллер, Бадди Гай, Джо Бонамасса - когда гитарные боги спускаются на землю, они отправляются в Монтре. Свежий репортаж с главного джазового фестиваля планеты! »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 12 и 13, 13.07.2023
    Maluma, Emilia, Mega, La Zarra, Seal и Morcheeba - эти и многие другие шоу в репортаже Звуков, а также в прямой трансляции фестиваля Монтре »»