ФЕСТИВАЛЬ  Поставлено на поток

10 причин поехать на фестиваль Flow в Хельсинки.

Мы продолжаем публиковать гиды по летним фестивалям и на этот раз предлагаем вам 10 аргументов в пользу финского фестиваля Flow (Хельсинки, 8-10 августа).

1. Slowdive

Турне по случаю воссоединения патриархов шугейза оказалось не слишком продолжительным и вот уже близится к концу. Самый эффективный (с точки зрения поездки из России) и беспроигрышный в плане организации вариант - очевидно, именно Flow. Здесь нет риска напороться на плохой звук или оказаться в поле под проливным дождем, К тому же, отзывы о прошедших концертах Slowdive сплошь восторженные – британцы не только плотно и сыгранно звучат, но и излучают добрую энергетику. Группа эта явно не из тех, кто воссоединяется ради денег, преодолевая взаимную неприязнь. Строго говоря, карьера Slowdive закончилась почти 20 лет назад не из-за внутренних разногласий, а из-за того что эпоха закончилась и музыка их стала неинтересна издателям. К счастью, Рэчел Госуэлл (Rachel Goswell), Нил Хелстед (Neil Halstead) и их товарищи все же дождались признания, пусть и запоздалого. Такого наплыва зрителей, как в ходе этого фестивального тура, они не видели и в самом расцвете.

2. Нене Черри

Позвольте чуточку пафоса, но Нене Черри (Neneh Cherry) в самом деле великая певица и едва ли не самый недооцененный персонаж в современной музыке. Она часто оказывается не на первых ролях (как например, в CirKus, проекте собственного мужа, где довольствуется скромным статусом бэк-вокалистки) или вовсе в тени (как-никак, именно Нене стоит считать крестной матерью трип-хопа), а гастролирует и вовсе по большим праздникам. Видеть её надо сейчас – и потому, что в живом исполнении её новый диск «Blank Project» буквально расцветает, и потому, что следующий раз может быть нескоро. Когда шведка в следующий раз решится покинуть уютный дом, можно только гадать.

3. Сцена «The Other Sound of Finland»

Целая сцена, отведенная под электронные эксперименты, шумовую импровизацию и прочие отчаянно немейнстримовые жанры – большая редкость. Для сравнения – на скандинавских «двойниках» Flow, норвежском Oya и шведском Way Out West ничего подобного нет. В роли хедлайнера выступает немецкий неоклассик Hauschka с проектом HKZ, куда кроме самого немца входит финский перкуссионист Самули Косминен (Samuli Kosminen) и экс-виолончелист Kronos Quartet, бельгиец Джефри Цайглер (Jeffrey Zeigler). Но особенно интересно смотреть на многочисленных финнов вроде группы Kemialliset Ystävät (электронная сцена здесь традиционно развита) и заезжих экспериментаторов, не входящих в обойму фестивалей и дающих по 3-4 концерта в год.

4. The National и другие «звезды инди-рока».

Надо ли говорить, что в России есть немало поклонников The National, расстроенных отменой московского концерта. Опять же, нет более простого и близкого европейского выезда, чем Хельсинки. К тому же, репертуар фестиваля по части звезд современного инди совсем не ограничивается меланхоликами из Цинциннати и Нью-Йорка. Тут вам и The Horrors с новой пластинкой, и молодежь вроде канадца Мака Демарко (Mac DeMarco), британцев Jungle или американской группы Real Estate.

5. Диджеи.

Культура узкожанровых диджеев, играющих «эксклюзивные промо» почти заставила всех забыть, что за вертушками могут стоять меломаны-коллекционеры, под сеты которых можно не только танцевать на амфетаминах, но и слушать их как хорошее радио с неожиданным репертуаром. Flow – редкое место, где тот самый подвид «диджея с человеческим лицом» доминирует. Здесь даже не нужно ориентироваться на имена (хотя выступления предводителя знаменитого радио Intergalactic FM, голландцы I-F – прямо-таки обязательно для посещения). Стоит просто походить по разным площадкам и остаться там, где музыка будет приятнее. Благо, выбор самый широкий – от джаза и соула через классическое диско (которого тут традиционно много) к передовой электронике вроде скандинавского жанра skweee.

6. Холден и Хопкинс.

Именно так, дуплетом. Джеймс Холден (James Holden) и Джон Хопкинс (Jon Hopkins) будто бы задались целью показать, как по-разному можно играть электронику, стартовав практически с одной и той же точки. Хопкинс, имеющий репутацию интеллектуала и продюсирующий Coldplay, устраивает из своих лайвов настоящий рейв и даже нежную «Light Through The Veins» разгоняет в клубный «banger» уровня Avicii. Холден, еще недавно – тот самый техно-диджей с «эксклюзивными промо» в репертуаре, напротив, теперь предпочитает живые концерты с барабанщиком Томом Пейджем (Tom Page) из Rocketnumbernine, и балансирует где-то между краутроком и чуть ли не джазом.

7. Джаз.

Если разобраться, джаза на Flow едва ли меньше, чем в на фестивале в Монтрё, который позиционирует себя как джазовый. Частично виной тому неплохая местная сцена, но в программе, разумеется, не только финны. Выбор, как обычно, на все вкусы – от патриарха свободной импровизации британца Эвана Паркера (Evan Parker) до традиционалистов из квартета обладателя «Грэмми» Роя Харгроува (Roy Hargrove). Ну а из местных отметить стоит в первую очередь группу Mopo, играющую довольно смелый «электрический» джаз-рок.

8. Этника.

Flow, конечно, не WOMAD и даже не Sziget, но если вы не гонитесь за этникой прицельно, а предпочитаете брать из жанра лучшее, то фестиваль в Хельсинки подходит для этого почти идеально. Во-первых, этно-коллективы здесь всегда хорошо смотрятся – круглая сцена под воздушным шаром с одной стороны даёт ощущение карнавала, которое для восприятия этники необходимо, а с другой, артисты здесь располагаются настолько близко к зрителям, что создается впечатление, будто играют они лично для тебя. Смотреть стоит в первую очередь на супергруппу Les Ambassadeurs с Амаду Багайоко (Amadou Bagayoko) из Amadou & Mariam в составе, а также на сенегальских полиритмистов Jeri-Jeri, курирует которых немец Марк Эрнестус (Mark Ernestus), один из отцов берлинского лейбла Basic Channel, да и всего даб-техно в целом.

9. Slint

На каждом фестивале обязательно должны быть суперветераны. И если раньше Flow по этой части все-таки отставал от того же Primavera Sound, то теперь наверстывает упущенное. В дискографии Slint всего два альбома, датированные 1989-м и 1991-м, и подают их, ни много ни мало, как первооткрывателей пост-рока и мат-рока. На нынешние записи Mogwai или Battles их музыка не слишком похожа, скорее тут уместно сравнение со злыми и резкими пластинками Sonic Youth, но ясно что авангардности американцам не занимать.

10. Прекрасная организация.

Напоследок стоит сказать, что среди европейских фестивалей Flow – пожалуй, самый комфортный и по-умному организованный. Наполняемость площадок такая, что почти на каждом концерте можно подойти к сцене, при этом зоны разделены. В «ближнем кругу» нельзя находиться с сигаретами или напитками - никакого риска, что тебя, что тебя обольет пивом не в меру растанцевавшийся сосед. Повсюду почти идеальная чистота, а танцпол не превращается в кладбище пластиковых стаканов. Всё потому, что в стоимость напитка входят дополнительные два евро за аренду тары, которые можно получить обратно, сдав банку или стаканчик. Ну а главное – хороший звук на всех аренах, а в особенности на главной, что на больших фестивалях редкость.

04.07.2014, Ник ЗАВРИЕВ (ЗВУКИ РУ)

ФЕСТИВАЛЬ - свежие публикации: