В Монтре идет дождь, набережные пусты. Однако на площадках Montreux Jazz Festival царит оживление - каждый второй концерт проходит с пометкой "Sold out". Рекорды этого года: билеты на Фаррелла Уильямса и Стиви Уандера были выкуплены онлайн за 6 минут с момента начала продаж. Маленький Jazz Club трещит по швам, попасть в него после начала концерта просто невозможно.
6 июля. Лучше новых двух.
Пробиться на концерт Хучи-Кучи-Бадди Гая (Buddy Guy) нереально - весь концерт толпа, набившаяся в зал Стравинского, даже не имеет возможности пританцовывать. А со сцены вдалеке несутся легендарные " I Just Want to Make Love to You", "Hoochie Coochie Man" и "Voodoo Child". Экраны показывают крупным планом лицо Бадди - удивительно, как этот замухрышка в кепочке и смешном пиджачишке в горох умудряется подчинять себе зал!
Фирменные гитарные "проходы" и тягучий блюз музыкант чередует с прыжками и танцами, отчего весь сет напоминает пятиборье. Полтора часа мощной плотной игры, свежее, молодое лицо и живой интерес к женскому полу - в свои 77 Бадди точно знает какой-то секрет вечной молодости, недоступный простым смертным.
Woodkid, с успехом дебютировавший на прошлогоднем фестивале в сопровождении симфонического оркестра, в этот раз выступил сразу в двух амплуа: он стал дизайнером фирменного постера MJF и принял участие в камерном концерте Buika в Jazz Club. Увидеть его там было вдвойне странно: дикая, распиасанная татуировками Конча (María Concepción Balboa Buika) с ее животным, эмоционально окрашенным вокалом и этническими композициями - довольно странная пара для анемичного и отстраненного Йоана. Из певицы, как из небольшого портала, буквально хлещет поток энергии. Почти все ее песни претерпели ради этого сета реаранжировки: “La Nave del Olvido,” “Las Hojas Muertas,” “Siboney,” “Mi Niña Lola,” “El Ultimo Trago,” “Jodida pero Contenta,” “Sombras,” “Mentirosa” - в каждой появилась сольная партия, даром что аккомпанировали ей лишь клавишник и пианист. А “Luz de Luna” Конча посвятила всем великим композиторам и музыкантам, певшим когда-либо в стенах Монтре. Ее композиции, базируясь на традиции фламенко, вобрали многое и с родины певицы - Африки. Ее пение гипнотизирует и заставляет сопереживать, - даром, что значение слов, спетых по-испански, никто из публики не понимает, но оно как-то очень емко передается, вызывая в голове почти кинематографической четкости картины. Все же не зря Buika - любимица Альмодовара.
Корреспондент Борис Барабанов давно не испытывал такого искреннего восторга на концертах людей, которые выходят на сцену в одиночестве. Марк Розенберг, он же Passenger, - один из сонма бардов, которые регулярно появляются на музыкальном горизонте и разбавляют своими пронзительными балладами EDM-радиохиты . Марк Розенберг прекрасно понимает, с кем играет на одном поле, поэтому в Монтре в качестве увертюры к своему главному хит-синглу "Let Her Go" воспроизвел несколько строк из "Wake Me Up" Авичи и Алоэ Блэка. Люди сходили с ума от восторга, как и во время другого кавера - "Sound Of Silence" Пола Саймона и Арта Гарфанкла. И все-таки Passenger - главный фолк-певец современности. Не только благодаря строгому следованию традиции, но и в силу бесконечного обаяния и человеческого магнетизма. Переполненную аудиторию зала Jazz Lab он держал силой шутки , правильной интонации и грамотно выстроенных песенных сюжетов. Какой-то он был... родной.
7 июля. По кличке Счастливчик.
Когда впервые видишь обладателя многих "Grammy" и "Оскаров" Фаррелла Уильямса (Pharrell Williams) живьем, сразу бросается в глаза несоответствие его внешности и довольно скромных вокальных данных и мощнецкой харизмы. Фаррелл - абсолютная звезда, но, кажется, он не прикладывает к тому, чтобы оставаться звездой, ни малейших усилий. Его заостренная мордочка смешно выглядывает из-под дурацкой фетровой шляпы, он весь какой-то угловатый, подростковый, странный. Двигается довольно скупо, улыбается редко, общается путано: "Я хочу сказать всем вам, что вы заплатили денег, чтобы увидеть это шоу, и каждый заплаченный цент дает нам и вам возможность самовыразиться... Я хочу, чтобы вы сейчас прочувствовали, за что заплатили свои деньги!" (WTF?!)
И все же Уильямс - суперзвезда, причем, как раз такая, какую не стыдно позвать в Монтрё (на том же уровне - Джастин Тимберлейк, а ниже границы допустимого окажется Джастин Бибер). Для того, чтобы зал пришел в восторг, ему достаточно просто широко и от души улыбаться. И в зале - аншлаг, невзирая на ливень и понедельник, и кругом - праздник и positive vibrations.
Фаррелл стартует с "Lose Yourself to Dance",- и тут становится очевидно, за счет чего он собрался держать публику в тонусе на протяжении всего шоу: характерные интонации Майкла Джексона и шикарный акробатический кордебалет. 2 бэк-вокалистки и 6 разнокалиберных танцовщиц с запредельной пластикой и сексуальностью, которая просто сшибает с ног - афродизиак на весь вечер. Девицы изгибаются и кружатся, меняя наряды - от банных халатов в "Come Get It Bae" до латекса.
Интересен был выбор центрального кавера: "Drop It Like It's Hot", которую и сам Snoop Dog, кажется, уже почти не исполняет, стала не просто рэпом, а рэп-гимном, в ходе которого не одна девица в зале пожалела. что сейчас находится не на сцене.
И, разумеется, хиты - "Happy", Marilyn Monroe и "Get Lucky", известная всем по знаменитому дуэту с Daft Punk. Интересно, что в живой версии огромное внимание уделяется сольным партиям музыкантов - и тут внезапно обнаруживается, что в составе Уильямса есть настоящая звезда - бас-гитарист Дуэйн Мур (Dwayne Moore), играющий слэпом в характерной фанковой манере, которую обожает, к примеру, Prince. Его игра придает слегка однообразному фальцету Фаррелла глубину и превращает его диско в очень пеструю, неоднозначную картину.
8 июля. Король Лев.
На сцене разворачивается тайфун из двух гитар - знаменитый "The Soundmaker" знаменует собой начало выступления мексиканского дуэта Rodrigo y Gabriela. Эти непостижимо техничные ребята уже не раз восхищали публику Монтре, но в России известны мало. Их уникальный инструментальный почерк - использование всех элементов гитары: дека выполняет роль перкуссии, гитарные струны ведут мелодическую линию, а при помощи педали можно создать весьма внушительную ритм-секцию. Но главное - это потрясающий темп, который гитаристы выдерживают с уникальной четкостью и точностью. Их игра объективно сложна и интеллектуальна - но еще она безупречно горяча и эмоциональна.
Экспрессия "Diablo Rojo" и "Torito" сменяется шикарным соло Родриго, а следом уже прет, как паровоз, неотвратимый "The Russian Messenger". Его сменяет инструментальная версия программной вещи Rage Against the Machine, "Bombtrack", но мало кто из респектабельной публики Montreux эту вещь знает, и шутка осталась неоцененной. А жаль: по сути, дуэт-то роковый, в его работах с легкостью прослеживаются корни "тяжелой" классики.
На всем протяжении концерта меня слегка смущает странное соседство: рядом стоит продюсер Бари Алибасов и его "На-На". Стоят, улыбаются, пытаются снимать концерт на iPad. Так и подмывает спросить: ребята, вы же слушаете нормальную музыку, но почему же вы играете эту дрянь?..
Ударная часть шоу: Rodrigo y Gabriela отдают дань уважения сегодняшнему хедлайнеру - Роберту Планту, исполняя кавер на"Stairway to Heaven". Правда, надолго их не хватает, и пара переключается на "Creep" (которую весь зал поет с видимым удовольствием). Далее идут две бронебойные вещи собственного сочинения - и знойные гитареро уступают сцену мэтру.
На время смены декораций меня заносит в Montreux Jazz Lab - второй по величине зал фестиваля, в котором сегодня царит британская электроника. На сцене как раз начинают сет психоделические дети цветов MGMT - после странного зловещего inro, в ходе которого эхо разносит над залом слова "It's working", команда запускает слушателей прямиком в холодный шизокосмос, в котором неспешно дрейфуют неопознанные электронные объекты. На экране расцветают флюоресцентные растения и перемещаются искаженные фигуры, в залитом стробоскопами зале - примерно то же самое. Темп и рисунок мелодии при этом не меняется. Через 20 минут, как раз на "Cool Song No. 2", я не выдерживаю и покидаю зал. И попадаю прямо на первые аккорды...
"Babe, I'm Gonna Leave You" - эта песня Джоан Баез известна широкой публике именно благодаря Роберту Планту, однако для начала концерта это все же довольно необычный выбор. Но замысел Роберта становится быстро понятен: в ходе сольных элементов этой медитативной композиции он представляет публике всех членов своей пестрой команды - трех классических гитаристов, Джастина Адамса (Justin Adams), Биффи Фаллера (Biffy Fuller) и Скина Тайсона (Skin Tyson), а также самого необычного члена команды, марокканца Жулдеха Камару (Juldeh Camara), отвечающего в группе за однострунную скрипку рити, дребезжащий колого и прочие экзотические инструменты. И пусть вас не обманывает то обстоятельство, что этнике в программе Robert Plant and the Sensational Space Shifters отводится довольно много места - программа остается насыщенной, драйвовой и роковой. В реюнионе Led Zeppelin Планту нужды нет - он сам себе LZ: примерно половину программы составляют знаменитые "Black Dog", "Going to California", "Whole Lotta Love" и "What Is and What Should Never Be", - при этом собственные вещи Планта нисколько не проигрывают "легендам" по силе экспрессии и выразительности. Полюбуйтесь, к примеру, на автобиографическую вещь "Tin Pan Valley".
Роберт Плант - музыкант широчайшего выразительного диапазона; в свои 66 он прям, изобретателен и чертовски сексуален. Его голос свеж, высок и обладает способностью вводить публику в транс. Когда он откидывает назад свою поседевшую гриву, он напоминает своей горделивой осанкой золотого льва. Но при этом Роберт вовсе не чужд самоиронии и с видимым удовольствием болтает с публикой ("В перый раз мы выступали в Монтре довольно давно... черт, я ничего не запомнил из того выступления, да это и не имеет значения, давайте я сейчас изображу что-то более запоминающееся"), энциклопедически образован и с удовольствием исполняет evergeen-хиты рок-н-ролльной классики: "Fixin' to Die", "Spoonful" - пожалуй, эти песни сейчас вообще мало кто способен удержать в своем творческом багаже.
Но самое главное - Плант творит на сцене свою непостижимую магическую историю, которая заставляет с первых нот ощущать, насколько сложен и гармоничен его музыкальный мир: в нем скрипки Сенегала и Гамбии сосуществуют с блюзом из дельты Мисиссипи, а гитарный британский хард отлично соседствует с музыкой Марокко. Это действительно сенсационный дрейф сквозь время и пространство, и он не только завораживает, но и внушает почтение.
Как раз сейчас идет предзаказ на новый альбом, которому предстоит побороться в чартах со знаменитым "Mighty ReArranger" (2005), и что-то мне говорит, что Плант не зря темнит, не показывая материала с него.
P.S. После второго биса, исполнив "Rock and Roll" и отчаявшись убедить публику разойтись, Плант весело взмолился:
- Leave me! I am pregnant! (Отпустите меня! Я беременный!).
1981 – Группа Yes ушла в бессрочный творческий отпуск. Тревор Хорн занялся продюсерством, его коллеги — Алан Уайт и Крис Сквайр задумали создать совместно с Джимми Пейджем супер-группу под названием XYZ (сокращение от ex-Yes-and-Zeppelin). Спустя 2 года, наигравшись, Yes вновь собрались вместе в… »»
Leo PARKER (1925)
Bob ANDERSON (1934)
Paul ROTHCHILD (1935)
Glen D. HARDIN (1939)
Mike VICKERS (1941)
Стабблфилд КЛАЙД (1943)
Andy NARELL (1954)
Майк НАУМЕНКО (1955)
Todd TERRY (1967)