Фестиваль Exit начинается не собственно в Нови-Саде - традиционном месте его проведения, а на железнодорожном вокзале Белграда. Шестичасовой вечерний поезд заполнен сербами, англичанами, русскими, немцами и другой разношерстной братией с рюкзаками. Вагон наэлектризован предвкушением 4-дневного рейва и знатной пьянки. Впереди - 2 часа дороги и самый безбашенный фестиваль Европы.
День первый: пьяный Stromae, рогатые танцовщицы и ковбойский нуар
Самый трешовый день - мало того, что с погодой не везет (опять дожди) так еще и на входе образовалась огромная толпа, участники которой силятся протиснуться через ограждение с охраной к стойкам регистрации.
Оцепление, наконец, взято штурмом и толпа двигает к главной сцене, где в этом время играет бельгиец Stromae. Живьем рэпер приятно удивляет: оказывается, этот несколько странный худощавый юноша, сочиняющий в меру прилипчивые припевы на французском, еще и прекрасный актер (даром что ли учился на факультете кино в INRACI).
Протискиваемся к левому флангу огромного танцпола главной сцены в тот момент, когда бельгиец исполняет "Formidable" в традиционном для этой песни образе алкоголика - подкашивающиеся ноги, плевки на сцене, снятые крупным планом, и трогательная мать-старушка, утаскивающая "самовыпыливавшегося" Стромея со сцены. Алчи-алчи - бедный мальчик. Короткое вступление, и бельгиец выскакивает на сцену в котелке и бабочке под "Carmen". В чем бельгиец действительно силен, так это в умении держать зал. Перевоплощаясь из одного образа в другой, он ни на секунду не расслабляется, его пластика характерна и узнаваема, а кукольная внешность прибавляет образу некоторую трогательность. Под "Carmen", которая действительно очень похожа на одноименное произведение Бизе, Stromae поет, танцует и командует толпой танцоров, проецируемых на экран. Визуальная составляющая каждого выступления очень хорошо продумана - все движения рэпер делает синхронно с видеоартом. Антуража добавляют музыканты в английских котелках (кстати, в отличие от многих коллег по сцене инструментальное сопровождение у Stromae шло наполовину вживую).
Мы застаем уже вторую половину сета и музыкант немного устал. Свою визитную карточку - хит "Alors on danse" он исполняет несколько вымученно и без вдохновения. Зато на бис Stromae поет (или читает и поет) "Papaoutai" - судя по реакции зала, выбор правильный. На сцену его выносят в образе манекена из клипа и еще раз удивляешься артистизму певца - понятно, что и свет, и грим делают свое дело, но первые секунд 10 действительно кажется, что вынесли куклу, а сам артист сейчас будет петь в микрофон за сценой. Кукла оживает, и зал взрывается бурей одобрительных аплодисментов. Песня про папу идет на ура - Stromae на ходу меняет слова: зачитывает нараспев "exit fe-e-stival" и троллит клавишника. Заканчивает свой сет бельгиец со вкусом, хватается за невидимый выключатель, ждет пока толпа немного успокоится, показывает на незримую веревочку в руках, а затем рывком выключает свет на сцене. Прекрасная слаженная работа команды, артистизм лидера, неплохая помесь электро с хип-хопом - что еще нужно для хорошего концерта?
После паузы организованная толпа пьяных людей двигает на данс-арену, где в это время начинают свой сет Disclosure. Мне феномен братьев не очень понятен, однако, судя по заполненности танцпола, (представляющего собой огромный крепостной ров) солидарных со мной мало. Смотреть на электронщиков скучновато - стоят себе крутят ручки, вокруг них мечется какой-то невыразительный видеоарт по особых изысков, песни перетекают из одной в другую без явных отличий (только что bmp на пару единиц повыше). Понятное дело, что хаус - музыка не сложная, но ребята похоже осознанно стремятся к ее еще большему выхолащиванию - в большинстве треков даже нет читаемой басовой линии (таким образом, напрочь отсутствует гармония), только набор сэмплов и барабанные сбивки. Впрочем, народ вокруг танцует не останавливаясь между треками и особо не обламывается. После получасового стояния решаю переместиться на сцену Fusion, где в это время в разгаре выступление Afghan Whigs.
Тут атмосфера совсем другая - в воздухе ощутимый запах чего-то не легального (впрочем, на многие слабости посетителей Exit тут смотрят сквозь пальцы), народ в основном раскачивается, кто-то лениво танцует. Грег Дулли (Greg Dulli) с характерным надрывом выводит мрачную "Algiers" c новой пластинки "Do to the Beast", а в проигрыше хватается за палочки и отбивает ритм по бас-барабану, вгоняя зрителей в состояние легкого транса. Очень скоро шаманское настроение передается всем зрителям, включая обладателей почтенных седин. Afghan Whigs звучат атмосферно - ковбойский мрачняк, высокий и с надрывом голос Грега, будто бы основательно вымоченный в бурбоне, отсутствие любого внешнего лоска. В этом году группа выпустила свой первый за 16 лет новый альбом и похоже переживает творческий ренессанс.
На Main Stage в это время играют Pet Shop Boys. Народа не то чтобы не протолкнуться, но интерес к хедлайнерам определенно есть. Нил и Крис, похоже, продолжают обкатку последнего альбома "Electric" - по крайней мере, "I wouldn't normally do this kind of things" музыканты и танцовщицы исполняют в лошадиных масках с рогами, которые облюбовали во время тура в поддержку последнего альбома. Шоу на высшем уровне - шикарный видеоряд, потрясный звук (организаторы вынесли в середину арену еще один массив колонок, который прокачивал вторую половину поля). Сетлист британцев состоял из вещей с нового альбома и их классики - "Axis" перетекала в "One More Chance", а классический кавер "Go West" стоял в одном ряду с относительно новой "Love etc". Во время ее исполнения музыканты залезли в специальный ящик, откуда торчали только их головы, а на поверхность проецировалась кровать с конвульсивно двигающимися оставшимися частями тела.
День второй: Глория Гейнор, слэм в грязи и музыкальные экспромты
Главным событием второго дня стала, определенно, Глория Гейнор (Gloria Gaynor). И если поначалу выбор организаторов не казался столь уж очевидно верным (ну кому нужно пенсионерка эпохи диско с весьма противоречивой репутацией?), то с первыми аккордами "интро" стало ясно - позвали Глорию на фестиваль не зря. Атмосфера счастья и обожания - вот что почувствовал зритель, когда певица вышла на сцену. Странный феномен черных вокалисток состоит в том, что даже становясь мега-звездами, они сохраняют животную силу, которая помогала их предшественницам подняться из социальных низов на сцену.
Сетлист концерта безукоризненный: помимо стандартного репертуара (признаться, не сильно известного большинству) звучала "Killing Me Softly With His Song", хулиганская "Every Breath You Take" (эту в общем-то серьезную песню певица превратила в форматное рокабилли) и несколько дуэтов с бэк-вокалистом (последний периодически пел сольно, пока певица отдыхала между песнями). Градус возбуждения нагонялся профессионально и с отличным знанием предмета - когда "клиент был готов" прозвучали первые аккорды песни, которую ждали все, и хриплый голос, прошедший казалось и огонь, и воду, и медные трубы начал медленно раскручивать маховик ритма, играя обертонами.
Глория Гейнор определенно некий эталон качества: она работает, не делая себе скидок, живьем, по-настоящему, знает себе цену и свои козыри. На фоне этой, в общем-то, уходящей культуры шоу-бизнеса был грустно смотреть на сменивших ее на сцене Rudimental. Определенно талантливые музыканты с хорошей выучкой (о чем свидетельствовали некоторые фирмовые проигрыши и трубача, и гитариста) избрали для себя концептуальность как творческий принцип. На выходе... несмотря на обилие инструментов и лид-вокалисток Rudimental ни разу не достигли эмоционального пика, а только бесконечно наращивали плотность звучания и полиритмию без какой-либо разрядки. Пару неплохих моментов все же стоит отметить: песню "Spoon" группа начала с традиционного соло на ложках, а во время "Waiting All Night" стартовал слэм, отчего многие участники первой линии оказались забрызганы грязью.
С началом сета Asian Dub Foundation значительная часть пришедших переместилась на Fusion Stage. И если в первый день площадка был полупустой, то во второй коробочка полна.
Суровый брейк-бит, энергичная речевка, политизированные тексты, а на выходе иногда получались утяжеленные Gorillaz. Где-то в середине сета после песни "Flyover" частично полетела аппаратура. Сначала вокалист вместе с флейтистом устроили импровизацию с битбоксом, затем последовало соло на барабанах и несколько расширенный джем. Аппарат починили, и к экспромту поочередно подключились остальные участники группы. Получилось весьма органично, и лицо ADB удалось сохранить.
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)