MONTREUX JAZZ FESTIVAL  Монтрё-48. Дни 3, 4 и 5: многообразие видов

Robert Plant, Buddy Guy, Pharrell Williams, Buika, MGMT и Rodrigo y Gabriela - герои очередного репортажа с берегов Женевского озера.

В Монтре идет дождь, набережные пусты. Однако на площадках Montreux Jazz Festival царит оживление - каждый второй концерт проходит с пометкой "Sold out". Рекорды этого года: билеты на Фаррелла Уильямса и Стиви Уандера были выкуплены онлайн за 6 минут с момента начала продаж. Маленький Jazz Club трещит по швам, попасть в него после начала концерта просто невозможно.

6 июля. Лучше новых двух.

Пробиться на концерт Хучи-Кучи-Бадди Гая (Buddy Guy) нереально - весь концерт толпа, набившаяся в зал Стравинского, даже не имеет возможности пританцовывать. А со сцены вдалеке несутся легендарные " I Just Want to Make Love to You", "Hoochie Coochie Man" и "Voodoo Child". Экраны показывают крупным планом лицо Бадди - удивительно, как этот замухрышка в кепочке и смешном пиджачишке в горох умудряется подчинять себе зал!
Фирменные гитарные "проходы" и тягучий блюз музыкант чередует с прыжками и танцами, отчего весь сет напоминает пятиборье. Полтора часа мощной плотной игры, свежее, молодое лицо и живой интерес к женскому полу - в свои 77 Бадди точно знает какой-то секрет вечной молодости, недоступный простым смертным.

Woodkid, с успехом дебютировавший на прошлогоднем фестивале в сопровождении симфонического оркестра, в этот раз выступил сразу в двух амплуа: он стал дизайнером фирменного постера MJF и принял участие в камерном концерте Buika в Jazz Club. Увидеть его там было вдвойне странно: дикая, распиасанная татуировками Конча (María Concepción Balboa Buika) с ее животным, эмоционально окрашенным вокалом и этническими композициями - довольно странная пара для анемичного и отстраненного Йоана. Из певицы, как из небольшого портала, буквально хлещет поток энергии. Почти все ее песни претерпели ради этого сета реаранжировки: “La Nave del Olvido,” “Las Hojas Muertas,” “Siboney,” “Mi Niña Lola,” “El Ultimo Trago,” “Jodida pero Contenta,” “Sombras,” “Mentirosa” - в каждой появилась сольная партия, даром что аккомпанировали ей лишь клавишник и пианист. А “Luz de Luna” Конча посвятила всем великим композиторам и музыкантам, певшим когда-либо в стенах Монтре. Ее композиции, базируясь на традиции фламенко, вобрали многое и с родины певицы - Африки. Ее пение гипнотизирует и заставляет сопереживать, - даром, что значение слов, спетых по-испански, никто из публики не понимает, но оно как-то очень емко передается, вызывая в голове почти кинематографической четкости картины. Все же не зря Buika - любимица Альмодовара.

Корреспондент Борис Барабанов давно не испытывал такого искреннего восторга на концертах людей, которые выходят на сцену в одиночестве. Марк Розенберг, он же Passenger, - один из сонма бардов, которые регулярно появляются на музыкальном горизонте и разбавляют своими пронзительными балладами EDM-радиохиты . Марк Розенберг прекрасно понимает, с кем играет на одном поле, поэтому в Монтре в качестве увертюры к своему главному хит-синглу "Let Her Go" воспроизвел несколько строк из "Wake Me Up" Авичи и Алоэ Блэка. Люди сходили с ума от восторга, как и во время другого кавера - "Sound Of Silence" Пола Саймона и Арта Гарфанкла. И все-таки Passenger - главный фолк-певец современности. Не только благодаря строгому следованию традиции, но и в силу бесконечного обаяния и человеческого магнетизма. Переполненную аудиторию зала Jazz Lab он держал силой шутки , правильной интонации и грамотно выстроенных песенных сюжетов. Какой-то он был... родной.

7 июля. По кличке Счастливчик.

Когда впервые видишь обладателя многих "Grammy" и "Оскаров" Фаррелла Уильямса (Pharrell Williams) живьем, сразу бросается в глаза несоответствие его внешности и довольно скромных вокальных данных и мощнецкой харизмы. Фаррелл - абсолютная звезда, но, кажется, он не прикладывает к тому, чтобы оставаться звездой, ни малейших усилий. Его заостренная мордочка смешно выглядывает из-под дурацкой фетровой шляпы, он весь какой-то угловатый, подростковый, странный. Двигается довольно скупо, улыбается редко, общается путано: "Я хочу сказать всем вам, что вы заплатили денег, чтобы увидеть это шоу, и каждый заплаченный цент дает нам и вам возможность самовыразиться... Я хочу, чтобы вы сейчас прочувствовали, за что заплатили свои деньги!" (WTF?!)
И все же Уильямс - суперзвезда, причем, как раз такая, какую не стыдно позвать в Монтрё (на том же уровне - Джастин Тимберлейк, а ниже границы допустимого окажется Джастин Бибер). Для того, чтобы зал пришел в восторг, ему достаточно просто широко и от души улыбаться. И в зале - аншлаг, невзирая на ливень и понедельник, и кругом - праздник и positive vibrations.
Фаррелл стартует с "Lose Yourself to Dance",- и тут становится очевидно, за счет чего он собрался держать публику в тонусе на протяжении всего шоу: характерные интонации Майкла Джексона и шикарный акробатический кордебалет. 2 бэк-вокалистки и 6 разнокалиберных танцовщиц с запредельной пластикой и сексуальностью, которая просто сшибает с ног - афродизиак на весь вечер. Девицы изгибаются и кружатся, меняя наряды - от банных халатов в "Come Get It Bae" до латекса.
Интересен был выбор центрального кавера: "Drop It Like It's Hot", которую и сам Snoop Dog, кажется, уже почти не исполняет, стала не просто рэпом, а рэп-гимном, в ходе которого не одна девица в зале пожалела. что сейчас находится не на сцене.

И, разумеется, хиты - "Happy", Marilyn Monroe и "Get Lucky", известная всем по знаменитому дуэту с Daft Punk. Интересно, что в живой версии огромное внимание уделяется сольным партиям музыкантов - и тут внезапно обнаруживается, что в составе Уильямса есть настоящая звезда - бас-гитарист Дуэйн Мур (Dwayne Moore), играющий слэпом в характерной фанковой манере, которую обожает, к примеру, Prince. Его игра придает слегка однообразному фальцету Фаррелла глубину и превращает его диско в очень пеструю, неоднозначную картину.

8 июля. Король Лев.

На сцене разворачивается тайфун из двух гитар - знаменитый "The Soundmaker" знаменует собой начало выступления мексиканского дуэта Rodrigo y Gabriela. Эти непостижимо техничные ребята уже не раз восхищали публику Монтре, но в России известны мало. Их уникальный инструментальный почерк - использование всех элементов гитары: дека выполняет роль перкуссии, гитарные струны ведут мелодическую линию, а при помощи педали можно создать весьма внушительную ритм-секцию. Но главное - это потрясающий темп, который гитаристы выдерживают с уникальной четкостью и точностью. Их игра объективно сложна и интеллектуальна - но еще она безупречно горяча и эмоциональна.
Экспрессия "Diablo Rojo" и "Torito" сменяется шикарным соло Родриго, а следом уже прет, как паровоз, неотвратимый "The Russian Messenger". Его сменяет инструментальная версия программной вещи Rage Against the Machine, "Bombtrack", но мало кто из респектабельной публики Montreux эту вещь знает, и шутка осталась неоцененной. А жаль: по сути, дуэт-то роковый, в его работах с легкостью прослеживаются корни "тяжелой" классики.

На всем протяжении концерта меня слегка смущает странное соседство: рядом стоит продюсер Бари Алибасов и его "На-На". Стоят, улыбаются, пытаются снимать концерт на iPad. Так и подмывает спросить: ребята, вы же слушаете нормальную музыку, но почему же вы играете эту дрянь?..

Ударная часть шоу: Rodrigo y Gabriela отдают дань уважения сегодняшнему хедлайнеру - Роберту Планту, исполняя кавер на"Stairway to Heaven". Правда, надолго их не хватает, и пара переключается на "Creep" (которую весь зал поет с видимым удовольствием). Далее идут две бронебойные вещи собственного сочинения - и знойные гитареро уступают сцену мэтру.

На время смены декораций меня заносит в Montreux Jazz Lab - второй по величине зал фестиваля, в котором сегодня царит британская электроника. На сцене как раз начинают сет психоделические дети цветов MGMT - после странного зловещего inro, в ходе которого эхо разносит над залом слова "It's working", команда запускает слушателей прямиком в холодный шизокосмос, в котором неспешно дрейфуют неопознанные электронные объекты. На экране расцветают флюоресцентные растения и перемещаются искаженные фигуры, в залитом стробоскопами зале - примерно то же самое. Темп и рисунок мелодии при этом не меняется. Через 20 минут, как раз на "Cool Song No. 2", я не выдерживаю и покидаю зал. И попадаю прямо на первые аккорды...

"Babe, I'm Gonna Leave You" - эта песня Джоан Баез известна широкой публике именно благодаря Роберту Планту, однако для начала концерта это все же довольно необычный выбор. Но замысел Роберта становится быстро понятен: в ходе сольных элементов этой медитативной композиции он представляет публике всех членов своей пестрой команды - трех классических гитаристов, Джастина Адамса (Justin Adams), Биффи Фаллера (Biffy Fuller) и Скина Тайсона (Skin Tyson), а также самого необычного члена команды, марокканца Жулдеха Камару (Juldeh Camara), отвечающего в группе за однострунную скрипку рити, дребезжащий колого и прочие экзотические инструменты. И пусть вас не обманывает то обстоятельство, что этнике в программе Robert Plant and the Sensational Space Shifters отводится довольно много места - программа остается насыщенной, драйвовой и роковой. В реюнионе Led Zeppelin Планту нужды нет - он сам себе LZ: примерно половину программы составляют знаменитые "Black Dog", "Going to California", "Whole Lotta Love" и "What Is and What Should Never Be", - при этом собственные вещи Планта нисколько не проигрывают "легендам" по силе экспрессии и выразительности. Полюбуйтесь, к примеру, на автобиографическую вещь "Tin Pan Valley".

Роберт Плант - музыкант широчайшего выразительного диапазона; в свои 66 он прям, изобретателен и чертовски сексуален. Его голос свеж, высок и обладает способностью вводить публику в транс. Когда он откидывает назад свою поседевшую гриву, он напоминает своей горделивой осанкой золотого льва. Но при этом Роберт вовсе не чужд самоиронии и с видимым удовольствием болтает с публикой ("В перый раз мы выступали в Монтре довольно давно... черт, я ничего не запомнил из того выступления, да это и не имеет значения, давайте я сейчас изображу что-то более запоминающееся"), энциклопедически образован и с удовольствием исполняет evergeen-хиты рок-н-ролльной классики: "Fixin' to Die", "Spoonful" - пожалуй, эти песни сейчас вообще мало кто способен удержать в своем творческом багаже.

Но самое главное - Плант творит на сцене свою непостижимую магическую историю, которая заставляет с первых нот ощущать, насколько сложен и гармоничен его музыкальный мир: в нем скрипки Сенегала и Гамбии сосуществуют с блюзом из дельты Мисиссипи, а гитарный британский хард отлично соседствует с музыкой Марокко. Это действительно сенсационный дрейф сквозь время и пространство, и он не только завораживает, но и внушает почтение.
Как раз сейчас идет предзаказ на новый альбом, которому предстоит побороться в чартах со знаменитым "Mighty ReArranger" (2005), и что-то мне говорит, что Плант не зря темнит, не показывая материала с него.

P.S. После второго биса, исполнив "Rock and Roll" и отчаявшись убедить публику разойтись, Плант весело взмолился:
- Leave me! I am pregnant! (Отпустите меня! Я беременный!).


Продолжение следует.
Звуки благодарят Swiss Airways и Switzerland Tourism за помощь в организации репортажа.

09.07.2014, Соня СОКОЛОВА (ЗВУКИ РУ)

MONTREUX JAZZ FESTIVAL - свежие публикации:

  • Фестиваль - MJF-2023: финал, 21.07.2023
    Последний день джазового фестиваля в Монтре: много фанка, любимая группа марка Ронсона и немного нескучных цифр »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 14 и 15, 13.07.2023
    Пэт Мэтини, Маркус Миллер, Бадди Гай, Джо Бонамасса - когда гитарные боги спускаются на землю, они отправляются в Монтре. Свежий репортаж с главного джазового фестиваля планеты! »»
  • Фестиваль - MJF-2023: лучшие акты, дни 12 и 13, 13.07.2023
    Maluma, Emilia, Mega, La Zarra, Seal и Morcheeba - эти и многие другие шоу в репортаже Звуков, а также в прямой трансляции фестиваля Монтре »»