ФЕСТИВАЛЬ  Stereoleto 2014

От Гришковца до конголезцев — грани возможного на традиционном питерском фестивале Stereoleto.

Главный летний фестиваль Петербурга с каждым годом крепчает. Зрителей все больше, организация смежных развлечений все более качественная, ну и лайнап — по-прежнему, причудлив и даже экзотичен. В этот раз вместо привычных двух сцен поставили три, одну из которых, — "Звуквокруг" — можно было разглядывать (и слушать) со всех сторон. На ней выступали в основном российские музыканты и в основном модные. Например, дуэт La Vtornik, открывший фестиваль, — пружинистое диско с текстами на русском. Их директива "Давай-ка шевелись" стала modus operandi для большинства посетителей.

Но музыка на Stereoleto — лишь полдела. Все остальное — еда, арт-маркет, развлечения, спорт, постриженная трава, солнце и т.д. — все было организовано прилично. Людей, забредших на Елагин остров по ошибке, или смертельно пьяных — практически не наблюдалось. Одними из первых, на Quadro Stage, сцене во дворе Конюшенного корпуса, появился еще один российский коллектив — Juniper, зарядивший довольно бойкий нью-джаз. Мешать джаз с чем попало сейчас не зазорно, и у Juniper, по крайней мере, это нескучно получается.

Но не бывает продолжительного и легального веселья без элемента скуки: с некоторой натяжкой к этому пункту можно отнести Евгения Гришковца, выступавшего на Main stage вместе с грузинской командой Mgzavrebi. Последние, впрочем, были веселы и голосисты, как и положено грузинам. И Гришковец, возможно, был не виноват — просто жара, жажда, лето, в конце концов... а тут приходится зачитывать задушевные и оттого кажущиеся назойливыми монологи. "Жизнь — не магазин!" — с хрипотцой и надрывом декламировал Евгений, а Mgzavrebi, не обращая внимания на товарища, затягивали очередной жизнерадостный куплет.

Финны Death Hawks, повадками и внешним видом напоминающие все вместе взятые рок-группы рубежа 60-70-х и, одновременно, — героев Каурисмяки, исполняли блюз-рок с намеком краут, ну или на что-то похожее. Почти гипнотическими у Death Hawks выходили длительные инструментальные забеги.

До появления в конце первого дня веселой электро-поп-блондинки из Швеции Дженни Уилсон (Jenny Wilson), склонной к вылазкам в толпу, было много еще чего странного и хорошего: интеллигентное, меланхоличное техно из Австралии от Midnight Juggernauts, черный юмор и парадоксальная мощь сугубо акустических израильтян The Angelcy, откровенно гормональные и необъяснимо прилипчивые песни российской группы "Окуджав", по-агузаровски "бестолковые" трели Nina Karlsson, синти-поп в лакированных штиблетах от петербуржцев Vogual, густая, хорошо сваренная стилистическая каша Therr Maitz и проч.

Во второй день было жарче — по всем параметрам. Сначала на "Звуквокруг" поднялись Riff Action Family (опять же, питерская команда), волосатая и небритая, громкая и на английском, конечно же. Звучали они, несмотря на скромные с виду возможности "3D-сцены", довольно натурально и вполне профессионально; недаром, видимо, им доверили месяцем ранее разогревать Black Sabbath.

Украинский девичий балаган Dakh Daughters — броуновское движение напудренных лиц на фоне вавилонского многоголосия и абсурдного музыкального наполнения, похоже, давно практикует прикладную деконструкцию (сознания) слушателей и зверски нагоняет аппетит. "АукцЫон"... Ну, здесь, пожалуй, можно многозначительно промолчать.

Вторую часть Stereoleto, традиционно отдали на откуп французам по случаю Дня взятия Бастилии. Особенно запомнились "психо-панки" La Femme, на которых, как это обычно бывает с французами, приятно было даже просто глазеть: посередке — загадочная, красивая девушка в красном берете и обтягивающих черных джинсах, с каменным, без намека на улыбку лицом вившаяся перед синтезатором, как змея; слева от нее — клавишник, в рубашке нараспашку, полу-блондин или полу-шатен, сдержано улыбался и пил "Жигулевское"; пара модников, бас и гитара — по бокам; позади — барабанщик с электрошоковым ворсом на макушке.

Екатеринбуржцы "Сансара" собрали добрую половину женской части публики — плясать под "Мне нравится твоя челка" и под все такое прочее, за что коллектив преданно ими (женской частью т.е.) любим. Глядя на отличную форму, в которой пребывает сейчас лидер группы Александр Гагарин, можно сделать вывод, что кое-кто питается кровью юных, невинных поклонниц.

В Республике Конго поют обычно не от хорошей жизни, но зато как поют! Jupiter & Okwess International, во главе с длинным и тощим, как оглобля, Джупитером Боконджи (Jupiter Bokondji), этаким Снуп Догом из Киншасы, вызвали дикую танцевальную эйфорию, которая к концу выступления конголезских дьяволов достигла опасного апогея: какой-то большой дядя с пивом внезапно и восторженно заорал, тряся слежавшимся седым "ирокезом". Похожие больше на бандитов, с инструментами вместо мачете, черные весельчаки, пожалуй, находка: настолько странным, безумным и завораживающим было их выступление. Людям, проживающим в умеренных широтах, такая музыка, конечно, должна прописываться регулярно.

На карибские звуки оркестра Buena Vista Social Club слетелся, понятно, весь фестиваль, в связи с чем у площадки "Звуквокруг" можно было занять удобное место: там долго настраивались крайние по списку "Наадя". Надежда Грицкевич хороша во всем — замечательные вокальные данные, чувство меры, прозрачная блузка (на той самой фотографии), немосковская застенчивость...что еще? Еще Вертинский, еще очень живой кавер на песню группы Утро"Как же я был слаб в те дни".

Когда "Наадя" закончили, и толпа потекла в сторону выхода, некоторое время возле сцены в одиночестве, под звуки прощальной фоновой музыки, приплясывал человек в рубашке нараспашку. Тот самый клавишник La Femme.

16.07.2014, Олег ЗИНОВЬЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: