Томас ДЕ МАДРИД  Ритмический пир

Я бывала в Испании как турист. И кажый раз задавала вопрос, где можно увидеть настоящее фламенко. Мне отвечали: пожалуйста, нет проблем,- и отводили на очередное эстрадное шоу. Настоящий концерт фламенко я смогла увидеть только в Москве...

Согласитесь, большинство из нас не много знают о том, что кроется за этим красивым словом - фламенко.
Да, скажете вы, это испанская городская (если хотите народная) музыкальная культура, имеет цыганские корни, основа - ритм: сложнейший, многовариантный, отражающий эмоциональность испанской души. Еще все знают Пако де Лусию, виртуозно исполняющего стиль фламенко на гитаре. А также фильмы Карлоса Сауры Кармен и Фламенко . Вот и все.

3 октября всех, кто интересуется этим культурным феноменом, в Театре Эстрады ждал поистине драгоценный подарок - выступление театра фламенко Томаса де МАДРИД.

Творческая биография этого удивительного танцовщика имеет длинную и яркую историю. Он организовал в Мадриде группу фламенко САМБРА, в 1965 г. выступал в балетах ВЕДЬМЫ , АЛЫЕ БАШНИ. В 1970 открыл и возглавил КАФЕ УХАЖЕРОВ, в - 1997 организовал одноименную труппу уже в Токио, куда ездил с многочиленными гастролями.
В 1979 и 1997 Томас поставил хореографию оперы Кармен на Эдинбургском фестивале. Осуществлял постановки в Мадриде и в Париже. В 1988 Томас де Мадрид получил золотую медаль на Романском фестивале, имеет Японскую премию искусств.

Это перечисление регалий и творческих достижений - повод сожалеть о том, что такого талантливого мастера мы узнаем лишь сейчас, и единственный состоявшийся концерт - скорее случайность. Правда очень приятная для тех, кто на него попал. А был аншлаг. И это - уже не не случайность!

...Первые негромкие звуки гитары, ритмичные хлопки ладоней,- и вдруг голос, пронзающий и завораживающий, перебивающий установленный порядок, творящий мелодию, как жизнь. В свет софитов выходят танцовщицы. Ведут неспешный рассказ чувственными говорящими руками, расставляя многочисленные акценты в танце: то резким поворотом, то взглядом, то перепутывая все взмахом широких испанских юбок. Сопровождает танец ритм, отстукиваемый каблучками: то еле уловимый, то настырный, рьяный.
Танец восходит к вершине по быстроте и четкости движений. Захватывает дух, и вот, кажется, заключительный аккорд. Но артисты лишь делают недолгую паузу - и вот уже взлет на новый уровень эмоций. Танец-соло каждой танцовщицы своеобразен: он отражение ее характера и переживаемых чувств.
Сам маэстро Томас виртуозен. Он легок, почти невесом, но мощь головокружительных, сменяющих друг друга ритмов гипнотизирует зал...

Буря оваций. То, что артистов не хотели отпускать, казалось, было неожиданно для испанцев. В благодарность они бисировали. И как! Танцевал каждый артист, включая гитаристов и вокалистов. Томас показал пародию на женский танец фламенко. Это было исполнено с большим чувством юмора. В этом концерте был кураж - а это ли не самое главное в сочетании с мастерством?

Я бывала в Испании как турист. И кажый раз задавала вопрос, где можно увидеть настоящее фламенко. Мне отвечали: пожалуйста, нет проблем,- и отводили на очередное эстрадное шоу. Настоящий концерт фламенко я смогла увидеть вчера в Москве. Надеюсь, это не последняя встреча, ведь артисты и зрители остались довольны друг другом, и есть надежда, что великолепным театром Томаса де Мадрида впредь смогут наслаждаться не только японцы и французы, но и наши соотечественники.

04.10.2000, Аглая ЗАЕЦ (ЗВУКИ РУ)