ФЕСТИВАЛЬ  Exit: дни 1 и 2

Актерское мастерство Stromae, старая школа Глории Гейнор, задушевная мрачность Afghan Whigs - в Сербии продолжается фестиваль Exit.

Фестиваль Exit начинается не собственно в Нови-Саде - традиционном месте его проведения, а на железнодорожном вокзале Белграда. Шестичасовой вечерний поезд заполнен сербами, англичанами, русскими, немцами и другой разношерстной братией с рюкзаками. Вагон наэлектризован предвкушением 4-дневного рейва и знатной пьянки. Впереди - 2 часа дороги и самый безбашенный фестиваль Европы.

День первый: пьяный Stromae, рогатые танцовщицы и ковбойский нуар

Самый трешовый день - мало того, что с погодой не везет (опять дожди) так еще и на входе образовалась огромная толпа, участники которой силятся протиснуться через ограждение с охраной к стойкам регистрации.

Оцепление, наконец, взято штурмом и толпа двигает к главной сцене, где в этом время играет бельгиец Stromae. Живьем рэпер приятно удивляет: оказывается, этот несколько странный худощавый юноша, сочиняющий в меру прилипчивые припевы на французском, еще и прекрасный актер (даром что ли учился на факультете кино в INRACI).

Протискиваемся к левому флангу огромного танцпола главной сцены в тот момент, когда бельгиец исполняет "Formidable" в традиционном для этой песни образе алкоголика - подкашивающиеся ноги, плевки на сцене, снятые крупным планом, и трогательная мать-старушка, утаскивающая "самовыпыливавшегося" Стромея со сцены. Алчи-алчи - бедный мальчик. Короткое вступление, и бельгиец выскакивает на сцену в котелке и бабочке под "Carmen". В чем бельгиец действительно силен, так это в умении держать зал. Перевоплощаясь из одного образа в другой, он ни на секунду не расслабляется, его пластика характерна и узнаваема, а кукольная внешность прибавляет образу некоторую трогательность. Под "Carmen", которая действительно очень похожа на одноименное произведение Бизе, Stromae поет, танцует и командует толпой танцоров, проецируемых на экран. Визуальная составляющая каждого выступления очень хорошо продумана - все движения рэпер делает синхронно с видеоартом. Антуража добавляют музыканты в английских котелках (кстати, в отличие от многих коллег по сцене инструментальное сопровождение у Stromae шло наполовину вживую).

Мы застаем уже вторую половину сета и музыкант немного устал. Свою визитную карточку - хит "Alors on danse" он исполняет несколько вымученно и без вдохновения. Зато на бис Stromae поет (или читает и поет) "Papaoutai" - судя по реакции зала, выбор правильный. На сцену его выносят в образе манекена из клипа и еще раз удивляешься артистизму певца - понятно, что и свет, и грим делают свое дело, но первые секунд 10 действительно кажется, что вынесли куклу, а сам артист сейчас будет петь в микрофон за сценой. Кукла оживает, и зал взрывается бурей одобрительных аплодисментов. Песня про папу идет на ура - Stromae на ходу меняет слова: зачитывает нараспев "exit fe-e-stival" и троллит клавишника. Заканчивает свой сет бельгиец со вкусом, хватается за невидимый выключатель, ждет пока толпа немного успокоится, показывает на незримую веревочку в руках, а затем рывком выключает свет на сцене. Прекрасная слаженная работа команды, артистизм лидера, неплохая помесь электро с хип-хопом - что еще нужно для хорошего концерта?

После паузы организованная толпа пьяных людей двигает на данс-арену, где в это время начинают свой сет Disclosure. Мне феномен братьев не очень понятен, однако, судя по заполненности танцпола, (представляющего собой огромный крепостной ров) солидарных со мной мало. Смотреть на электронщиков скучновато - стоят себе крутят ручки, вокруг них мечется какой-то невыразительный видеоарт по особых изысков, песни перетекают из одной в другую без явных отличий (только что bmp на пару единиц повыше). Понятное дело, что хаус - музыка не сложная, но ребята похоже осознанно стремятся к ее еще большему выхолащиванию - в большинстве треков даже нет читаемой басовой линии (таким образом, напрочь отсутствует гармония), только набор сэмплов и барабанные сбивки. Впрочем, народ вокруг танцует не останавливаясь между треками и особо не обламывается. После получасового стояния решаю переместиться на сцену Fusion, где в это время в разгаре выступление Afghan Whigs.

Тут атмосфера совсем другая - в воздухе ощутимый запах чего-то не легального (впрочем, на многие слабости посетителей Exit тут смотрят сквозь пальцы), народ в основном раскачивается, кто-то лениво танцует. Грег Дулли (Greg Dulli) с характерным надрывом выводит мрачную "Algiers" c новой пластинки "Do to the Beast", а в проигрыше хватается за палочки и отбивает ритм по бас-барабану, вгоняя зрителей в состояние легкого транса. Очень скоро шаманское настроение передается всем зрителям, включая обладателей почтенных седин. Afghan Whigs звучат атмосферно - ковбойский мрачняк, высокий и с надрывом голос Грега, будто бы основательно вымоченный в бурбоне, отсутствие любого внешнего лоска. В этом году группа выпустила свой первый за 16 лет новый альбом и похоже переживает творческий ренессанс.

На Main Stage в это время играют Pet Shop Boys. Народа не то чтобы не протолкнуться, но интерес к хедлайнерам определенно есть. Нил и Крис, похоже, продолжают обкатку последнего альбома "Electric" - по крайней мере, "I wouldn't normally do this kind of things" музыканты и танцовщицы исполняют в лошадиных масках с рогами, которые облюбовали во время тура в поддержку последнего альбома. Шоу на высшем уровне - шикарный видеоряд, потрясный звук (организаторы вынесли в середину арену еще один массив колонок, который прокачивал вторую половину поля). Сетлист британцев состоял из вещей с нового альбома и их классики - "Axis" перетекала в "One More Chance", а классический кавер "Go West" стоял в одном ряду с относительно новой "Love etc". Во время ее исполнения музыканты залезли в специальный ящик, откуда торчали только их головы, а на поверхность проецировалась кровать с конвульсивно двигающимися оставшимися частями тела.

День второй: Глория Гейнор, слэм в грязи и музыкальные экспромты

Главным событием второго дня стала, определенно, Глория Гейнор (Gloria Gaynor). И если поначалу выбор организаторов не казался столь уж очевидно верным (ну кому нужно пенсионерка эпохи диско с весьма противоречивой репутацией?), то с первыми аккордами "интро" стало ясно - позвали Глорию на фестиваль не зря. Атмосфера счастья и обожания - вот что почувствовал зритель, когда певица вышла на сцену. Странный феномен черных вокалисток состоит в том, что даже становясь мега-звездами, они сохраняют животную силу, которая помогала их предшественницам подняться из социальных низов на сцену.

Сетлист концерта безукоризненный: помимо стандартного репертуара (признаться, не сильно известного большинству) звучала "Killing Me Softly With His Song", хулиганская "Every Breath You Take" (эту в общем-то серьезную песню певица превратила в форматное рокабилли) и несколько дуэтов с бэк-вокалистом (последний периодически пел сольно, пока певица отдыхала между песнями). Градус возбуждения нагонялся профессионально и с отличным знанием предмета - когда "клиент был готов" прозвучали первые аккорды песни, которую ждали все, и хриплый голос, прошедший казалось и огонь, и воду, и медные трубы начал медленно раскручивать маховик ритма, играя обертонами.

Глория Гейнор определенно некий эталон качества: она работает, не делая себе скидок, живьем, по-настоящему, знает себе цену и свои козыри. На фоне этой, в общем-то, уходящей культуры шоу-бизнеса был грустно смотреть на сменивших ее на сцене Rudimental. Определенно талантливые музыканты с хорошей выучкой (о чем свидетельствовали некоторые фирмовые проигрыши и трубача, и гитариста) избрали для себя концептуальность как творческий принцип. На выходе... несмотря на обилие инструментов и лид-вокалисток Rudimental ни разу не достигли эмоционального пика, а только бесконечно наращивали плотность звучания и полиритмию без какой-либо разрядки. Пару неплохих моментов все же стоит отметить: песню "Spoon" группа начала с традиционного соло на ложках, а во время "Waiting All Night" стартовал слэм, отчего многие участники первой линии оказались забрызганы грязью.

С началом сета Asian Dub Foundation значительная часть пришедших переместилась на Fusion Stage. И если в первый день площадка был полупустой, то во второй коробочка полна.

Суровый брейк-бит, энергичная речевка, политизированные тексты, а на выходе иногда получались утяжеленные Gorillaz. Где-то в середине сета после песни "Flyover" частично полетела аппаратура. Сначала вокалист вместе с флейтистом устроили импровизацию с битбоксом, затем последовало соло на барабанах и несколько расширенный джем. Аппарат починили, и к экспромту поочередно подключились остальные участники группы. Получилось весьма органично, и лицо ADB удалось сохранить.

13.07.2014, Карэн КАЗАКОВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: