MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-48. Дни 6, 7 и 8: фамильное древо, молодые корни

Goldfrapp, Plaistow, Massive Attack, Jamie Cullum и новые имена - в очередной порции рассказов о Monreux Jazz Festival.

На любом фестивале дождь - событие. На Гласто он означает веселое купание в грязи, на Sziget -тюки с пахучим сеном и прессованными опилками, которыми будет завален весь остров. А вот на состоянии площадок и настроении слушателей Montreux Jazz Festival погодные условия практически не отражаются: основные залы закрыты и не пропускают шум дождя, а все концерты на открытых площадках по-прежнему проходят при стечении народа. У входа в парк Vernex волонтеры раздают дождевики, а со сцены хлещет нью-орлеанский джаз - от души наяривает американский школьный биг-бэнд. А вот футбол - другое дело: во время полуфинала даже самые стойкие зрители разбегаются по окрестным пабам.

9 июля. Нежность моя.

Сегодня - день британских электронщиков. В Stravinsky достаточно серьезную заявку на успех сделали дебютанты Jungle - их альбом "Busy Earnin'" хорошо принимают, хотя большой зал группа еще не держит: держится несколько интровертно, программу отрабатывает слегка механически. А зря, потому что у них есть как минимум один крутой хит, на исполнение которого можно было запросто раскрутить зал.


Концерты Goldfrapp всегда содержат существенный элемент неожиданности: лидер-вокалистка Элисон Голдфрапп не только обладает шикарным богатым вокалом в 4 октавы, но и умеет составить ему выгодное полистилистическое обрамление. Тем удивительнее, что в этот раз Элисон, кажется, решила начать с акустических вещей, а к середине программы сконцентрироваться на прямолинейной электронике, сопровождающейся видеопроекциями (по первому образованию Элисон - художник, специализирующийся на инсталляциях).
На сцене колышутся мрачные силуэты деревьев, тоненькая Элисон пробирается сквозь этот электронный лес, похожая на заблудившуюся героиню Кэролла; она застывает у авансцены - такая нежная, с огромными глазами и растрепанной прической,- и начинает с самых противоречивых песен-биографий - "Tales Of Us" - "Jo", "Drew", "Stranger" и "Alvar". Как рассказывали музыканты, материал нового альбома был вдохновлен эстетикой нуар и мистически сложными рассказами о любви - сценическое исполнение обнажает трагическую составляющую этих сюжетов.
Электронная музыка Goldfrapp гармонично сочетает в себе элементы диско, глэм-рок и электронику, но ее стержень - драматический вокал Элисон, на нем держится вся интрига вечера. Верный Уилл Грегори (Will Gregory), отвечающий в паре за "синтетику и синтез", в этот раз предпочитает накручивать гитарные партии на акустике поверх фонограмм. Перейдя к хитам, дуэт существенно утяжеляет аранжировки - "Yellow Halo" сходу и не узнать. Половина легковесной "Little Bird" становится intro к потяжелевшей "You Тever Know". А в тот момент, когда "Train" переходит в "Utopia" и "Lovely head", понимаешь: стилистически последний альбом получился ближе всего к знаменитому дебюту "Felt Mountain". И даже знаменитая "Number 1" этого впечатления не разрушит.

На бис Golfrapp исполняют "Strict machine", предваряемую миксом из вещей с других альбомов, а также лязгом и звоном механических деталей. И мы покидаем зал, чтобы попасть...

...На переполненный рэпом и укуренными подростками сет Outkast. Однако далеко продвинуться к сцене нам не удается, поэтому вечер заканчивается футболом.

10 июля. Атака Гризли, писательница на заборе.

Многие нововведения "эффективных менеджеров" MJF хороши - в частности, благодаря их бурной деятельности, попасть в основной джазовый зал фестиваля можно только с боем. Необъятная вокалистка Sweet Georgia Brown явно рада такому обстоятельству - аудитория ей досталась прекрасная, знающая стандарты, понимающая и подпевающая. А вот устаканить программу большого зала пока удается не всегда. Невзрачная девушка Banks никак не может служить разогревом для группы масштаба Massive Attack.

Massive Attack, надо честно признать, обкатали свой best of до состояния такой художественной цельности и четкости, что это шоу можно считать эталоном современной музыки... и левой идеологии.
Роберт Дель Найя (Robert “3D” Del Naja) и Грант Маршалл (Grant “Daddy G” Marshall) возят по миру отлаженную машину по производству сложных эмоций: они безжалостно давят на нейтральность и политкорректность, запуская прямо с "United Snakes" и "Risingson" под тревожный бит цепочку ассоциаций-вирусов, которые апеллируют к способности слушателя сомневаться и задавать вопросы. Благодаря сотрудничеству с художником и общественным деятелем Адамам Кертисом (Adam Curtis) экран-инсталляция, которая раньше проецировала абстрактные символы из "Матрицы", сейчас содержит исчерпывающую информацию об окружающем нас мире и кучу удручающей статистики. Вот звучат грозные клавишные риффы на гигантской плазме за спинами музыкантов начинают вспыхивать желтые заголовки - и между Джастином Бибером и Бейонси вдруг мелькают слова "Ирак" и "Донецк". Вот в правом углу под пение старичка-лесовичка Хораса (Horace Andy) тикает счетчик - столько видов животных сегодня умерло на планете, и уже по-другому слышишь рефрен: "Girl I love you but your loving has gone forever".

Мартина Топли-Берд (Martina Topley-Bird) заводит волшебную "Teadrop" - а у нее над головой лучи образуют смертоносный, разрезающий пространство меч.

Текут по экрану поисковые запросы Google: прозак, как купить метадон онлайн, как избавиться от беременности, найти анонимного психиатра, как продать почку, прозак, прозак... Мы сотни раз слышали "Psyche", Angel' и "Butterfly Caught" - все эти вещи были созданы достаточно давно, мы знаем их наизусть. Но живьем они все еще вставляют так, что ни один концерт после этого серьезно не воспринимается. Исполнение финальной "Unfinished Sympathy" взяли на себя все вокалисты - и стало очевидно, насколько разный характер они придают песням группы.

Плотный, чудовищно плотный ритм и энергия, которой ожидаешь, скорее, от рок-музыки, - таковы MA и таковыми мы их обожаем. Многие из их вещей построены на контрасте-сбивке: плотная ритм-секция и высокий парящий вокал (Хорас с "Angel", Дебора в "Safe From Harm', Мартина в "Paradise Circus'). гипнотическое воздействие этих композиций огромно - как хорошо, что Роберт и Грант не увлекаются политтехнологиями!


11 июля. Японский бог.

Сегодня в Монтрё - день японской культуры. В Jazz Club терзает рояль наша любимая пианистка-хулиганка Hiromi, которая прожигает свою блестящую академическую технику, исполняя кроссовер. В Rock Cave пилит недурной хард разрисованный татуировками Miyavi. А на открытой площадке расположились Tokyo All-Star Jazz Orchestra - в их исполнении стандартов всегда слышишь какой-то подвох.

Швейцарцы Plaistow достигли в своем развитии того уровня абстракции, когда любая композиция становится поводом для большого искусствоведческого исследования, происходящего прямо на глазах публики. Это классический пример того, как музыканты небезуспешно вовлекают слушателя в свои размышления, позволяя увидеть и прочувствовать, как происходит зарождение темы.

Наш путь лежит в зал Стравинского - здесь как раз завершает выступление африканская звезда этно-джаза Лаура Мвула (Laura Mvula). Эта певица выступает в Монтре далеко не впервые, однако раньше ее сет был частью "африканского дня" либо внутреннего фестиваля world music, и вот впервые Лаура удостоилась отдельного сета, для чего вообще не стала привлекать никаких этно-звезд, ограничилась простым акустик-роковым составом с добавлением скрипки и включила в состав саундтрек из мультика "Король Лев" и "Human Nature" Майкла Джексона, а заодно несколько композиций в стилистике госпел.



Героем дня (да чего уж там, всего Montreux!) для нас стал Джейми Каллам (Jamie Cullum). Этот молодой британский пианист - вроде Ди Каприо от джаза: абсолютно любимый и узнаваемый всеми посетителями Montreux, "золотой мальчик", обладающий уникальной способностью заражать своей любовью к музыке. Джейми не просто хороший техничный музыкант - техничных много; но он еще и обладает сокрушающим темпераментом и счастливым талантом к коммуникации. Его любят музыканты, слушатели, журналисты и техники сцены. Они прощают ему даже селфи прямо на сцене в процессе исполнения композиции. Крепкий, приятный салонный джаз с умеренным количеством импровизаций этот парень делает живым и исполненным юмора, а его знаменитые прыжки по мониторам и роялю все снимают на мобильники, хотя отлично знают, что получится, в лучшем случае, смазанный вихрь.

Костяк сет-листа Джейми - композиции с выпущенного в минувшем году альбома "Momentum'. Одна из них, "The Same Things', открывает программу. Но дальше музыкант предлагает мощный крен в сторону кавер-версий: его собственные вещи прекрасно уживаются с "Just One of Those Things" и "Love for Sale' Кола Портера; огромной популярностью пользуется "The Wind Cries Mary" Джими Хендрикса, так что поначалу, когда звучит собственная каллэмовская "Mind Trick', даже начинаешь машинально копаться в памяти - что же это он так клево переделал. Джейми не просто создает каверы - он их проживает, вкладывая в исполнение ту личную интонацию и то настроение, которое и создает ощущение органики. Конечно, огромная заслуга в этом - музыкантов, которые с готовностью пускаются в авантюры аранжировки: великолепно держит ритм саксофонист и мультиинструменталист Том Ричардс (Tom Richards) в связке с барабанщиком Брэдом Уэббом (Brad Webb), а на все руки мастер Рори Симмонс (Rory Simmons) умудряется одновременно играть на трубе и программировать.

Каллам многим обязан Montreux Jazz Festival - по сути, он вырос на этой площадке, он - воплощение ее "американской мечты": свой первый большой концерт он дал в Miles Davis Hall по приглашению Клода Ноббса, представляя свою дебютную программу "Twentysomething' в 2003 году. Поэтому Джейми посвятил три песни своей программы памяти Клода, предварив их словами:
- Это песни Клода, который первым поверил в меня, когда еще никто в меня не верил, и дал мне первый слот на этом фестивале. Спасибо, Клод!

И далее, приглушив огни, сольно исполнил связку - "What A Difference A Day Made" Ариты Франклин, "Blackbird' The Beatles и собственную "Save Your Soul".

К середине сета Джейми разошелся настолько, что взялся за битбокс - исполнил "Happy" Фаррелла Уильямса, подыгрывая себе на деке рояля, присоединившихся музыкантов заставил качать тяжелый бит, под который спрыгнул в толпу, чтобы там обниматься с поклонницами, а следом за этим - вернулся на сцену, чтобы там бацать по барабанам и пытаться дуть в трубу; представил музыкантов, попутно посетовав на то, что у его клавишника Рори Симмонса потерялся лэптоп ("Слушайте, я знаю, швейцарцы - люди честные, верните. а? Там все равно ничего полезного, кроме музыки. которую совершенно невозможно слушать!"), - и все это - за каких-то пять минут.

Предваряя веселый балкан-твист "When I Get Famous", Каллам весело рассказал:
- Это песня от лица парня, которого игнорируют все девочки в школе и он мечтает стать экстремально популярным, чтобы привлечь ее внимание... Нет, это песня не обо мне... мои школьные годы были весьма разнообразны, в том числе и в сексуальном плане... Я посвящаю эту песню вам, господа на галерке!

Зал к этому моменту уже кипит, зал полностью покорен, и тут ему еще добавляют "Don't Stop the Music" Рианны - но мало и этого: чтобы разнообразить сольные партии в "Twentysomething" этот паршивец отбирает у опешившего видеооператора камеру и начинает снимать солирующих музыкантов, толпу и кулисы, превратив соло в увлекательное шоу.

Толпа, что неудивительно, не собирается отпускать Джейми, хотя на часах уже почти полночь. Публика так завелась, что хором исполняет рефрен из "Twentysomesting' еще несколько минут после того, как Джейми и его банда покинули сцену.
Разумеется, он вернулся. И исполнил попурри из Синатры и Рианны, завершив его импровизированным лирическим посвящением Монтрё.

Джейми Каллам - молодой резидент фестиваля, и как же прекрасно, что этот фестиваль живет не только легендами прошлого, но и создает новые!


Продолжение следует.
Звуки благодарят Swiss Airways и Switzerland Tourism за помощь в организации репортажа.

12.07.2014, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:

  • Фестиваль - MJF-2023: финал, 21.07.2023
    Последний день джазового фестиваля в Монтре: много фанка, любимая группа марка Ронсона и немного нескучных цифр »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 14 и 15, 13.07.2023
    Пэт Мэтини, Маркус Миллер, Бадди Гай, Джо Бонамасса - когда гитарные боги спускаются на землю, они отправляются в Монтре. Свежий репортаж с главного джазового фестиваля планеты! »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 12 и 13, 13.07.2023
    Maluma, Emilia, Mega, La Zarra, Seal и Morcheeba - эти и многие другие шоу в репортаже Звуков, а также в прямой трансляции фестиваля Монтре »»